Массовое сознание: субъективный подход
Массовое сознание – наиболее актуальная форма современного общественного сознания. Является определяющей моделью соц-го сознания. В общественном сознании масс формируется современная модель соц-го познания со своими особыми законами, особой структурой.
Массовое сознание – шаблонное, деперсонифицированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующееся под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры (Яковлев, Кириллов)
В исследовании массового сознания выделяют два подхода: субъективный и объективный
Субъективный подход – соотношение массового и личного сознания рассматривается в контексте онтологического подхода. Тенденция субъективизации находит причины появления массового сознания, вообще массы в особенностях самого человеческого сознания. Массовое сознание зарождается в сознании самого человека.
Ницше «проблема черни и толпы»:
Проблема толпы – соотношение духовного и звериного, героического и утилитарного.
Антитеза массе – образ сверхчеловека. Главное его отличие – это свобода от стадного чувства и стадных инстинктов.
Общество должно существовать как фундамент для избранных существ, призванных для выполнения высших задач.
Билет №8
Модели взаимодействия в социальной коммуникации
Общество – самовоспроизводящая структура, носит целостный характер, в силу взаимных связей своих членов.
|
|
Интерсубъективность – общность опыта взаимодействующих субъектов, общезначимости его результатов.(Гусерли) «Я» - «Другой» - основа социальной коммуникации.
Феномен присутствия для меня другого «я». Чужая субъективность проявляется из сферы собственного, чужое как аналог моего собственного «я».
Сартр: Отношение «я» и «другого» - это взаимоотрицание. Мой взгляд превращает другого в объект, вещь и наоборот.
Камю: Отношение с миром – скука. Человек, посторонний в этом мире.
Ясперс
Признание другого – необходимое условие для признания собственного существования.
Коммуникация – универсальное условие и структурный момент человеческого бытия.
«Сравнение человека с животным указывает на коммуникацию как универсальное условие человеческого бытия. Она настолько составляет его всеохватывающую сущность, что все, что есть человек и все, что есть для человека обретается в коммуникации».
Бубер
(2 похода взаимоотношения человека с миром)
· Я-ты – взаимность, событие, встреча, личностное отношение, субстанция становится партнером, другом
· Я-оно – вещное отношение человека к миру, как к скоплению предметов и орудий, которые могут служить нашим целям
|
|
Кто находится в отношении, тот участвует в реальности, т.е. в бытии, которое не заключено целиком в отношении, но и не целиком пребывает вне его. Всякая реальность есть деятельность, в которой я участвую, но которую не могу присвоить себе. Где нет участия – нет реальности, где есть присвоение – там нет реальности, участие тем полнее, чем непосредственнее соприкосновения с «ты». «Я» становится реальным через свое участие в реальности, тем более реальным, чем полнее участие.
Бахтин
«Человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом»
«Когда нас двое, то с точки зрения действительной продуктивности события, важно не то, что кроме меня есть еще один по существу такой же человек( 2 человека), а то, что он – другой для меня человек, и в этом смысле его простое сочувствие моей жизни не есть наше слияние в одно существо и не есть нумерическое повторение моей жизни, но существенное обогащение события, ибо моя жизнь сопереживается им в новой форме, новой целостной категории, как жизнь другого человека, которая целостно иначе окрашена и иначе приемлется, по иному оправдана, чем моя собственная жизнь. Продуктивность события не в слиянии всех воедино, но в напряжении своей вненаходимости и неслиянности, в использовании привилегий своего единственного места вне других людей»
Диалог – универсальное явление, которое пронизывает все человеческое бытие. Диалог, как основополагающая бытия человека, это не средство, это – цель. Когда диалог кончается – все кончается. Именно в диалоге происходит становление смысла, истины.
Особенности высказываний:
1) Обращенность, адресность
2) Актуальность, контекстность
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!