Казахстан в предвоенные годы.



В 20-е годы XX века в стране проводится индустриализация, коллективизация и культурная революция, и ни у кого из руководства не было сомнений в правильности выбранного курса развития общества. За два десятилетия социализм дал народам: в области духовной - приобщение к высотам мировой культуры, в области национальной восстановление государственности. Но по-разному лидеры большевизма представляли темпы и методы строительства социализма, отношение диктатуры пролетариата к различным классам и слоям общества. Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов. В составе союзного Наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган, применяющий репрессивные меры.

Сталинская машина приступила к политике создания коммунистических образов. Для этой цели создаются своеобразные маяки, которым надо было подражать: образы Алексея Стаханова, Паши Ангелиной и др. передовиков производства. Везде вывешиваются плакаты, призывающие к бдительности против враговсоветской власти.

Волна репрессий обрушилась и на Казахстан, в результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция. В 1922 году со всех руководящих постов были смещены бывшие члены партии Алаш. Политика давления усилилась и приняла особо жестокий характер с приходом Ф.И.Голощекина, занявшего пост первого секретаря Казкрайкома партии в 1925 году. Он стал инициатором и вдохновителем новой революции - Малого Октября, в Казахстане, приведшего к трагедии казахского парода в ходе коллективизации. Преследование местных кадров усилилось в период работы - Н.Ежова, назначенного заведующим организационно-инструкторским отделом Казкрайкома партии. Для начала процесса против членов Алаш-Орды использовали дело Каратая Аубакирова. происходившее в 1922 году в Чуйской долине. В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А.Байдильдин, М.Дулатов - скончался в лагере. Остальные: А.Байтурсынов, М.Жумабаев и др., отбыв наказание, в 1937 году повторно, привлечены к ответственности и расстреляны.

Вслед за процессом над промпартией в Москве, в Кзыл-Орде в 1928 году был раскрыт заговор строителей красной столицы. Выездная сессия Верховного суда РСФСР по сфабрикованному делу строителей красной столицы провела процесс группы талантливых инженеров: П. Буддаси, С.Голдгора, М. Тынышпаева. В 1930 году группа представителей национальной интеллигенции (40 человек) в составе М. Тынышпаев, Х. Досмухамедов, Ж.Акпаев и др., осуждены, сосланы, расстреляны.

В 1937-1938 гг. террор принял массовый характер. Репрессированы писатели: С.Сейфуллин, Б. Майлин, И.Джансугуров. В 1937-1938 гг. подверглись репрессиям: основатель казахской исторической школы С. Асфендияров, основатель казахской лингвистики Ахмет Байтурсынов, представитель дунган М.Масанчи, профессор, ученый-языковед - К. Жубанов. М.Жумабаев был репрессирован как буржуазный националист. Из посланцев партии в Казахстан были репрессированы Л.Мирзоян и К.Рафальский. Показательные судебные процессы приняли массовый характер. В ноябре 1937 года большой резонанс получил судебный процесс над А.Асылбековым, Н.Нурсеитовым, М.Гатаулиным.

В период 30-40-х годов XX века большинство дел репрессированных рассматривали внесудебные органы тройки и двойки. Этот период характеризуется чрезмерной суровостью применявшихся мер уголовного наказания, широко применялись такие меры, как объявление врагом народа с лишением гражданства, изгнанием из государства, лишением свободы, конфискацией имущества, расстрелом, арестом близких родственников.

На карте Казахстана в 30-50-е годы функционировал исправительно-трудовой лагерь особого режима, где содержались репрессированные Карлаг. Для содержания женщин и детей изменников родины на территории Казахстана был создан специальный лагерь АЛЖИР. В 30-е годы на территории Карагандинской области из спецпереселенцев создавались обсервации. Позднее стали выявляться места массового погребения расстрелянных людей. Одно из них обнаружено под Алматы в местечке Жаналык, где в 1937-1938 гг. были погребены тысячи невинных жертв тоталитаризма, в их числе: М.Жумабаев, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, С. Асфендияров, А. Байтурсынов, Б. Майлин.

Согласно Конституции 1936 года Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику, но союзные республики были лишены законодательной инициативы. В 1937 году была принята Конституция Казахской ССР, в которой было определено, что политическую основу республики составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую - социалистическая собственность. Роль Компартии Казахской ССР была зафиксирована, как руководящая и направляющая сила общества.

На XVIII съезде Коммунистической партии был взят курс на расширение индустриальной мощи страны, укрепление обороноспособности. В 1940 году началось массовое движение женщин за овладение мужскими профессиями.

Накануне войны Казахстан занимал первое место по производству свинца, угля - третье. Казахская ССР превратилась в развитую индустриально-аграрную республику, такой рывок был возможен благодаря политике ускоренных темпов развития добывающих отраслей промышленности. Строительство ряда металлургических комбинатов превратили цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана. Было покончено с зависимостью народного хозяйства страны от импорта цветных металлов. Методом народной стройки был построен Урало-Кушумский канал. Система государственных трудовых резервов возникла в конце 1940 года. Первым знамя стахановского движения на Риддере поднял рабочий Ихласов. Трудовой почин, призвавший девушек овладеть трактором накануне Великой Отечественной войны, принадлежал Паше Ангелиной. Осуществлялся переход экономики республики на военный лад. Ускоренными темпами шло строительство новых промыслов и шахт в Караганде, Актюбинского ферросплавного завода. Основными районами размещения перебазированных заводов и фабрик в первый год войны в Казахстане стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск. Созданная народом в ходе индустриализации промышленность во многом предопределила победу в Великой Отечественной войне.

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА.

В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария, не удовлетворяла потребности в них местных школ. В конце XIX - начале XX века в Казахстане открываются так называемые новометодные учебные заведения. Которые предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, но и новую методику. Колониальная администрация поддерживала противников нового метода для мектебов, но они постепенно вытесняют старометодные.

В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурноuj уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.

В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них, примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развёртывания культурного строительства.

Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло Общество долой неграмотность. В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде.

В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По инициативе комсомольцев в 1928 голу начался Всеказахстанский культурный поход, ставший формой ликвидация неграмотности.

В конце 20-х годов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано народами Центральной Азии.

Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.

Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 гг. в Оренбурге А. Байтурсынов издает сборник стихов Маса, затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты Казах, издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов, он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Асфендиара Кубеева, который начал с перевода произведений русских писателей, в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова, а в 1913 году издаётся роман Калым. С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом Айкап, позже пишет роман Камар Суду. Редактором журнала Айкап, издававшегося с 1911 года, был М. Сералин, он занимался, в основном, журналистской деятельностью, а также переводческой, перевёл поэму Фирдоуси Рустем-Зораб. У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал Марсельезу казахской молодежи и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - Трудный путь, опасный переход. М.Дулатов стал автором первого казахского романа Бакытсыз Жамал. Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллера. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: Родословия тюрков, киргизов, казахов иханских династий, Енлик-Кебек, Условия мусульманства. Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 1916-1917 гг. в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету «Алаш». В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж.. Аймаутова.

Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган Кус жолы.

Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931 гг. в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахскою горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные.

2 сентября 1933 года принято Постановление СНК РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфандиаров издает ИсториюКазахстана с древнейших времён.

В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал 1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе.

В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться Казахский академический театр драмы. В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр.

В 30-е годы XX века Алма-атинском отделение треста Востоккино положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на Ленфильме поставили первую казахскую звуковую кинокартину Амангельды.

В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы Кыз-Жибек,Жалбыр. Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.

Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художника-реалиста В.Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России. Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях по исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.

Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.

В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в те годы наносило идеологизирование

С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1547; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!