Просветительское движение в Индии XIX в. и образование Индийского национального конгресса.



 

Во 80-е 19 века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг нее в британских правящих кругах поставила вопрос о создании ПОЛИТ. ОРГАНИЗ-И ИНДИЙСК. ПАТРИОТОВ. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880-1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В меморандуме от 25 декабря 1882 года он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках.

По согласию индийской и британской сторон в декабре 1885 в Бомбее состоялся учредительный съезд ИНДИЙСКОГО НАЦИОН. КОНГРЕССА (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозный, по существу, парламентской,общенациональной организации. Председательствовал Б.Ч. БАНЕРДЖИ. В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы ОСН. ТРЕБОВ-Я конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в палату общин, где необходимо сформировать ПОСТОЯН. КОМИТЕТ для рассмотрения проблем Индии. Делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себе на родине. В этих требованиях конгрессисты не выходили за рамки действующих в стране законов.

Основатели Конгресса - Гокхале, Мехта, Банерджи, Наороджи - были НЕ ПРОТИВ СОХРАН-Я КОЛОНИАЛЬН. ГОСП-ВА. Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. В 1892 британская палата общин утвердила новый ИЗБИРАТ. ЗАКОН, расширявший права индейцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот орган для Индии статуса, близкого к статусу БРИТАН. ДОМИНИОНА (фактически независимое государство, при знающее верховенство английского монарха,представленного в доминионе генерал-губернатором). От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Наорджи. Во время избирательной компании 1893 ему удалось войти в состав палаты общин. На заседаниях парламента страстно осуждал действующую систему управления Индией.

Несмотря на определенные успехи ИНК, стала очевидной НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОДНОГО ЛИШЬ ПОЛИТ. ДИАЛОГА партии с британской политической системой для дальнейшего продвижения по пути конституционных реформ в Индии. На политической арене появляется группировка РАДИКАЛОВ, которых современники назвали "крайними": Тилак, Пал, Рай и другие. Они не отказывались от парламентских конституционных целей и методов политической деятельности, но считали их недостаточными, предлагая ОПЕРЕТЬСЯ НА МАССОВ. ДВИЖ-Е ИНДИЙСК. НАРОДА. Активизировать и политизировать крестьян и жителей городов радикалы собирались через апелляцию к национальной религиозно-этнической традиции индийцев. Это были близкие индусскому большинству древние методы "ненасильственной борьбы" против власти. Выдвигались лозунги "СВАРАДЖ" (самоуправление), "СВАДЕШИ" (собственное производство) и бойкот иностранных товаров населением, главным образом английских. Крайние добивались утверждения своих основополагающих принципов в программе и политике ИНК. В период подъема антиколониального движения в Индии (1904-1908) такие методы применялись конгрессистами-радикалами. Однако умеренное руководство партии не решилось пойти на развертывание массового движения в масштабах всей страны. Бойкот британских товаров осуществлялся только на территории Бенгалии. В дальнейшем КОНФЛИКТ МЕЖДУ 2 ФРАКЦИЯМИ достиг фазы острого противостояния, и на годичном съезде ИНК 1907 года в СУРАТЕ произошел окончательный РАСКОЛ. Радикалы во главе с Тилаком вышли из партии. Параллельно британские колониальные власти развернули политические РЕПРЕССИИ против патриотов. На шестилетний срок тюремного заключения в 1908 году в Бомбее был осужден Тилак. Иммигрировали Рай и Пал. У руля ИНК остались либералы, сторонники парламентско-политических методов борьбы.

Одновременно британское колониальное правительство поддерживало политическую консолидацию мусульманской общины Индии, надеясь использовать в своих политических интересах индусско-мусульманские. В 1906-1907 была образована легальная партия индийских мусульман – МУСУЛЬМАНСК. ЛИГА. Но в начале 20 века она не имела сильных расхождений с Национальным конгрессом.

После событий ПОЛИТ. ЗАБАСТОВКИ В БОМБЕЕ (1908, всеобщая полит. стачка, бастовали все рабочие, закрыты лавки, не функционировали учебн. завед-я, закидывали полицию камнями и размахивали плакатами с физиономией Тилака – разогнать ее так и не удалось, сама окончилась через 6 дней) сложились благоприятные условия для достижения ИНК целей углубления КОНСТИТ. РЕФОРМ системы колониального управления в Индии. Развивались международные противоречия Лондона с его военно-политическими соперниками. В таких условиях возраста экономическая и военно-стратегическая роль Индии как надежного ТЫЛА. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное правительство решило продолжить политику реформирования системы управления Индией. Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли осознавали, что промедление с конституционными уступками растущей индийской политической элите может привести к радикализации позиции ИНК и других политических организаций индийской националистической оппозиции. 1909 – РЕФОРМА МИНТО-МОРЛИ: закон о законод. советах, по кот-му в совете при вице-короле выборн. часть увелич-сь до ½ состава, а в провинц. законод. советах создав-сь выборн. больш-во + введ-е системы куриальн. выборов (общая, мусульм. и землевладельч. курии) – чтобы использовать индусско-мусульм. рознь для политики «разделяй и властвуй». 1911 – new вице-король Хардинг отменяет раздел Бенгалии + столица переносится из революц. Калькутты в более спокойн. Дели.           

