Диллема эмпиризма и рационализма в философии Нового времени



Возникает необходимость филос-ого осмысления новых научных фактов, разработки методов познания. Образовались 2 осн. направления: эмпиризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф.Бэкон (Новый органон).

Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах. Бэкон ввел индуктивный метод, в основе которого - наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. Познанию мешают идолы: 1) идол рода (люди примешивают к природе свои чувства); 2) идол пещеры (каждый человек как бы сидит в пещере и ограниченно принимает полученные знания); 3) идол площади (мы часто воспринимаем чужие слова, мнения); 4) идол театра (слепая вера в авторитеты).

Рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений ума. Основоположник рационализма Р.Декарт считал, что Я — это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следовательно, существую»). Чтобы отыскать истину надо: 1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения; 2. Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи и решать их; 3. Начинать движение к истине от простого - к сложному; 4. Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.

Исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это путь отыскания достоверного знания. Декарт пользовался дедуктивным методом. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи и имеет природные способности к созданию идей

 

 

Концепция естественного права и теория общественного договора в философии Просвящения

Эпоха просвещения (18 в) – время, когда происходит бурное развитие культуры, искусства, когда наука обретает силу. Приходят к выводу, что есть какой-то естественный порядок, кот. нужно следовать. Об этом порядке заговорили представители идей демократии. Особенности этих идей в том, что в них господствовал дух перемен, и это относится не только к религии, но и к жизни общества.

Предпосылки:

· Бурный расцвет естествознания

· Представление о возможности с помощью разума понять бытие

· энциклопедия

Первым представителем этих идей был знаменитый писатель и мыслитель Вольтер. Главная его идея в следующем: раздавить гадину (религию). Люди имеют законное право на любые изменения в своей жизни. Вольтер – разработал лозунг Фр. революции: Свобода, Равенство, Братство. Труды: «Философские письма», «Философский словарь», поэма «Светский человек». Основные идеи: 1) Вольтер раньше других почувствовал надвигающуюся революцию, требовал свободы мысли, устного и печатного слова. «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». 2) Критикуя церковь, Вольтер признавал необходимость веры в Бога. Мышления – проявление божественной силы. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога. 3) Критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями.

Жан Жак Руссо - выдающийся мыслитель эпохи Просвещения; философ, писатель, специалист в области философии искусства и педагогики. Он поставил задачу выяснить в чем причина того, что один человек угнетает другого. Он сделал вывод, что причина в частной собственности и призывал к ее ликвидации. Труды: трактат «Об общественном договоре», «Рассуждение о начале и основаниях неравенства», «Исповедь». Основные идеи: 1) Веря в Бога Руссо утверждал, что материя и дух – 2 извечно существующих начала. 2) Теория познания. Был сторонником врожденности нравственных идей. 3) Критиковал феодально-сословные отношения и частную собственность. Различал 2 вида неравенства: физическое (разница в возрасте, даровании) и политическое (различные привилегии). Его идеал – далекое прошлое, когда все люди были равны.

 

Философия Канта.

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. Докритический: Кант выступает прежде всего как ученый, географ, физик, астроном. В науке Кант также имеет заслуги. Например, он доказал зависимость приливов и отливов от положения Луны, обосновал гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности, но специфическая кантовская философия, заложившая основы немецкой классической философии, сформировалась в критический период после публикации 3 работ Канта. "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

Второй период деятельности Канта назван критическим не столько потому, что критиками называются основные работы этого периода, сколько потому что Кант попытался критически переосмыслить всю предшествовавшую ему философию и противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека, господствовавшему до него, как он считал, догматическому подходу. Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В философии Нового Времени основное внимание уделялось гносеологии. Центральной проблемой гносеологии - взаимодействии субъекта и объекта познания, основное внимание уделялось анализу объекта. Все субъективное рассматривалось как помеха на пути достижения истины. Кант делает предметом рассмотрения специфику познающего субъекта, который, по его мнению, не только определяет способ познания, но и конструирует предмет знания. В субъекте Кант выделяет два уровня: эмпирический, то есть индивидуально-психологические особенности человека и трансцендентальный, находящийся за пределами опыта, то есть характеристики человека как такового, как представителя человечества.

Главный вопрос гносеологии Канта - как возможно достоверное научное знание. По Канту, достоверное знание - объективное знание, а объективное знание - всеобщее и необходимое знание. Объективность знания определяется по Канту структурой трансцендентального субъекта, то есть его надиндивидуальными свойствами и качествами. По Канту, каждому субъекту присуще некоторое врожденные доопытные формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимое. Это пространство, время и формы рассудка. Пространство - врожденная форма внешнего чувства, время - это доопытная форма внутреннего чувства. Врожденная форма чувственности делает достоверным математическое знание. По Канту, математика возможна на основе функционирования пространства в геометрии и времени в арифметике. Доопытные формы чувственности пространства и времени создают предпосылки достоверности математического знания. Эти предпосылки становятся достоверностью благодаря деятельности рассудка. По Канту рассудок - мышление, оперирующее понятиями и категориями. Понятия и категории носят независимый от эмпирического опыта всеобщий и необходимый характер.

