Использование механизмов психологической защиты



Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства образа «Я».

Цели психологической защиты: сохранение привычного мнения о себе; отторжение или изменение информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая, базовые представления о себе и других.

Деструктивным последствием психологической защиты является блокировка адекватной оценки реального положения дел. Стремясь поддержать привычный уровень самоуважения, психологическая защита лишает человека воли, мужества и ответственности перед собой и другими.

Изучение защитных механизмов связано с именами Зигмунда Фрейда и его дочери Анны Фрейд. Механизмы психологической защиты представлены на рисунке:

 

Содержание и особенности применения указанных в схеме механизмов представлены в таблице:

 

Содержание механизма Особенности применения
Отрицание - процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности В конфликтах, связанных с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению; основная формула отрицания — «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т.п
Вытеснение - механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации Ущемленное самолюбие, задетая гордость, катастрофические сообщения вытесняются и маскируются другими содержаниями, приемлемыми для самого субъекта; проявляются в феномене забывания какого-либо неудобного для нас факта
Проекция - процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт на другое лицо  Человек не хочет себе сознаваться в каких-то индивидуальных особенностях из-за их неприемлемости; в этом случае он приписывает собственные неблаговидные мотивы другим (ханжество)
Идентификация - механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу Конструктивным является то, что при идентификации усваивается социальный опыт, желательные, но отсутствующие у индивида свойства и качества (эмоциональные и волевые, поведенческие)
Регрессия - механизм, посредством которого субъект стремится избежать внутренней тревоги с помощью низших форм поведения Используется в условиях повышенной ответственности; сопровождается потерей самоуважения, так как используются способы поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития
Реактивные образования - механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность Безотчетная неприязнь к человеку может проявляться в особой предупредительности к нему (субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства); симпатия может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения
Рационализация - приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны Используется для оправдания перед собой или другими своей несостоятельности, связана с попыткой снизить ценность недоступного («зелен виноград») переживая психическую травму, человек защищает себя, переоценивая (обесценивая) значимость травмирующего фактора
Замещение — механизм, связанный с переносом действия с недоступного механизма на доступный Разряжается напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью
Изоляция (отчуждение) - обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании

 

 

ИГРОБУМ КОНФЛИКТОВ.

До конфликта.

«Я - слушание»

Участники группы делятся на пары и садятся на стулья друг напротив друга. Один рассказывает другому о своем затруднении, проблеме, конфликте. Затем, по команде ведущего, не прерывая разговора, участники меняют свое пространственное расположение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: какая позиция наиболее приемлема? что изменилось по отношению к партнеру, когда он встал на стул?

«Ассоциативный ряд»

Инструкция: В фокусе вашего внимания – конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он происходит, как выглядит в поведении людей. Сейчас мы будем исследовать, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ рисует ваше воображение?

После первого ряда произвольных ассоциаций можно задать вопрос:

1) если конфликт – это мебель, то какая?

2) если конфликт – это посуда, то какая?

3) если это одежда?...

Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?

Комментарий: Ассоциации – это отражение определенного эмоционального состояния, вызванного словом конфликт. Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.

 

«Свечка»

Участники образуют плотный круг, выставив ладони на уровне груди, локти согнуты. Внутри круга один человек с закрытыми глазами – «Свечка», которая качается в разные стороны, не отрывая ноги от пола, группа мягко принимает «Свечку» и перепасовывает ее от одного члена группы к другому.

Комментарий: ситуация доверия.

 

«Агрессор и жертва»

Группа делится пополам. Одна часть – агрессоры, те кто чувствуется себя уверенно, нападают, требуют. Другая часть – жертвы, те кто считает, что всегда является потерпевшей стороной. При проигрывании определенной ситуации жертвы меняются ролями с агрессорами.

Комментарий: отработка свойственных и непривычных способов реагирования в проблемной ситуации.

 

«Саламандра»

Каждый участник должен побыть саламандрой. Остальные участники, стоящие на четвереньках – пещера.

Инструкция: саламандра должна пройтись по пещере, но пещера коварна, в ней могут случаться обвалы.

Комментарий: эмоциональный разогрев, снятие напряжения, бережное отношение к телесному Я другого.

 

«Эмоциональная тропинка»

(Предварительно рассматривается теория: «Стадии развития конфликта»)

Вам предстоит зарисовать свою тропинку, которая отображала бы ваше эмоциональное состояние в различные моменты развития конфликта. Этот рисунок может быть составлен из символов, которыми вы обозначите каждый из значимых этапов пути в конфликте. Рисунок можно дополнить краткими фразами-комментариями.