 

1.Вариант 2: Просветительское движение в Индии и образование Индийского национального конгресса.

С нач 19 в – появление индийской интеллигенции (ранее всего в Бенгалии), которая приобщалась к культуре Англии, начали создаваться школы с английской программой образования, в 1857 – Кулькуттский, Бомбейский, Мадрасский университеты для подготовки кадров низших звеньев колониальной администрации. Преподавание на местных языках велось только в начальных школах, много неграмотных.

 Инд.интеллигенция выходила в осн. из бенгальским заминдаров и купечества, они сетовали на культурную отсталость Индии и убеждались в своем политическом бесправии. Виднейший представитель – Рам Мохан Рои, создал «Общество Брахмы» (1828) - проводник реформат.,просветит., общественных идей.

Бенгальская интеллигенция считала, что для преодоления отсталости Индии нужно образование, реформа религии, изменения в кастовом строе, в общественных отношениях.

Рам Мохан Рои – критика индуизма, в частности кастового строя, обычая самосожжения вдов (сати) призыв к отказу от идолопоклонства, к почитанию единого бога Брахмы, хотел чтобы везде распространилась бенгальская система постоянно заминдари, за фиксацию размера ренты, против расовой дискриминации. В 1832г он едет в Англию защищать интересы Индии. 1й индус из высшей касты, нарушивший религиозный запрет на заморские путешествия. Но ничего не добился. 1833 – умер.

Пересмотр хартии ОИК в 1833 спровоцировал активизацию общественно-политических организаций в Бенгалии. Самой влиятельной долгое время была Ассоциация Британской Индии, претендовавшая на представительство интересов всех индийцев, хотела дать всем права и открыть для индийцев аппарат управления. Бенгальское студенчество зачитывалось Томасом Пейном, ближе к сер.19 века все острее звучит критика колониального управления, но эти мыслящие слои были слишком лояльны к ВБ, поэтому

Колониальный гнет=> возникновение буржуазно-национального движения. 1860-1870 – начинается буржуазно-национальное движение (Бомбей, Бенгалия), 1880е – всеиндийский масштаб. 1870 – Махараштра, Союз простых людей Пуны, 1876 – Калькутта, Индийская ассоциация. Формируются два крыла движения – умеренные(либералы) и крайние (демократы), первые представляли имущую верхушку и в основном были против расовой дискриминации. Вторые – мелкобуржуазная прослойка, малоимущая интеллигенция (свободные профессии) – из них в Бенгалии возникли левые радикальные националисты (демократ Бал Гангадхар Тилак). 1878 – закон, по которому индийцам под любым предлогом запрещалось иметь огнестрельное оружие + драконовская цензура в печати, репрессии, но движение усиливалось – ВБ начала заигрывать с бурж-помещ националистами. 1885 – Бомбей, первый сеъзд Индийского Национального Конгресса (50 % бурж-помещ интеллигенция, 25% - торг-рост слой, 25% - помещики). Конгресс требовал защиты национальной экономики, постоянного земельного обложения, был против дискриминации и жестокой тарифной политики, требовали расширения законодательных советов на выборных началах за счет индийцев (что и было выполнено в 1892).

 

 

2.. Причины и характерные черты «восточноазиатского экономического чуда».

Хронология.1945-nowadays. В узком смысле – 1945-1968.

Территория.Япония и примкнувшие к ней Ю Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур.

1945-1951 Оккупация Японии

В чём «чудо»?WWII, американскими бомбардировками уничтожены почти все крупные города (Токио, Осака, Кобэ, Хиросима, Нагасаки и др.), оккупация (генерал Макартур) => экономика просто разрушена, её нет. Но уже к 1968 – третье место в в мире (после США и СССР) по ВВП. Чудо. Да и к началу 20 в. уже может сравниться с евродержавами. Почему?

Характерные черты и причины.

Конфуцианская дисциплина.Подчинение старшего младшему – не унизительно, нормально, с молоком матери. После WWII почти ни одной забастовки. Корпоративность – фирма похожа на семью.

Склонность к заимствованиям.Даже в период закрытия страны при Токугава продолжают перенимать «голландскую науку» (рангакуся). Нет снобизма по отношению к чужим (а-ля Китай).

Полный разгром => отсутствие ревагшистских настроений, конец милитаризма. Всю энергию – на восстановление страны.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 880; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!