Вопрос № 12: Концепция начала общества К. Леви-Строса.
Вполне очевидно, что проблема того, где проходит граница между обществом и досоциальным миром, является фундаментальным вопросом всего социального знания. Тем, кто знаком с советским обществознанием, известно, что едва ли не по всем ключевым мировоззренческим вопросам в СССР была официальная «единственно верная» позиция. Однако, в советском марксизме единой позиции относительно этой границы нет.
Наибольшее распространение в СССР получила концепция Ю.Семенова, согласно которой сущность социогенеза заключается в «обуздании» основных биологических инстинктов. Социокультурный мир укореняется как новый тип бытия, как новый онтологический уровень, когда формируется система детерминации поведения, побеждающая инстинктивную. Семенов рассматривает постановку под контроль, во-первых, пищевого инстинкта посредством установления коммуналистических отношений при распределении пищи (каждый получает доступ к пище в силу факта принадлежности к группе, при этом распределение не базируется на силовом превосходстве одних над другими), во-вторых, полового инстинкта посредством формирования полового табу, запрещающего сексуальные отношения внутри собственной группы. Последнее, по версии Семенова, блокировало разрушительную для группы конкуренцию мужских особей из-за женщин и обусловило появление дуально-родовой общности, образование которой и стало завершением социогенеза. Концепция Семенова, хотя и не обрела в полной мере статус официальной точки зрения, но была от этого недалека.
|
|
Важнейшей стороной процесса возвышения наших предков над животной организацией было формирование устойчивых небиологических поведенческих паттернов (норм), рост их числа, разнообразия, роли в организации поведения, и, в конечном счете, установление стабильного доминирования над биологическими регуляторами (инстинктами). Однако из этого общего момента никак не следует, что общество начинается именно с «обуздания» полового инстинкта. Саму же идею того, что границей, отделяющей общество от досоциального мира, является возникновение экзогамии, высказал задолго до Семенова, еще в 1949 году, один из крупнейших антропологов XX века Клод Леви-Строс, на которого Семенов в этом контексте так ни разу и не сослался. Мысль же о том, что первая базирующаяся на экзогамии общность состояла из двух родов, принадлежит одному из основоположников антропологии культуры Э. Тайлору.
Сегодня в мире именно концепция начала общества Леви-Строса если не общепринята, то общеизвестна, и с ней в первую очередь соотносятся все серьезные исследования в этой области. Позиция его, в предельно кратком изложении, выглядит следующим образом. «Запрет инцеста – это то, где природа превосходит себя». «Мы знаем, какая функция выполнялась запретом на инцест в примитивных обществах. Выталкивая… дочерей и сестер из единокровной группы и предписывая им замужество с членами другой, он создавал узы альянса между этими природными группами, первого союза, который можно назвать социальным. Запрет на инцест, таким образом, есть базис человеческого общества, в смысле он есть это общество». Эндогамная группа воспроизводится на чисто природных основаниях, требующих двух разных лиц противоположного пола, и ее связывает биологическое родство. Рождение человека в условиях экзогамии подразумевает столь же необходимую связь двух групп. Эта связь носит уже социальный характер. Происходит «замена системы кровного родства биологического происхождения социальной системой отношений свойства».
|
|
Логика этого рассуждения выглядит убедительно. Однако сравнительно недавно были открыты факты, которые, на первый взгляд, опрокидывают всю выстроенную Леви-Стросом конструкцию: феномен экзогамии был обнаружен у обезьян! На этом основании, например, блистательный антрополог М. Бутовская заключила, что позиция Леви-Строса является заблуждением, утверждая, что «экзогамия в этом случае никоим образом не связана с установлением межгрупповых альянсов».
Далее мы увидим, что это открытие в действительности не только не опровергает концепцию Леви-Строса, а, напротив, является ее решающим подтверждением (для этого придется рассмотреть проблему в генетическом аспекте и ответить на вопрос о том, каким образом происходило формирование экзогамии у людей).
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 555; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!