Философская мысль эпохи  Возрождения: натурфилософия, пантеизм,гуманизм.



Предпосылки:

· Географическое положение, бурный экономический рост городов

· В 14-15 вв произошло падение Константинополя

· Становление нового класса – буржуазии. Появляется гуманизм – борьба со схоластикой

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

 

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Первый гуманист Петрарка.

Возникновение гуманизма, открытие университетов.

Пантеи́зм— учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Пантеизм имеет 4 основные формы:

теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм);

физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн);

трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;

имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

Гуманизм

(от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется вэпоху Возрождения. Г. выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи

НАТУРФИЛОСОФИЯ

(от лат. natura — природа) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой исторической формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большое значение в истории науки, напр. атомистическая гипотеза. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе.

Вопрос о природе субстанции нового времени

Для философии Нового времени характерно:

1) бурное развитие производства, мореплавания, развития буржуазии как класса и стремление ее к власти. Это привело к ряду революций в Нидерландах, Англии, а затем и во Франции; 2) становление науки и формирование нового рационального мышления. В этой связи резко возрастает борьба против религии, кот. стала помехой развитию общества; 3) Выработка новой парадигмы на основе конкретных новых знаний о природе и человеке; 4) Эпоха непримиримой борьбы со схоластикой. Лозунг: ничего не принимать на веру. Знания – сила; 5) созревают условия для Франц. Бурж. Революции..

В основе философии Декарта - лежит дуализм души и тела. Он утверждал, что существует две субстанции: субстанция тела, обладающая атрибутом протяженности, и субстанция души, обладающая атрибутом мышления. Он признавал два независимых начала - материальное и духовное. Существование тела и души, по Декарту, определяется третьей субстанцией - богом. Общая причина движения, по Декарту, - бог, который сотво­рил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.

Природа, по Декарту, непрерывная совокупность материальных частиц, а отличительными свойствами материи является ее протяженность. Движение материального мира вечно и проте­кает согласно законам механики.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!