Таким образом, кантовская гносеология представляется следующим образом. Существуют вещи сами по себе. Эти вещи воздействуют на органы чувств человека и порождают многообразные ощущения. Ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности. В итоге формируется восприятия, которые носят индивидуальный и субъективный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления, то есть понятия и категории придает восприятиям всеобщий и необходимый характер, то есть не предмет является источником знания о нем в виде понятия и категории, а наоборот - понятия и категории конструируют предмет знания, который через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка является в сознание субъекта и поэтому он может делать о том определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта Кант назвал явлениями. Теоретический разум и наука могут познать, по Канту, только явления. Каковы вещи сами по себе, то есть каковы его свойства вне сознания субъекта, они познать не могут. Мир вещей самих по себе закрыт для науки, но не для человека. По Канту, человек живет как бы в двух мирах: чувственно воспринимаемый мир - это мир природы, умопостигаемый мир - это мир свободы. В умопостигаемом мире действует не теоретический, а практический разум. Этот разум оперирует идеями. Идеи разума руководят деятельностью рассудка, ставят перед ним цели. Основное назначение практического разума - руководить поступками человека, поэтому его движущей силой является не мышление, а воля. По Канту, человеческая воля автономна. Она руководствуется не чем-то внешним, например, Богом или естественной закономерностью, а своим собственным законом, который сама же ставит над собой. По Канту, законы практического разума - это, прежде всего, нравственные законы. Главный из них - кантовский категорический эмпиратит: "поступай так, чтобы максим от твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства" или "в своей деятельности необходимо рассматривать человечество всегда как цель и никогда как средство".

Философия Гегеля

В основе философской системы Гегеля (1770-1831) лежит учение о тождестве субъекта и объекта. Первым шагом преодоления противоположностей субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивидуального сознания к отождествлению с общечеловеческим сознанием, с духовным миром всего человечества. Это возможно путем поступательного развития сознания, в ходе которого оно проходит весь тот путь, который прошло человечество на протяжении всей своей истории. По окончании этого процесса воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории. И таким образом, снимается противоположность субъекта и объекта и достигается абсолютное тождество - тождество мышления и бытия. В своем развитии человеческое сознание проходит различные стадии. Первая ступень - это сознание. Здесь предмет противостоит сознанию как внешняя данность и определяет его. Сознание оказывается теоретическим. Вторая ступень - самосознание. Здесь предмет и сознание тождественны. Сознание определяет свой предмет, само себя и выступает как практически действующее. Следующая ступень - разум. Здесь сознание постигает свою всеобщность, видит в себе абсолютную полноту реальности. И, наконец, высшая ступень - ступень духа. Здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности. Свою философскую систему Гегель называл абсолютным идеализмом. Его абсолютность связана с желанием Гегеля охватить весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием у Гегеля выступает абсолютная идея. Абсолютная идея - это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всего мира. Мир у Гегеля предстает как процесс саморазвития абсолютной идеи. Первым этапом развития абсолютной идеи у Гегеля выступает логика. Через нее абсолютная идея раскрывает себя в своем всеобщем содержании в виде системы категорий. По Гегелю, категории, как чистые мысли, сами по себе содержательны, и поэтому составляют сущность вещей. Следующая ступень развития абсолютной идеи - это природа. Согласно Гегелю, превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, этим она отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных телесных единичностей. По Гегелю, природа необходима для того, чтобы в ней существовал человек, вместе с ним человеческий дух. Человеческий дух - это следующий этап саморазвития абсолютной идеи. Он выступает у Гегеля как субъективный и объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и проявляется в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве. Высшим этапом саморазвития абсолютной идеи является у Гегеля абсолютный дух. Абсолютный дух - та же абсолютная идея, которая прошла весь путь своего развития, осознала его и саму себя. Дальнейшее восходящее развитие, согласно Гегеля, невозможно. Оно может представлять собой всего лишь повторение пройденного пути. По Гегелю, абсолютная идея стала абсолютным духом, а человечество познало истину в философской системе Гегеля. Отсюда он сделал выводы о том, что экономическая и политическая системы Германии - это вершина развития человечества, а немецкий народ является своего рода избранным народом, полностью постигшим идеал свободы. Что касается других народов, то они или уже сыграли свою роль в истории (греки), или являются неисторическими, то есть неспособными к самостоятельной исторической роли (чукчи или славяне).

