Государственная организация Цинской империи. Феномен «шэньши».



ШЭНЬШИ – выходцы из могуществ. патронимий, кот-м удалось получить образов-е/сдать экз на получ-е ученого звания, открывавшего путь к чинов. карьере. Их образ жизни/одежда/повед-е серьезно отлич-сь от осн. сельск. массы насел-я. Сдавали принадл-ю им землю (минь) в аренду. Принадл-ли ко второй группе деревенск. господств. класса. Даже после отмены в 1905 году экзаменационной системы термин «шэньши» употреблялся (до 1949 года) в отношении чиновников, общинных судей и директоров учебных заведений

 

ПОЛИТ. СТРОЙ. Вост. деспотия. Самодержец – богдыхан – пользов-ся неогранич. властью. 2 формулы: «В Поднебесной нет земли, кроме принадлежащей государю» и «Все, живущие в Поднебесной, являются подданными государя». Именов-ся сыном неба, считался посредником между людьми и богом. Имя его запрещ-сь произносить под страхом смерти, называть по девизу правл-я (1 маньчжур. импер-р – Шуньчжи, т.е. благопр. правл-е). Непридворным запрещ-сь видеть его лицо. Осуществ-л законод. власть, опираясь на императ. секретариат и воен. совет (с 30-х XVIII в., осн. совещат. орган). В состав секрет-та входило равн. число маньчжурск. и китайск. советников => видимость равноправия, но при вынес-и решений правители полагались больше на советы маньч. Госп-во 700 тыс. маньчжуров над 150-мил. Китаем (во 2/2 XVII в.) = система нац. гнета. 6 маньчж. ведомств: чинов/налогов/уеремоний/судебн./воен. дел/обществ. работ. АДМИНИСТР. ДЕЛЕНИЕ: 18 провинций во гл. с губернаторами, часто неск-ко пров-й объедин-сь в наместнич-ва во гл. с наместником. В кажд. провинции – 10 областей, всего их 180, кажд. область сост. из уездов (1500 в XVIII в.). В составе провинц. управы наход-сь отделы финанс./судебн./госуд. монополий/образов-я. УПРАВЛ-Е НА МЕСТАХ: уездн. администр. органы, в осн. по ? налогооблож-я/отправл-я судебн. функций. В завис-сти от величины уезда админ. бюрократяи насчитывала от 200 до 2 тыс. ч-к. В сельск. местности – дерев. самоупр-е (не подчин-сь уездн. администр-и) + баоцзя – система кругов. поруки: подданные объед-сь в коллективы из 10 дворов, при выплате налогов/правонаруш-ях жители были ответственны друг за друга. Во главе этих объед-й старосты. Эта форма искусств. коллективности была противопоставлена естеств. – патронимич. орбщине.

 

К концу XVIII в. – 200 млн. насел-е, им упр-ло 27 тыс. чин-ков, 20 тыс. гражданск. Для получ-я статуса чиновника нужно сдать экзамен на получ-е ученой степени (мог сделать любой полноправн. гр-н). Экзамены были уездн./провинц./столичн., нужно было показать high level иероглифич. грамотности/глубокое знание классич. произв-й. 1679 – первое провед-е таких экзов. За подкуп – суровая кара. Сдал экзамен – стань ШЭНЬШИ (всего ок. 1 млн., незначит. часть – чиновники). Окончив службу, чин-к возвращ-ся в родные места и занимал видное место в органах дерев. самоупр-я. Шэньши руководили обществ. работами, порой защищали интересы односельчан перед местн. офиц. администр-ей. Чиновник получал small жалованье, но не землю; путь к богатству – через взятки/присвоение части налогов. Землю приобретал по окончании службы. Шэньши поставляли кадры для всех звеньев гос. аппарата и местного помещичье-общинного самоуправления, выступали в качестве хранителей официальной конфуцианской идеологии и традиций, руководителей сельских школ и общинных судов. Шэньши не платили подушного налога, освобождались от рекрутского набора, не подлежали телесным наказаниям, носили особое платье.СВОД ЗАКОНОВ: основа – минские, дополнены при Цинь. В XVIII в. – более тысячи глав, однако упр-е все равно остав-с неэффективн., а чиновнич-во – продажн.

 

СОЦ. СТРУКТУРА почти не измен-сь, появилась лишь new знать – маньчжурск., сохран-е обособленность от китайцев. Полноправ. группы насел-я: шэньши, нун (землед-цы), ремесл-ки (гун), торговцы (шан) – могли сдавать экзы. Сословн. замкнутость им не была присуща => high level соц. мобильности. Помимо маньчж. войск, несших гарнизон. службу во внутр. районах, были войска «зеленого знамени» - набир-сь из китайцев-наемников, были осн. орудием завоев. политики маньчжуров. В целом в Китае XVII-XVIII в. традиц. соц.-эк. отнош-я не достигли полн. зрелости.

