Данный этнографический тур предназначен для туристов, интересующихся историей и жизнью народов, компактно проживающих на территории Крыма.



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Проблемы развития этнографического туризма

 

 

Несмотря на столь яркую и широкую представленность в своем развитии на сегодняшний день этнографический туризм претерпевает ряд проблем. Эти проблемы можно рассматривать в глобальном (во всем мире), национальном (Российская Федерация) и региональном (Республика Крым) уровнях. Однако следует выделять и межуровневые проблемы, то есть те, которые проявляются одновременно в нескольких (более одного) уровнях.

Выявление, изучение и анализ проблем развития этнографического туризма как объекта настоящего исследования позволяет провести комплексную оценку и анализ перспектив, возможностей и факторов, сдерживающих и/или лимитирующих развитие этнографического туризма.

В РОССИИ

Учитывая огромный потенциал России для развития этнографического туризма, ее огромную территорию, богатое историческое и культурное наследие, все же можно выявить основные проблемы, существующие в стране и влияющие на развитие этнографического туризма:

1) Слабо развитая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергосбережения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубления и берегоукрепления);

2)  Слабо развитая туристская инфраструктура (недостаточность средств размещения туристского класса, баз отдыха, национальных центров, музеев под открытым небом, этнопарков, этнодеревень);

3) Низкий уровень вовлечения коренных жителей в туристскую деятельность;

4) Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

5) Недостаточно изучен этнический туризм: в настоящее время точно не выявлены его разновидности;

6) Недостаточно изучена роль территориальных особенностей в области организации и управления развитием этнического туризма;

7)  не определенным остается место этнического туризма в разработанных классификациях.

          Одновременно с этим можно выделить основные направления, которым следует уделить особое внимание, чтобы этнотуризм в России развивался:

1) Субсидирование проектов, направленных на развитие этнографического туризма (создание и апробация нового маршрута, реконструкция существующей инфраструктуры);

2) Сохранение и развитие территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера и видов традиционно - хозяйственной деятельности в Ханты – мансийском автономном округе – Югре (организация и проведение обучающих программ, семинаров с целью экономического развития общин коренных малочисленных народов Севера посредством этно – экологического туризма как вида экономической деятельности, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования.

3) Формирование туристского продукта этнографической направленности (разработка информационной политики по продвижению этнографического туризма, в том числе организация и проведение ознакомительных поездок, и проведение социологических и маркетинговых исследований с целью изучения потенциала для формирования этнографического продукта, проведение рекламных компаний в российских и зарубежных СМИ, создание социальных роликов и научных фильмов о культурных, исторических, этнических особенностях территории).

   Сдерживающее влияние на развитие этнографического туризма, по словам Бутузова А. Г., оказала идеология урбанизации в советский период, когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками.

   На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида туризма и путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.

   Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа -, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

В настоящее время отечественный этнографический туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу. Создание новых проектов, направленных на развитие этнографического туризма и субсидирование этих проектов регионами, а также формирование туристского продукта этнографической направленности, значительно бы повысило уровень развития этнографического туризма в России.

В КРЫМУ

Предпосылки развития этнографического туризма в Крыму [6]:

- степень этнического разнообразия населения очень высока, она проявляется не только в республиканском масштабе, но и в пределах отдельных районах;

- наличие уникального сочетания разных культурно-этнографических комплексов, которое сложилось вследствие длительной межэтнической ассимиляции и интеграции;

- необходимость в активной пропаганде межэтнической толерантности, учитывая напряженную политическую ситуацию;

- необходимость в более эффективном продвижении крымского этнографического туристского продукта на внутреннем рынке туристских услуг;

- деструктивное влияние урбанизации на культурный комплекс всех этнических групп региона.

