Фома Аквинский (1225-1274 гг.)



Основные этапы возникновения и развития политического знания. (Античность).Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования. Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон (427–347 гг. до н.э.) соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал просто «Политика». Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тен­денция рационализации политических взглядов, появляются пер­вые политические категории и дефиниции, а затем и целые кон­цепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым за­кладывается основа собственно теоретических исследований по­литики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Платон (427-397 гг. до н.э.)

Платон стремится утвердить идею незыблемости, общезначимости и государственных установлений. В своих произведениях «Государство», «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в кот. занимает представление об идеальном государстве. Государство возникает вследствие того, что отдельный человек не способен самостоятельно удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы. Идеальное государство – это сообщество граждан, кот делятся на 3 сословия: философы, воины и трудящиеся. Философам должна принадлежать власть, поскольку они обладают добродетелью мудрости и поэтому способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. На воинов возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны общественного порядка. Трудящиеся должны были производить материальные блага. Рабство у Платона как бы вынесено за скобки, как условие деятельности свободной части общества – граждан государства. Идеальная форма правления государством - аристократическая либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. Но есть еще 4 формы: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия – власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате она перерастает в олигархию – господство немногих богачей. Здесь гос-во раскалывается на 2 части: 1 –богатые, 2 – бедные. Между ними идет непрерывная борьба, она заканчивается перерастанием демократии – власти большинства. Здесь осуществляется власть демоса, черни, толпы. При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в гос. делах. В условиях общественно беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия перерастает в тиранию.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Трактат «Политика» - главное произведение в области политики. Человек рождается политическим существом. Политика – это прежде всего сфера гос. отношений, а человек по самой своей природе – гражданин. Государство рассматривается им как высшая форма общения, общественных связей. Сущность гос-ва в политическом общении людей, соединившимся для достижения каких-либо целей. Формы правления делятся на правильные и неправильные. В основе классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильная – при ней преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие. Неправильная – при этой форме преследуются частные цели. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Самая наилучшая форма правления – полития. В этой форме правит большинство в интересах общей пользы. Она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во власти – средний слой. В целом, Аристотель утверждает необходимость подчинения частных интересов интересам государства.

Цицерон.

Основное внимание он уделяет разработке проблемы правового равенства и государства. Государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающих в том числе и веление человеческой природы. Гос-во основано на разуме и справедливости, оно является делом народа и возникает в результате согласия в вопросе права и общности интересов. Причина образования гос-ва – забота людей об охране собственности. В основе права лежит требование не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. 3 формы гос. устройства: царская власть, власть оптимистов (аристократия) и власть народа (демократия). Каждая имеет свои положительные и отрицательные стороны, и в чистом виде не может быть принята. Наилучшее гос устройство – сочетание этих трех форм. На 1ом месте – верховная власть, затем доля власти первейшим гражданам и чтобы некоторые вещи предоставлялись демократии и решению народа. Задача гос власти – поддержание основного равновесия при сохранении господства аристократии.   

 

Основные этапы возникновения и развития политического знания (Средние века - Новое время)
Августин (354-430 гг.)

Трактат «О граде Божьем» («О государстве Бога»). В нем борьба двух противоположных сообществ: града земного и града небесного. Человечество делится на два рода людей: 1ый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой – из тех, кто живет согласно божественной воле. Эти два рода – государства. Они сформировались на основе различной смысложизненной ориентации. В земном гос-ве господствует похоть власти, одолевающей в такой же мере его правителей, в какой и подвластные им народы, в небесном – те, кто поставлен у власти и кто им подчиняется, служат друг другу по любви, правителя, руководя, подчинены – им повинуясь. Августин разделяет и противопоставляет друг другу идеальное гос-во и эмпирические гос-ва. Эмпирические гос-ва несовершенны и извращены, но вместе с тем они способствуют удовлетворению материальных потребностей и поддержанию порядка. Августин подчеркивает временный, преходящий хар-р гос. власти, кот. допущена Богом для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. Гос. власть следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться следует таким абсолютным благом, выразителем которого является христианская церковь. Гос-во и церковь должны существовать вместе, но неслиянно. Авг. Утверждал принцип раздельного и независимого существования 2х властей в гос-ве – духовной и светской. Но есть возможность существования другой теории – теория теократии, утверждающая подчиненность в иерархическом порядке светского духовному, земного небесному, подчиненность гос-ва церкви. Гос-во рассматривается как «орудие Бога», правителей – «слуг господних» и утверждает право применять методы принуждения в интересах церкви.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

Августина и Фому роднит теократическая концепция гос-ва. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная всеобъемлющая власть, распоряжающаяся духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше земного гос-ва. Он принимает положение, что человек - политическое животное», общественное существо, гос-во возникает как естественное образование. По мнению Фомы, гос-во берет свое начало от Бога. Жизнь в социальной общности естественная для людей. Всякое сообщество выполняет определенные цели. Возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом и вел его к цели кратчайшим путем. Это гос-во. «Всякая власть от Бога». Фома вводит различия между сущностью власти и ее формой. По сущности всякая власть происходит от Бога, т.е. должна существовать какая-то организация, обеспечивающая порядок и ведущая сообщество людей к определенной цели. Сущность власти – сам институт гос-ва, без кот. не может сущ-ть общество. Форма – способ правления, структура власти. Форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеет свободную волю и поэтому способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки. Демократия, по мнению Фомы, коллективный тиран. Право восстания против гос власти в 2х случаях: 1) если власть выступает против законов Бога и элементарных принципов; 2) в случае превышения властью ее компетенции (напр. установления чрезмерных налогов). Решающее суждение о законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями принадлежит церкви. Таким образом, гос. власть выступает не как непосредственное, а опосредованное церковное установление Бога.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!