Например, пункт А – все хорошо; пункт Б – все снова хорошо!

Обсуждение: сопоставление своих эмоций с восприятием символических отображений позитивных и негативных рисунков. Визуализация эмоций.

Как вы воспринимаете тот или иной этап конфликта? оценка значимости или не значимости испытываемых в конфликте эмоций.

 

«За и против»

Группа делится пополам в зависимости от своих взглядов по любому спорному вопросу (например, должны ли юноши служить в армии?) Обе подгруппы защищают (одновременно) свою точку зрения. Затем ведущий просит их поменяться ролями и каждая подгруппа вынуждена защищать позицию своих соперников.

Обсуждение: сложно ли принять позицию оппонента? видите ли вы возможность договориться или хотя бы понять другую сторону.

 

 

«Математика»

Участвуют 4 человека. Им дается карточка с математическим примером, который необходимо решить. Задача: за 4 минуты сложить все результаты и сообщить их ведущему. Через каждые 15 сек. ведущий громким голосом сообщает: «Прошло 15 сек. (30, 45 и т. д.). Через каждую минуту один из участников удаляется из обсуждения.

 

«Как можно ответить»

Ведущий предлагает варианты конфликтных ситуаций, содержащих обвинение. Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в данной ситуации неуверенный, агрессивный, ассертивный стили.

«Прозрачность»

Участник на критические замечания ведущего отвечает согласием, выраженным в одной из форм:

– согласие с правдой, содержащейся в замечании;

– формальное согласие с тем, с чем он внутренне не согласен («твое право так считать»);

– согласие в принципе («да, большинство…»)

 

«Прорыв круга»

Один, два человека – наблюдатели, которым необходимо попасть внутрь круга, прорвать его. Группа должна крепко взяться за руки и сомкнуть плотный круг.

Обсуждение: что испытывали, прорываясь в круг? что или кто помогал, мешал попасть в круг?

 

 

«Посредничество»

Работа в малых группах по 3 человека. Один – посредник, двое – участники конфликта. Участники конфликта рассказывают о своих разногласиях. Посредник должен помочь им выработать совместное соглашение. Ситуации с конфликтом должны быть продуманы заранее и розданы участникам.

 

 

«Свободная информация»

Участник в ответ на нападение ведущего акцентирует внимание на фрагменте услышанной информации, переводя тем самым разговор на самого нападающего.

 

 

В КОНФЛИКТЕ.

«Выявление лидера»

Инструкция: Разбейтесь на пары. Каждый из вас должен придумать любое упражнение физической зарядки. Покажите это упражнение по очереди друг другу (1 мин). Теперь вам необходимо ориентируясь друг на друга, за минуту придти к единому упражнению. Итак, время пошло.

Обсуждение: какое получилось упражнение? кто предложил его? какой позиции придерживались (активной или пассивной)?

 

«Что делать?»

Участники разбиваются на пары. Один вытягивает руку вперед, ладонь перед лицом стоящего перед ним на расстоянии 2–3 см. Задача партнера: избавиться от руки.

Комментарий: то каким способом это происходит, указывает на автоматические реакции поведения в конфликте. 

 

«Умение слушать и слышать»

Разные варианты на развитие этих навыков.

«Слепой, глухой, немой», «Разговор на улице» (надо в парах завязать короткий разговор – спросить нужную улицу и т. д. – обменяться информацией и непринужденно распрощаться).

Комментарий: установление контакта.

 

Релаксация «Театр»

Эмоциональное напряжение тесно связано с мышечным напряжением. К примеру, давайте представим лицо человека во время конфликта. Скулы сведены и напряжены, зубы стиснуты. Между бровями пролегли вертикальные складки. От такое человека ожидать гибкого поведения не возможно, а соответственно и решение конфликта не будет быстрым, максимально эффективным для обоих сторон. Человек – существо целостное. Эмоциональное напряжение вызывает мышечное напряжение и наоборот. Через расслабление мышц мы можем достичь снижения эмоциональной напряженности в конфликте.

Давайте закроем глаза, сядьте поудобнее. Вдохните один раз через нос и представьте себе, как ваше тело наполняется воздухом, а потом расслабьте челюсти и позвольте воздуху выйти через рот. Представьте, что ваше тело тяжелеет и вы как будто проваливаетесь в пол. У вас тяжелеет правая рука… у вас тяжелеет левая рука… у вас тяжелеет правая нога… у вас тяжелеет левая нога… у вас тяжелеет все тело, и вы чувствуется себя комфортно и спокойно.