В результате систематизации материала, проведенного сравнительного анализа деятельности музейных учреждений, научных обществ и общественных организаций по вопросам изучения этнической культуры и сбору предметов, имеющих этническую специфику, автором были сделаны определенные выводы, касающихся причин, сдерживающих процесс развития этнографического туризма в Республике Крым.

Прежде всего в Крыму отсутствует единый координационный центр, регулирующий вопросы по развитию крымской этнографии. Хотя Крымский краеведческий музеи и является методическим центром по развитию профильных музеев, но его невозможно рассматривать как функциональный центр, который координировал бы вопросы по развитию крымской этнографии.

Во-вторых музеями не осуществляется анализ планов по комплектации фондов историко – краеведческой направленности, которые должны в соответствии со своей спецификой и профилем ставить цель по комплектованию культурно – бытовых памятников. Планы музеев не содержат раздел, которые ориентировались бы на сбор, поиск, обработку этнографических материалов. Отсутствуют научные экспедиции, с целью поиска памятников этнической культуры.

В – третьих, годовые сводные отчеты музеев не выделяют отдельно группу предметов, имеющих по своей сути этническую принадлежность. Они идут в отдельной графе «Историко – бытовые» предметы. Пояснительная характеристика не содержит сведений о фактах их поступлений, а иногда не указывает уникальные. Отсутствие общей сводной информации о комплектации этнографических коллекций позволяет сделать вывод о том, что со стороны республиканских органов культуры имеется явная незаинтересованность в значении сбора, сохранения памятников и объектов этнографического показа, что свидетельствует о безуспешной реализации функции по сохранению подотчетных культурно – исторических памятников.

В-четвертых, музеями не определяются темы приоритетных этнографических исследований. Не осуществляется анализ тем музеями, которые выбираются для дальнейшего научного изучения. В результате, многие вопросы и проблемы остаются нерассмотренными и не отражают реальное состояние крымской этнографии. Этнографические исследования должны быть направлены не только на сельские районы, но и на города. На сегодняшний день ни одному городу на уровне монографии не дана этнографическая характеристика.

В-пятых, в Крыму не создана единая база музейных предметов по этническим культурам населения Республики Крым как объектов культурно –исторического наследия, нет ни одного сводного каталога. Представление информации о национальном культурном наследии Крыма в сети Интернет помимо обеспечения информационного ресурса для научных исследований вводило бы Крым в общемировое культурное информационное пространство.

В – шестых, на сегодняшний день во многих этнографических музеях Крыма этнографическая тематика представлена и раскрывается в общей экспозиции. С одной стороны этим достигается связь в экспозиции этнографических явлений с социально – экономическими и общественно – политическими, но с другой стороны, это делает показ этнической культуры фрагментарным. Привлечение фондов других музеев позволяет создавать самобытную, насыщенную оригинальными памятниками тематическую экспозицию.

В – седьмых, наиболее успешным способом комплексной демонстрации национальных культур отдельных территорий является музеи – скансены. В настоящее время этим заняты лишь частные туристские фирмы. Создание подобных музеев в Крыму - это и решение вопросов науки и культуры, и пополнение бюджета республики: любой из музеев подобного проявления и выражения может стать объектов этнографического туризма.

На данный момент этнографический туризм активно развивается во всем мире, в том числе имеются большие перспективы его развития и на территории Республики Крым.

Выделяют следующие выгоды от развития этнографического туризма:

1) Увеличение финансирования природных, культурных территорий и этнических общин;

2) Временные рабочие места предоставляются местным жителям в качестве гидов, владельцев домиков, музеев, проводников;

3) Продвижение образовательных программ о регионе и окружающей среде для туристов, то есть способ повысить осведомленность людей и возможность увеличить сторонников этого вида туризма, сохранения окружающей среды;

4) Получение прибыли без отрицательного воздействия на культуру и природу;

5) Этнографический туризм является средством объединения охраны окружающей среды и социально – экономического развития;

6) Никакой другой вид туризма в отличие от этнографического туризма не обеспечивает нетронутой природе экономическую ценность;

