Философия Г.Гегеля: диалектика и объективный идеализм



Объективный идеализм Г . Гегеля
«Исходным пунктом философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Смысл заключается в следующем: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Сознание человека нельзя вывести из материи, так как нельзя объяснить, как неживая материя могла породить человеческий разум. Это суждение направлено против материализма. Материя невозможно вывести из человеческого сознания, ибо нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это суждение направлено против субъективного идеализма Дж. Беркли.

Если ложны обе философские позиции, то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой считает Гегель , является Абсолютная идея, или Мировой дух, – внечеловеческое (находящееся вне субъекта) сознание.

Первоначало (Абсолютная идея) – есть тождество бытия и мышления. По Гегелю принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что вначале все – и природа, и человек, и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально. Затем Абсолютная идея сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т.д.».[1]

« Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность – Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта – творческая активность, развитие, развертывание. В самом развитии он проходит различные стадии, проявляясь или развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели – к самопознанию».[2]

 

 

Система Гегеля строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. была объективно-идеалистической философской системой. Гегель (1770-1831) был великим представителем объективного идеализма . Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер (все законы развития действ-ти отражают развитие идеи, т.к. действ-ть – отражение идеи). Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии.

Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития (законы диалектики), понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития (закон единства и борьбы противоположностей) и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям.


Антропологический материализм Л.Фейербаха

 

Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л . Фейербах (1804-1872 гг.). Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. По мнению Фейербаха , религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо.
Бог, по Фейербаху , - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения.
Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины " материализм " и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху , существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность -синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху , реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.
Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности, на К. Маркса и Ф. Энгельса.


26)Социальные и гносеологические предпосылки формирования философии марксизма.
Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма , который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Сильное противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), в развертывании чартистского движения в Англии (30-40-е годы XIX в.). Возникла потребность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики.
Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.

В истории экономической мысли марксизм как образец политической экономии занимает заслуженное место. Марксизм появился в 40-е годы XIX в., когда капитализм уже сложился как система социально-экономических отношений с развитием промышленности, формированием классов; когда обнажились как плюсы, так и минусы рыночного хозяйства.
Марксизм возник не на голом месте, он развивался и утверждался, опираясь на достижения науки. Марксизм питали немецкая философия Гегеля, классическая политэкономия Смита и Риккардо, учение французских социалистов-утопистов. В результате марксизм стал ценным научным знанием классовой политэкономии.

 

Социальными предпосылками марксизма стало то, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Двенадцати, четырнадцатичасовой рабочий день, использование детского труда и другие характерные черты экономических отношений той эпохи очевидно требовали своего устранения.
Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, марксисты считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти

 

Для марксизма стало азбучной истиной положение о том, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении бытия и сознания.(гносиология)

. Как уже отмечалось выше, марксизм в гносеологию ввел практику. Далее. Марксистская гносеология решает свои проблемы с привлечением научных знаний и их последних достижений, особенно из области биологии, физиологии, эволюционной теории, антропологии, психологии и социологии. Это позволяет марксистам предлагать решение отдельных вопросов на уровне достоверных научных знаний.

 

Принципыдиалектики - выходные, объективные по содержанию идеи материалистической диалектики , что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной действительности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, что материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип - принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отобразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики , а и для современной материалистической философии в целом

Впервые материалистическое понимание историиосвещается в совместнойработе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесьистория определяется как «…последовательная смена отдельных поколений,каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы,переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1 «Первая предпосылка всякой человеческойистории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это … существование живыхчеловеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, кактолько начинают производить необходимые им средства к жизни… Производянеобходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоёсвою материальную жизнь».[3] Итак, свое начало история человеческого общества берет в мирематериальных вещей. На этом общем основании покоятся категории«общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы»,«производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которыхконструируется логика изложения материалистического понимания истории . Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни.Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и естьих общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит ихэкономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, людипрежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечиваетсялюдьми в процессе общественного производства, экономической жизни. Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своейобщественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляюто нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественноебытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизньопосредованная, отраженная в сознании Производительные силы— одно из наиболее общих и основных понятиймарксистской философии. В этом понятии выражается основное отношениечеловека к природе. К производительным силам относятся люди и средствапроизводства. Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которыеопределяют все остальные общественные отношения. Они материальны,складываются в процессе производства, возникают объективно, в результатедействия законов экономического развития. Производственные отношения независят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно производственные отношения, с одной стороны,являются необходимым элементом способа производства, а с другой –составляют базис, основу для тех общественных явлений, которые возникают наэтой основе. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которыевозникают и развиваются на основе определенного экономического базиса, как-то: политические, правовые,   этические эстетические, философские,религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) исоответствующие им учреждения и организации. Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической иконкретно – исторической категорией. Надстройка необходимо присуща каждойобщественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный типнадстройки. Стало быть, базис порождает одну, а не несколько надстроек.Надстройка, по словам Ленина, является формой существования экономическойструктуры общества, как содержания. Надстройка отражает свой базис, егоприроду (сущность), подобно тому, как форма отражает свое содержание

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 5166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!