Понятие гражданской культуры Алмонда и Вербы.



Анализируя и сопоставляя ос­новные компоненты и формы функционирования политических сис­тем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:парохиальный (приходской, «местечковый», патриархальный), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности;подданнический с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан;партиципаторный (от англ. participation – участие), свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявле­нии ими такой активности. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компо­нентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», в которой преоблада­ют подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

Гражданская культура  -

(civil culture), политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известных книгах Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы «Гражданская культура» (1963) и «Новое знакомство с гражданской культурой» (1980). Появившаяся в западных демократических государствах модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике сопровождается доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и поведения в поддержании демократической политической системы. Если в первых изданиях преобладает бихевиористский подход, то при переизданиях авторы сделали упор на политическом анализе. Тревога за судьбу демократии в западных странах представляется несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким, как *общественные движения или кампании, проводимые *группами интересов.

Как говорили Алмонд и Верба: «Гражданская культура - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены».

Политическая идеология: сущность, характеристики.

Идеология – одна из важнейших категорий политической науки. Этот термин впервые был предложен мыслителем Де Траси в ХVIII веке, идентифицировался в Великой Французской революцией. Изначально приобрел негативное значение: совокупность идей определенной группы или класса, ложные идеи, способствующие легитимации режима.

Де Траси понимал этот термин как особую ценностно нейтральную науку, изучающую природу и происхождение идей, взглядов и представлений.

Существует две основных традиции в трактовке идеологии:

1. Маркс. Идеология – ложное, искаженное знание о действительности.

2. Карл Манхейм в своей работе «Идеология и утопия» рассматривал идеологию как социально значимую систему идей определенного общественного слоя в собственных интересах.

 

Уровни идеологии:

- теоретико-концептуальный (формирование основных положений и идеалов)

- нормативный (конституирование, генерализация ее принципов)

- актуализированный (усвоение идеологии)

 

Функции идеологии:

1. когнитивная (познавательная)

2. легитимизация

3. нормативная

4. интеграционная (социализация и объединение)

5. мобилизационная

 

И все же, синтезируя основные подходы, можно сказать, что политическая идеология представляет собой, прежде всего опреде­ленную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Иными словами, политическая идеология – это разновидность кор­поративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества и потому отличаю­щаяся определенной предвзятостью оценок и склонностью к духов­ному экспансионизму.

Падение влияния идеологии на общественное мнение или распро­странение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отно­шения, ведет к деидеологизации политики. В то же время насильствен­ное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, уси­ливает политическую напряженность в обществе.

 

Идейно-политический спектр – схема расположения политических идей, сил и течений в соответствии с их типологией. Существует несколько вариантов такого расположения:

 - левые – центр – правые

 - радикалы – реформисты – консерваторы

И так далее.

 

Либерализм – идейно-политическое течение, ставящее на первое место в иерархии ценностей человеческую свободу.

Консерватизм - совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни.

Социализм – система взглядов, выдвигающая на первое место интересы социальной справедливости и общественной солидарности, коллективизма и равенства результатов.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2080; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!