7) Этнографический туризм оказывает меньшее отрицательное влияние и приносит больше выгоды по сравнению с традиционным туризмом;

8) Этнографический опыт можно использовать в продвижении, как отдельных районов Крыма, так и республики в целом;

9) Этнографический туризм более совместим с образом жизни малочисленных этнических групп Крыма, чем совершенно другие виды туризма;

10) Этнографический туризм является хорошим способом продвижения и развития культурного туризма в Крыму;

11) Этнографический туризм не требует огромных инвестиций. Это связано с тем, что в этнографическом туризме потребители обращают внимание больше на получение впечатлений, чем на роскошь в обслуживании.

К потенциальным издержкам относятся:

- возможность деградации окружающей среды, связанная с поведением и действиями организаций и потребителей туристских услуг;

- нестабильность экономики, так как доход от туризма считается не постоянным и очень часто зависит от природных факторов;

- изменения в социально – культурной структуре, что может выражаться как в положительных изменениях, так и в отрицательных. В основном они негативны, примером этого может послужить ситуация, когда представители местной общины не привлекаются к планированию стадий этнографического тура.

К традиционным проблемам развития этнографического туризма относится неразвитая инфраструктура. В Крыму есть множество этнографических ресурсов, до которых очень сложно добраться, то есть нет хорошей транспортной доступности. В селах представляющие собой этнографические центры отсутствует достаточное количество средств размещения и предприятий питания, а то и вовсе нет. Немаловажную роль играет уязвимость на рынке или еще как называется это явление – брендирование. Крым всегда ассоциируется с морем, солнцем, историческими памятниками, виноградом, вином, а такое понятие как этнографический туризм только начинает выходить на рынок для потенциальных потребителей. Кроме того возможно такое, что в некоторых небольших населенных пунктах местные жители не готовы пускать туристов в свой микромир, не каждое село готово к приему туристов. Очень часто местные жители определенного села сами не знают о возможности организации этнографического туризма, а именно аборигенного туризма. Необходимо для этого найти точки соприкосновения с местными жителями, которые могли бы быть проводниками и экскурсоводами. На сегодняшний день аборигенный туризм для коренных малочисленных этнических групп может стать видом деятельности способствующим решению вопроса по безработице на местах и одновременно сохранению традиционной культуры. Аграрный туризм может выступать как вариант организации этнографического туризма самими жителями сел. В нем используются национальные жилища, предметы быта, демонстрация национальных обрядов, фольклор и декоративно – прикладное искусство, приготовление и дегустация национальных блюд. Конечно, для самих жителей это привычные и обыденные вещи, но для потенциальных туристов это своеобразная экзотика.

Преградой для развития туризма служит отсутствие пропаганды этнокультурного единства и разнообразия народов Крыма. Зачастую культурно – этнографические центры не имеют необходимого штата научных сотрудников, благоприятного транспортного и географического положения, информационной базы. Для решения всех возникших проблем развития этнографического туризма необходимо регулирование туристского бизнеса государством и взаимодействие всех участников туристского рынка, что включает в себя укрепление законодательно – правовой базы туристского комплекса, установление и укрепление взаимодействия органов государственного управления туризмом с производителями туристских услуг. В решении проблем развития активное участие должны принимать учебные заведения и туристские ассоциации, одной из необходимостей является разработка и создание новых необычных туристских маршрутов, которые должны быть включены в республиканские, межрегиональные и федеральные программы по развитию туризма в Крыму и в стране в целом.

 Музеи со своей стороны должны быть готовы подобного рода начинаниям, а именно, должны иметь достаточный научный материал по характеристике всех сторон этнической культуры населения полуострова. Это будет способствовать повышению роли музеи как источника этнокультурной информации.