В значительном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Этот метод существовал и до него, но заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ важнейших категорий философии и сформулировал законы диалектики. Это закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположности и закон отрицания отрицания.

*Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений*

этот закон описывает механизм саморазвития. Качество - это внутренняя определенность предмета или явления, которые характеризуют предмет или явление в целом. Качество предмета определяется через его свойства, то есть способность его определенным образом взаимодействовать с другими предметами. Количество это внешняя определенность предмета или явления, нечто относительно безразличное для него. Мера - это непосредственное конкретное единство качества и количества, показатель того, что одному и тому же качеству соответствует определенный диапазон количественных характеристик. Границы меры - это предельное количественное значение, которое может принять данное качество. Те или иные предметы или явления могут изменяться количественно, но если такие изменения не переходят границы меры, то качество предмета или явления не изменяется. Если же количественные изменения выходят за границы меры, то изменяется качество предмета или явления. Количество переходит в качество. Это новое качество означает новую меру, то есть новый диапазон количественных изменений. Переход от одного качества к другому всегда осуществляется в результате скачка - перерыва в постепенном развитии. Скачок - сложное диалектическое состояние, единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет. И одновременно прежнее качество еще есть, а новое - уже есть.

*Закон единства и борьбы противоположностей*

этот закон показывает внутренний источник развития. Основой развития с точки зрения данного закона является борьба противоположных сторон того или иного предмета или явления. Тождество - это категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоположности - это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Таким образом важным свойством противоположностей является их взаимопроникновение единства. Неразрвывная связь противоположностей выражается в том, что каждая из них в качестве своей противоположности имеет не просто некую, а эту свою противоположность и как таковая существует лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. (пример: магнит, нельзя разделить полюса). Другим свойством противоположностей является их взаимное отрицание. Стороны единого целого являются противоположностями потому, что они находятся в состоянии не только взаимообусловленности и взаимосвязи, но и взаимоотрицания, взаимоисключения. Развитие - это процесс становления, обострения и разрешения противоречия. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором, однако имеются определенные различия. Вначале различия носят несущественный характер, затем становятся существенными и, наконец, переходят в противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречий, которые характеризуются конфликтом, острым противостоянием сторон и разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы развития данного предмета. В этом новом предмете также имеются различия, поэтому процесс развития бесконечен.

*Закон отрицания отрицания*

данный закон показывает результат и направленность процесса развития. Вообще, отрицание - это уничтожение старого качества новым. Диалектическое отрицание представляет собой единство трех моментов. 1) - преодоление старого; 2) - приемственность в развитии; 3) - утверждение нового. Отрицание отрицания включает в себя эти моменты и характеризует цикличность развития. В процессе развития проходятся 3 стадии: 1) - утверждение или положение, тезис; 2) - отрицание, противоположение, антитезис; 3) - отрицание отрицания, снятие противоположностей, синтез. Реальный процесс развития может не сводится только к этим трем стадиям. Суть закона в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному материалу, якобы к старому, но на принципиально иной качественной основе, поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму.

 

Философия Фейербаха

Первым немецким философом, подвергшим серьезной критике системный метод Гегеля, был Людвиг Фейербах (1874). Фейербах студентом слушал лекции Гегеля и даже входил в число его сторонников в группу младогегельянцев, однако за тем он порывает с гегельянством и переходит на материалистические позиции. Гегелевскую философию Фейербах критикует за ее родство с религией. По Фейербаху религия и идеалистическая философия имеют общие корни. Они возникают путем отчуждения и объективирования, то есть наделении самостоятельным существованием человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, таких как разум, могущество, благо. По Фейербаху, Бог - это объективированная абстракция, существующая только в головах людей. Божественная сущность - это духовная сущность человека, которая, однако отделяется от него и представляется как самостоятельное существо. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, так как все эти атрибуты он отнимает у себя. В сознании человека происходит переворачивание действительных отношений. Подлинный творец Бога - человек ставится в зависимость от своего творения. Фейербах стремился возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства. По его мнению, сделать это можно только на основе материалистического мировоззрения. При обосновании своей философии, термин "материя" Фейербах не использует. Вместо него он использует термин "природа". Природа по Фейербаху, существует вечно и не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. В центре его внимания находится человек. Фейербах отвергает подход к человеку со стороны немецкого идеализма, который видел в человеке, по преимуществу, духовное существо. Субъект у Фейербаха это не

познающее мышление и не абсолютный дух, а реальный, целостный человек, в единстве его телесных и духовных качеств. Фейербах стремился реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, поэтому понятие "я" у него - это не просто духовное, мыслящее начало, а человек, обладающий телом и мыслящий головой. Важнейшей характеристикой субъекта Фейербаха является чувственность, то есть синтетическая обобщающая характеристика таких свойств природы человека, как телесность, разум, воля и чувство.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!