Многообразие и единство историко-философского процесса. Роль историзма в философском осмыслении действительности



История философииизучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский процесс — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы.

 Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

История философии:

— теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;

— отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);

— единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;

— конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;

— нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;

— история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах.

Историко-философский процесспо отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей;

 

Важнейшие системы историко-философского процесса :

— теологическая философия (движущая сила — Бог);

— метафизическая философия (движущая сила —судьба);

— идеалистическая философия (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

— натуралистическая философия (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

— материалистически-экономическая философия (движущая сила — экономические отношения).

 

Основные проблемы в истории философии:

— смысл и цель человеческой жизни;

— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.

Основные этапы историко-философского процесса :

философия античного мира;

 философия Средних веков;

философия эпохи Возрождения;

 философия Нового времени;

философия эпохи Просвещения;

философия конца XIX — начала XX вв.;

философия XX в.

 

Историзм- принцип подхода к изучению действительности как изменяющегося, развивающегося во времени процесса, взаимообусловливающих, взаимозависимых явлений и событий в их причинно-следственных связях. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. Историзм , предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности её развития (напр., дарвиновская теория эволюции).


Социально-экономические предпосылки возникновения философии

социально-экономические предпосылки . Что имеется в виду? Под социально-экономическими предпосылками подразумевается создание необходимых материальных условий для возникновения философии как формы общественного сознания и духовного производства. Здесь важно иметь в виду, что философия предполагает значительное интеллектуальное усилие и поэтому требует достаточно большого времени. В первобытном обществе, естественно, такого рода условия быть не могло в силу того, что общество было не развито. Уровень развития производительных сил становится достаточным лишь тогда, когда общество переходит к социально-классовой дифференциации. Проще говоря, тогда, когда первобытному равенству приходит неравенство, возникают классы. Естественно, что заниматься духовным производством, в том числе философствованием, появляется только у господствующих классов. Маркс это выразил в следующей форме: ”Идея господствующего класса становится господствующей идеей”. Здесь можно отметить такой факт: гносеологические (гносеология - теория познания) корни идеализма связаны с тем, что создается ложное впечатление, что решающее значение в общественном развитии имеют идеи. Почему так? Потому что носители этих идей занимают привилегированное господствующее положение в обществе. А те, кто занят в сфере материального производства, оказываются в подчиненном положении. Т.е. на первый взгляд их роль оказывается вторичной. В этом есть некая доля истины, но философия и призвана, за видимостью вещей выявлять их сущность.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 956; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!