Следует, однако, отметить, что проведенное исследование не исчерпывает многоаспектной проблемы изучения развития музейной этнографии в Крыму, для дальнейшей работы возможны направления, которые, по мнению автора, могут сделать процесс музейного развития и этнографического изучения полуострова более продуктивным. На наш взгляд основное:

1) Неизменно приоритетными должны оставаться содержания работы этнографических музеев и отделов, главной задачей которых является обоснование научной концепции комплектования музейных коллекций, их сбор и сохранение, научная реставрация, консервация и дальнейшее использование в экспозициях для популяризации памятников этнических культур, исходя из содержания коллекций;

2) Разработка концепции специальной профессиональной подготовки специалистов этнографов – музееведов;

3) Проектирование и реализация региональной программы с целью вовлечения студентов и школьников в теоретические и экспедиционные исследования этнических культур и сбора предметов для музеев;

4) Интеграция усилий и координация действий по изучению, сбору предметов и организации объектов этнографического туризма.

На территории Республики Крым у всех желающих есть возможность познакомиться как со всей традиционной культурой, так и с другими национальными культурами народов Крыма. Этнографический туризм относительно новый вид туризма и на протяжении истории его развития возникает немало преград. Этот вид туризма недостаточно изучен и точно не выявлены его разновидности, а также его территориальные особенности и их роль в области организации развития этнографического туризма, что есть одной из главных проблем развития этнографического туризма в Крыму. Для устранения этой проблемы необходимо решить такие задачи как изучение особенностей этнографического туризма, выбор территории, которая была бы пригодной для развития этнографического туризма.

В целом в качестве основных направлений развития этнографического направления внутреннего туризма можно выделить:

1) Разработка проектов и создание музеев этнографической направленности «под отрытым небом» для популяризации этнических групп;

2) Проведение фольклорного и событийного этнографического туризма;

3) Проведение охотничьего и рыболовного этнографического туризма;

4) Создание и открытие центров этнокультурных промыслов и ремесел, формирование и распространение новых культурно – этнографических брендов;

5) Развитие идеи эко-деревень с целью сохранения систем традиционного жизнеобеспечения и популяризации народной медицины.

Стоит отметить что неотъемлемым фактором успеха развития этнографического туризма в регионе будет являться наличие ведомственных или целевых программ на региональном и муниципальном уровнях. В них утверждены мероприятия направленные на поддержку данного вида туризма. Многообразие этнических групп Крыма и России в целом и их взаимодействие на протяжении всей истории является предпосылкой к развитию у россиян интереса к этнографическому туризму.

 

 

Перспективные направления

 

 

На сегодняшний день по Крыму проложено большое количество этнографических маршрутов. Все маршруты затрагивают и отражают все крупнейшие культурно – исторические объекты Крыма, показывают все культурно - этническое разнообразие региона.

Рассмотрим более подробно основные туристические маршруты по Крыму.

· Ближний сосед лучше дальней родни (Паспорт маршрута прилагается)

Рассчитанный на два дня тур «Ближний сосед лучше дальней родни» знакомит с культовыми объектами Керчи и Ленинского района.

Маршрут начинается с посещения в Керчи греческой церкви Афанасия Великого, где особое внимание привлекает мозаичный образ Спасителя и византийская икона Богоматери. Не менее интересным будет осмотр римско-католического храма Успения Богородицы, еврейской синагоги и музея евреев Керчи.

ТУТ ФОТО

Во второй день туристам предлагается обзорная экскурсия по с. Новониколаевка и осмотр музея этнографии, в котором можно ознакомиться с традиционной восточнославянской материальной и духовной культурой. Кроме этого, единственную в Крыму церковь старообрядцев, расположенную в с. Курортное.

ТУТ ФОТО

· Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех (Паспорт маршрута прилагается)

В ходе двухдневного тура «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех» совершается увлекательная прогулка по городам Южного берега Крыма.