Вариант 2

  1. Государственная организация Цинской империи. Феномен «шэньши».

После завоевания - в с\х по-прежнему земледелие Средняя урожайность 2 ши зерна (ши = 107,37 л) с 1 му земли (1 му = 0,046 га).

Преемственность Мин – пахотные земли делятся на чиновничьи (гуань) – ¼ земель и народные (минь) – ¾ пахотного фонда. Община – основа жизни в деревне, собственность на землю – совместная, члены – родственники. Общие земли не обрабатывали совместно, а сдавали в аренду членам общины или жителям соседних деревень, доход от аренды - в общую копилку. Коллективное землевладение было разнообразным, в зависимости от того, куда пойдет доход от земли – «училищные земли», «храмовые», «благотворительные». Община сдерживала рост соц.дифференциации. Орошали совместно все-таки. Было и индивид.землевладение, его м/б продать, сдать, но с согласия других общинников. Патронимия в общине (клановое устройство), экзогамия, вся деревня – родственники. Аренда – издольщина, но в основном испольного типа – крестьянин отдает 50 % урожая + при заключении договора аренды обременительный залог. Центр религ. Деятельности – деревенские храмы, они кстати руководили отрядами дерев.самообороны. Эксплуататоры в деревне – нетитулованные разбогатевшие общинники и чиновники/ученые (образованные) - «шэньши». Важно - в Китае цинского периода было реально много мелких землевладельцев и крестьян-собственников, это важная черта. Большинство землевладельцев (в т.ч. шэньши) владели 3-6 га земли, а крестьяне – 0,6 – 1,2 га. Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. В ½ 18 века введен единый подушно-поземельный налог – зависит от кол-ва и кач-ва земли, налог был обязателен для всех, но шэньши были освобожденные от трудовых повинностей в пользу казны. Часть земель принадлежала императору (прикрепленные крестьяне), маньч.аристократии, офицерам(восьмизнаменные земли в Сев.Китае в осн.). Еще одна форма казенного землевладения – военные поселения (обраб. воинами погранич.гарнизонов, доходы – содержание поселений). Короче, Китай 17-18 вв – одна сплошная община азиатского типа (родственные связи, коллективное землевладение). Соц.диф-я – слабая, но есть – зажиточные общинники и шэньши + наличие имп. и офицер. земли.

Мелкие торговцы и ремесленники в городах объединены в корпоративные организации – хан. Частники придавлены налогами и повинностями (доходило и до принудительной закупки продукции по ценам значительно ниже рыночных). Даже в городе сплошь родственники. Предприниматель и купец видятся не опорой трона, а опасным элементом. В отл. от Европы – нет особого правового статуса городов, город не автономен, им управляют всесильные чиновники.

 

Гос. и соц. устройство – типичная восточная деспотия. Самодержец – богдыхан, все под небом его подданные, вся земля – его, он же посредник между небом и землей. Неприближенным подданным нельзя было видеть лицо императора, произносить его имя вслух (только его девиз – Шуньчжи – «благоприятное правление», Канси – «процветающее и лучезарное»). При богдыхане 2 совещательных органа – имперский секретариат и военный совет. Для видимости равноправия в первом – поровну маньчжуров и китайцев. Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. 18 в.

Управление: 6 ведомств – чинов, налогов, церемоний, судебных, военных дел и общественных работ.

18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды. Местные управы – финансов, суда, образования, гос.монополий.

Деревня: самоуправление, круговая порука «баоцзя». В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами. Это насильное объединение в противовес естественной патронимической общине.

Население Китая к кон.18 в. – 300 млн.чел., 27.тыс.чиновников (20 тыс – гражданские, 7 – военные). Всё полноправное население К. имеет право сдать экзамены на получение ученой степени, чтобы стать чиновником. 3-ступенчатые экзамены – уездные, провинц.,столичные. Важны – иероглифическая грамотность, знание «Девятикнижия» (ист.и филос. трактаты древних авторов). Впервые экзамены – 1679 г., кто сдал – «шэньши». Жалование чиновников было невелико, потому активно брали взятки, присваивали налоги, собранные с населения. Полноправное население - шэньши, земледельцы (нун), ремесленники (гун), торговцы (шан) – последние три сословно незамкнуты!

Военные - в осн. маньчжуры + наемники китайцы – войска «зеленого знамени».

Свод законов цинского Китая - в основе минские законы. В 18 веке оформлен в 1000 глав по 1000 статей в каждой.

Что видим – Китай 17-18 вв докапиталистическая страна с высокоразвитой цивилизацией с незрелыми соц-эк отношениями, основанными на родственных общинных связях.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!