Концепция развития научного знания К. Поппера: критический рационализм.



Постпозитивизм. Критический рационализм. Центральное место в постпозитивизме 90-х гг. принадлежит критическому рационализму, основоположник — англ. ф/с Карл Поппер (р. 1902) - популярный философ, социолог, логик, математический логик.

Положения:

1. В конце 40—50 гг. выступал с критикой марксизма — марксизм рассматривает историю общества как подчиненную объективным закономерностям, и полагает возможным научное предвидение на основе познания этих закономерностей; отстаивал идеи социал-реформизма («Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»).

2. П. ставит интереснейшие проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии. Работа «Нищета историцизма» - законы и всеобщие тенденции радикально отличаются друг от друга, т.к закон всеобщ и действует в любом явлении, а у тенденции такой черты нет.

3. Исторический материализм — это некий историцизм, понимаемый им как «историческое творчество», которое заменяет историческую реальность схемой, заранее предопределяющей общественное развитие от первобытного строя через классовое общество к коммунистической эре (П. противоречит себе, когда заявляет об утопизме утверждений о преобразовании общественного строя: ведь сам он считает возможным совершенствование общественных отношений, социальных институтов и т д. на основе социальной инженерии (социальной технологии).

Суть философской концепции

1. существуют три мира: философский, ментальный, мир объективной истины - результат человеческого духа, т.е. мир теорий, гипотез, идей - мир роста научного знания.

2. П. выдвигает идею - лишь те теории в принципе научны, которые могут быть рано или поздно опровергнуты — П. утверждает всеобщий характер относительности знания (ему упрек в релятивизме, т.е. в отрицании абсолютной истины и абсолютизации относительной истины).

3. Объективное знание не зависит от возможностей нашего познания, и добыть его трудно, даже сама идея ошибки или сомнения уже содержит идею объективной истины: ведь механизм роста знания — «это путь проб и ошибок», «предположений и опровержений». Однако, П. приходит к агностическим выводам такого порядка: «мы не знаем, можем только предполагать...»

4. Пафосом «критического рационализма» - необходимость создания «теории научной рациональности» - системы стандартов и норм «роста научного знания», осуществления «демаркации», т.е. отделения научного знания от ненаучного. Эта теория позволит любому ученому решать три задачи: 1. избегать наивного эмпиризма; 2. не допускать спекулятивных рассуждений в духе классической немецкой ф/с; 3. не впадать в иррационализм.

5. Науке (по П.) надо отказаться от принципа верификации (т.е. подтверждения истины чувственными, наблюдаемыми фактами). Будущее за фальсификацией - «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим — его суть: 1) если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т.е. которые способны доказать свою ложность; З) теория должна рассматриваться или как конвенциональная (принятая научным сообществом) или эмпирическая; 4) определяется характер эмпирической теории: происходящие явления, события и те, которые под эту теорию не подходят; 5) важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

6. Принцип фальсификации не просто антиверификационный принцип — это не способ проверки истинности знания на эмпирическом уровне. С ним П. стремится решить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивает, что наука это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий, которые взаимодействуют, но не «добавляют» друг друга.

 

Неопозитивизская модель развития науки.

Позитивизм - течение II пол. 19 в. - источник истинного знания, конкретные, частные науки; против философии как метафизики, но за философию, как особую науку; метафизика - умозрительная философия бытия (онтология, гносеология). П. – отвергает теоретическую спекуляцию и умозрения, как средства получения знания. Если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1. Собственно позитивизм (30-70гг 19 в) - Огюст Конт, Дж. Ст. Миль, Спенсер - попытка классификации наук; 3 стадий развития познания:

а) Телеологическая - поведение - буйство фантазии, вера в богов;

б) Метафизическая – бог - субстанция;

в) Позитивная стадия - становления научного взгляда на вещи - соединение опыта с абстрактным мышлением.

2. Эмпириокритицизм (конец 19 в) - Эрнест Мах, Рихард Авенариус - философия реализма, любое научное знание филос. знание, не имеет своего отдельного от наук предмета; теория критики опыта; назначение критики - выяснение существа дел; цель - очистить опыт от метафизики).

3. Неопозитивизм (с середины 20-хгг ХХ в) - М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Л.Витгенштейн, Ф. Франк, Б. Рассел и др. - ядром явился Венский философский кружок (кафедра индуктивных наук Венского универ-та в 1922 г. - программа развития научной ф/с). Мощный вклад в создание базовых представлений о вопросах, проблемах, темах, средствах и методах современных исследований естественнонаучного познания. В 1929 г. - Карнап, Нейран - манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Идейным источником был махизм (Э.Мах). Махисты – наука - метод упорядочивания ощущений (элементов), то Неопозитивизм - понимание научного познания - конструкция на основе чувственных содержаний (чувств данных). Изгоняли из ф/с. метафизику. Ф/с имеет право на существование не как мышление о мире, а как «логический анализ языка».

1. Венский кружок - активные «антиметафизики», их наследие - разработка логических методов анализа научного знания и построение логики науки, I форма «современной ф/с науки».

2. Научные высказывания - высказывания, выражающие непосредственный опыт познающего субъекта. Устанавливается истинность или ложность высказываний об объектах окружающего мира. Венский кружок далее разработал две версии подобного сведения: феноменалистскую и физикалистскую. Доктрина верификационизма -истинность или ложность высказывания (главного объекта анализа аналитиков) и научной теории может быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложения свести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольным высказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирической проверке.

3. Основная задача - анализ языка науки. Знание - форма высказывания, предложения или высказывания. Логический анализ языка науки - необходимость построения идеальных языков, в терминах которых результаты реальной науки может быть, наилучшим образом формализованы и тем самым выражено их подлинное содержание.

4. Общая база этого периода ф/с науки ХХ века:

1. антиметафизическое умонастроение; 2. основная задача - анализ языка науки; З. знание - это высказывание; 4. исходная посылка анализа - представление о том, что сложное знание можно разложить на элементарные высказывания, выражающие опыт, получится подтверждение его подлинного смысла и значения; 5. процедура п. 4, является процедурой верификации т.е. опытное подтверждение - основная характеристика научного знания.

5. При таком подходе нет сферы историко-научных исследований, быть ближе к историко-научным фактам да и к реальной практике естествознания – «черновой этап».

6. «Высший этап» в развитии знания после прохождения процедуры его обоснования.

7. Венский кружок предлагал логический подход, проводил анализ соблюдения норм вывода, содержащихся в научных рассуждениях для логики - т.е. нормирование рассуждения, а не исследование его. Логика - наука о правильном мышлении, наука о правильных рассуждениях (т.е. обеспечивающих при истинности посылок истинность заключения).

8. Венский кружок: во-первых, настоящая научная работа, выдвижение идей, их разработку, определенная последовательность в смене предлагаемых теорий - признаки хорошо организованной научной деятельности в рамках единой исследовательской программы. Во-вторых, признаки наличия реального направления: - кафедра, работал семинар; в 1929 г. опубликован идейный манифест, с 1930 по 1939 гг. издавался периодический журнал «Erkenntnis».

9. Работа Венского кружка прекратилась - М. Шлик был убит, остальные - покидали страну, убегая от фашизма в Англию и США (что поневоле способствовало более широкой пропаганде развиваемого ими подхода).

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!