Так, в первый день маршрута ждет обзорная экскурсия по с. Генеральское и с. Приветное, в ходе которой туристы познакомятся с элементами типичной для ЮБК жилой застройки конца 19 века. Приехав в с. Кипарисное, посетят ресторан крымско-татарской кухни «Старый Крым», а в с. Запрудное примут участие в Фестивале ялтинского лука «Луко-Морье».

ТУТ ФОТО

Второй день маршрута предусматривает прогулку по Гурзуфу и экскурсию по Ялте с посещением Историко-литературного музея, в котором оформлен раздел крымско-татарской этнографии. В пгт. Кореиз увидят туристы скульптуры «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба» и «Русалка», изготовленные по мотивам крымско-татарской легенды «Русалка и фонтан Арзы», а в завершении маршрута ожидается экскурсия по Симеизу.

ТУТ ФОТО

· Всякий дом хозяином хорош (Паспорт маршрута прилагается)

Этнографический маршрут «Всякий дом хозяином хорош» предлагает вам окунуться в мир разнообразной палитры этносов и культур Крыма. Продолжительность тура составляет 2 суток, он проходит по территории Симферополя, Симферопольского, Джанкойского и Красногвардейского районов.

Путешествие начинается в столице республики – Симферополе, где предусмотрена обзорная экскурсия по городу с посещением этнографического музея, крымско-татарского музея культурно-исторического наследия и историко-этнографического музея крымчаков. Кроме этого,  будет возможность продегустировать блюда украинской и армянской кухни в ресторане «Княжа втиха» и культурно-этнографическом центре «Армянский дворик» соответственно. Далее отправление в с. Журавлевка, где предлагается осмотр дома немецкого поселения, основанного в 80-е годы 19 века, а также в с. Широкое, где также будет возможность посетить музей истории села.

ТУТ ФОТО

Второй день маршрута предполагает посещение музея чешской культуры в с. Лобаново Джанкойского района, а также чешского и эстонского культурно-этнографических центров, расположенных в Красногвардейском районе.

ТУТ ФОТО

· Для дорогого друга - ворота настежь (Паспорт маршрута прилагается)

Увлекательная программа познакомит с разнообразием крымской культуры и богатством традиций, палитрой вкусов и ароматов. Маршрут рассчитан на 2 дня и предполагает посещение Евпатории, Сак и Черноморского района.

В первый день тура предусмотрена обзорная экскурсия по Евпатории с посещением культурно-этнографического центра «Одун-базар къапусы». Здесь предлагается знакомство с кухней, традициями и историей крымских татар, а также уникальным макетом средневековой Евпатории, воссоздающий город с точностью до каждого дома. Далее предстоит посещение музея истории и этнографии караимов, единственного в Европе монастыря странствующих мусульманских монахов – текие дервишей, краеведческого музея, а также дегустация еврейских блюд в кафе-музее «Йоськин кот».

ТУТ ФОТО

Второй день предусматривает переезд в Сакский регион и посещение краеведческого музея, а также предприятия «Сольпром», где можно познакомиться с традиционным занятием местных жителей – производством соли из морской воды. Завершится маршрут в Черноморском районе, где предусмотрено посещение краеведческого музея и урочища «Большой Атлеш».

ТУТ ФОТО

· Доброе братство милее  богатства (Паспорт маршрута прилагается)

 

Путешествие представляет собой двухдневный маршрут, в ходе которого вы побываете в Феодосийском, Судакском регионах и Нижнегорском районе.

Маршрут начинается с посещения в Феодосии караимского и армянского кварталов 19 века, краеведческого музея, музея рыбы и рыболовства, а также фестиваля «WineFeoFest», посвященного виноделию, или фестиваля рыбной кухни «Барабулька».

ТУТ ФОТО

Второй день тура предполагает экскурсию по Коктебелю с осмотром домов, построенных болгарами в 19 - начале 20 века. Кроме этого, предлагается посещение села Грушевка, Желябовка и Садовое, на территории которых сохранились традиционные дома конца 18 - начала 19 века. Также здесь запланирован осмотр музяй быта Желябовки и этнографический музей.

