Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения
1. Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления.
2. Схоластика как рационализация христианского вероучения.
3. Арабоязычная философия средних веков (Авиценна, Аверроэс).
4. Основные черты философской мысли эпохи Ренессанса.
5. Историческое значение Ренессанса. Ценностно-мировоззренческие установки и идеи эпохи Возрождения как духовная основа становления техногенной цивилизации в Западной Европе.
Ключевые понятия по теме:
Теоцентризм, христианство, патристика, схоластика, внутренний человек, креационизм, провиденциализм, сотериология, эсхатология, экзегетика; антропоцентризм, гуманизм, титанизм, обратная сторона титанизма, пантеизм, индивидуализм,
Темы для докладов
1. Спор об универсалиях в средневековой философии: реализм и номинализм.
2. Проблема обоснования бытия Бога (Августин, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский).
3. Решение вопроса о соотношении души и тела, разума и веры, свободы и воли, сущности и существования в средневековой философии.
4. Человек – центр мироздания: стихийный индивидуализм и антропоцентризм эпохи Ренессанса.
5. Человек как «существо, сознающее свою греховность» (М. Лютер).
Творческие задания
1. Впишите в таблицу наименования пяти доказательств бытия Бога,
по Ф. Аквинскому:
№ п/п | Суть: Бог существует ибо Он… | Содержание доказательства |
1. | Следует признать перводвигатель, который сам недвижим ничем более, а под ним необходимо разуметь Бога | |
2. | Действующие причины не могут быть бесконечны, поэтому необходимо полагать наличие первопричины всего происходящего или Бога. | |
3. | Должна существовать некая необходимая сущность, не имеющая внешнего источника (причины) своей необходимости, сама по себе сущность, являющаяся возможностью и необходимостью всего случайного. Это – Бог. | |
4. | Все имеет различные степени совершенства, поэтому сущность, являющаяся пределом всяческого совершенства, это и есть Бог. | |
5. | Целесообразность в природе может осуществляться благодаря действию сознательной воли. Поскольку вещи лишены разума, то существует тот, кто упорядочивает все, полагает цель для всего, что происходит в природе. Его называют Богом. |
|
|
Проинтерпретируйте доказательства бытия Бога, найдите контраргументы на этот счет.
2. Назовите имена отечественных мыслителей средневековья, заложивших своими работами начала философии на Руси:
Имя, годы жизни | Работы |
_________?__________ (ХIв.) митрополит Киевский | Слово о законе и благодати Исповедание веры Молитва |
_________?__________ (ок. 1036-1074), игумен | Слово о терпении и о любви, и о посте Вопрос князя Изяслава к Феодосию Слово о хождении к церкви и о молитве |
_________?__________ (ХIIв.) митрополит | Послание пресвитеру Фоме Поучение в неделю всех святых |
_________?__________ (ок. 1130-1182), епископ | Притча о человеческой душе и о теле Повесть о белоризце-человеке и о монашестве Слово о расслабленном О летописцах и песнотворцах Слово и похвала святым отцам |
_________?__________ (ХII– нач. XIIIвв.) | Слово Даниила Заточника Моление Даниила Заточника |
|
|
3. Заполните таблицу:
Общие черты, направления мысли, школы | Представители и их работы | Важнейшие философские идеи, проблемы | Высказывания, афоризмы | |
Итальянское Возрождение | ||||
Реформация |
Тема 5. Рационализм западноевропейской и классической философии
1. Особенности философии Нового времени. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
2. «Механицизм» в подходе к объяснению природных и социальных явлений в философии XVII века. «Человек–машина» Ламетри.
|
|
3. Рационализм эпохи Просвещения. Мировоззренческие основания и особенности философской мысли эпохи Просвещения.
4. Немецкая классическая философия, ее особенности.
5. Трансформация традиций классического философского наследия в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Диалектический материализм и материалистическое понимание истории.
Ключевые понятия по теме
Методология, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, индукция, дедукция, экспериментальная наука, дуализм, деизм, атеизм, просвещение, механицизм, секуляризация, агностицизм, объективный идеализм, Абсолютный Дух, трансцендентный, трансцендентальный, «вещь в себе», идеалистическая диалектика, субъективный идеализм, объективный материализм, отчуждение, субъективный материализм, материалистическая диалектика, социальный прогресс, общественно-экономическая формация,
Темы для докладов
1. «Царство разума» философов-просветителей в исторической перспективе.
2. Сомнение Ж.-Ж. Руссо в благотворности человеческого разума как самокритика философии Просвещения.
3. Критика философских идей эпохи Просвещения.
|
|
4. Протестантская этика и «дух капитализма».
5. Критика «религии прогресса» и саморазрушение «проекта Просвещения».
Творческие задания
1. Р. Декарт писал: «Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, но только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Объясните смысл рассуждений и изложите собственную точку зрения на проблему. Ответьте на вопросы:
а) Почему, начиная с XVII в., ученые стали разрабатывать и развивать методологический, познавательный аспект философии?
б) Покажите связь идей Декарта с основными принципами философии XVII в.
2. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли).
Какие взгляды отражают этот тезис? Найдите несколько способов его опровержения.
- Заполните схему размещения наук, составляющих, по Р. Декарту, «древо» философии.
4. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан, какую научную основу имеет, традиции какой этической школы он продолжает?
5. Разместите в порядке следования стадии индукции, разработанные Ф. Бэконом:
Констатация истинного проверяемого знания; Сбор материалов, фактов природы; Построение выводов путем обобщения опытных данных; Исследование элементов, анализ составных частей предметов; Наблюдение, опытная активность.
6. «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело» (М. Монтень:«Опыты»).
Согласны ли вы с этим утверждением? Какие философские учения могут его подтвердить?
7. Проведите анализ высказывания Г.В.Ф. Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно». Есть ли в нем логическое противоречие? Можете ли Вы показать несостоятельность такого подхода к объяснению жизни общества, социальных отношений, сознательной деятельности людей?
9. Заполните схему и объясните ее смысл:
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 852; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!