ТУТ ФОТО

· Истинное богатство не в достатке, а в единстве (Паспорт маршрута прилагается)

Это двухдневный маршрут, в программу которого входит посещение Старого Крыма, Кировского и Ленинского районов.

В первый день путешествия предусмотрена обзорная экскурсия по Старому Крыму с посещением музея истории, быта и культуры крымских татар, мечетей Бейбарса, Узбека, Куршум-Джами и Мюск-Джами, а также микрорайона «Красное село» («Болгарщина»), где сохранились мазанки - жилища крымских болгар. Кроме этого, есть возможность принять участие в фестивале «Минареты Солхата».

ТУТ ФОТО

Второй день тура начинается с посещения армянского монастыря Сурб Хач и фестиваля «Вардавар». В с. Золотое поле Кировского района вас ждет знакомство с культурно-этнографическим центром «Цюрихталь». В этом месте раньше было большое поселение крымских швейцарцев. Завершится маршрут осмотром сохранившихся построек немецкого поселения в с. Маковка Раздольненского района.

ТУТ ФОТО

· Лучше сосед верный, чем камень драгоценный (Паспорт маршрута прилагается)

Данный этнографический тур предназначен для туристов, интересующихся историей и жизнью народов, компактно проживающих на территории Крыма.

Отправной точкой двухдневного путешествия станет бывшая столица Крымского ханства - город Бахчисарай, в котором можно посетить знаменитый Ханский дворец, а также крепость Чуфут-Кале, где сохранились аутентичные караимские дома 18 века, кенасы, крепостные стены и многое другое. Далее побываеть в кафе «Дегирмен», где можно принять участие в кофейном обряде крымских татар, продегустировать восточные сладости, а также увидить макет средневекового Бахчисарая. Театрализованное представление «Крымско-татарская свадьба» посмотреть в ресторане «Гузель». Кроме этого, предполагается осмотр музея «Ларишес», где собрана богатая коллекция артефактов народов, населявших Крымское ханство, а также посещение ремесленных мастерских, где можно познакомиться с традиционными занятиями крымских татар.

ТУТ ФОТО

Во второй день увидить исторический ландшафт типичных горных сел Нагорное и Соколиное, а также посетить музей истории села Верхоречье, этнографический центр «Коклуз» в с. Богатой ущелье и культурно-этнографический центр «Славянская деревня» в с. Красный мак.

ТУТ ФОТО

 

 

· С соседом жить в миру - все к добру (Паспорт маршрута прилагается)

Маршрут предполагает знакомство с бытом народов Крыма, современным укладом их жизни, ощутить гостеприимство местных жителей, узнать  насколько многонационален и богат культурными традициями полуостров.

Продолжительность маршрута составляет 2 дня. Начинается он с обзорной экскурсии по Белогорску, в ходе которой состоится посещение районного историко-краеведческого музея, а также этнографического фестиваля «Золотистая тыква», посвященного культуре, быту и традициям народов, населяющих город.

ТУТ ФОТО

Во второй день пройдет экскурсия по с. Чернополье Белогорского района. Здесь - осмотр церкви Константина и Елены и целебный источник, посетите греческий этнографический центр «Карачоль» и фестиваль «Панаир». В с. Курское, которое сохранило исторический ландшафт конца 19 - начала 20 века, вы увидите аутентичные болгарские жилые дома. Кроме того, знакомство с традиционной архитектурой бывших немецких поселений Нейзац (с. Краногорье), Фриденталь (с. Курортное) и Розенталь (с. Ароматное), посещение мусульманской святыни «Кырк-Азиз» в с. Литвиненково, а также армянской церкви и Троице-Параскевиевский монастырь в с. Тополевка.

ТУТ ФОТО

· Согласье крепче каменных стен (Паспорт маршрута прилагается)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!