Представьте перед вашим внутренним взором расшитый узорами тяжелый театральный занавес. Он медленно открывается. Вы знаете, что сейчас начнется пьеса о вашей жизни. На сцене вы видите знакомых людей в конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу из зрительного зала, а среди людей на сцене узнаете себя. Вы слышите разговор… О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду. Она вам не очень нравится, и вы решаете переодеть их в костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни, и вы – ее режиссер, вы – ее главный герой. Вы переносите эту сцену на экран телевизора. Попробуйте представить ее в черно-белом изображении… Теперь в цветном изображении. Попробуйте выключить звук. Теперь участники вашей пьесы объясняются только мимикой, жестикулируют в полном безмолвии. Через некоторое время вы включаете звук, чтобы услышать слова главного героя – себя. Вы слышите слова, о чем вы говорите?

Представьте экран в виде шахматной доски. Вы видите на этой доске участников вашего конфликта и себя. Где ваше место на этой доске?

Представьте, как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую или выстраиваете их в один ряд.

Сейчас вы убираете их с доски и укладываете в коробочку. Коробочка закрывается, вы набрасываете на нее крючочек и бережно ставите место. Ваше поле внутреннего зрения начинается задвигаться тяжелым занавесом. Вы вспоминаете, что все происходило на телевизионном экране, и поворачиваете выключатель. Экран тускнеет.

Некоторое время на нем остается светящаяся точка. Затем исчезает и она.

Обратите внимание на свое тело. Оно наполнено теплом. У вас теплая правая рука… у вас теплая левая рука… у вас теплая правая нога… у вас теплая левая нога… вы чувствуете тепло каждой частицей своего тела.

Теперь представьте, как чистый белый свет наполняет вас энергией. Сожмите руки в кулаки и потянитесь, пошевелите пальцами рук и ног. Когда будите готовы медленно открывайте глаза.

Обсуждение: делимся впечатлениями. Что мешало выполнению упражнения? Изменилось ли эмоциональное состояние после выполнения упражнения? изменилось ли отношение к конфликту? какие из приемов, предложенных ведущим, повлияли на это отношение?

 

 

«Заигранная пластинка»

Участник на просьбу ведущего и каждые выдвигаемые после отказа доводы отвечает все время одной и той же фразой, не объясняя причину своего отказа.

 

«Сиамские близнецы»

Участники распределяются по парам, встают рядом плечом к плечу, расставив ноги на ширину плеч так, чтобы стопы соприкасались. Эти «внутренние» ноги являются «сросшимися». Затем пара поддерживая друг друга, следя за тем, чтобы «общая нога» не распадалась, должна прошагать как можно больше (можно на перегонки).

«Тренинг саморегуляции»

Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вообразите большой белый экран. Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, вместо него поместите на экран белую розу. Поменяйте белую розу на красную. Если возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет. Уберите розу. Представьте комнату, в которой находитесь, всю обстановку, мебель, цвет. Переверните картинку. Посмотрите на комнату с потолка. Если это трудно сделать, вообразите себя на потолке, смотрящего на комнату и всю обстановку сверху вниз. Теперь снова вообразите белый экран. Представьте, что у вас несколько цветных фильтров для экрана, если вы их вставите, то цвет поменяется. Вставьте синий фильтр, экран стал синим. Поменяйте синий цвет на красный. Сделайте экран зеленым……На свое усмотрение ведущий может давать разные изображения, цвета, сочетания. После того как я посчитаю от 10 до 1, вы медленно, на вдохе, откроете глаза и вернитесь в эту комнату.

Обсуждение: обмен впечатлениями.

Комментарий: ведущий получает информацию о готовности группы к созданию зрительных образов, об умении расслабляться.

 

«Две сестры, два брата»

Выбираются два человека, которые разыгрывают перед группой ситуацию позднего возвращения домой младшей сестры. Проводится два варианта: жесткий, когда ругаются и мягкий.

 

 

ПОСЛЕ КОНФЛИКТА.

«Я был не на высоте»

Участники группы образуют внутренний и внешний круг, стоя лицом друг к другу. Работа в парах. Один член пары начинает: «Недавно я был не на высоте, когда… (описывает случай своего поведения, которым остался недоволен). Второй отвечает: «Мне нравится… (находит сильные стороны, позитив в том поведении, о котором он услышал). Затем партнеры меняются ролями. После чего они делают шаг в право, образуя новые пары, и упражнение повторяется.

Комментарий: групповое сплочение.

 

«Зеркало»

В инструкцию к обычному исполнению этого упражнения добавляется: тот человек, который смотрится в зеркало, должен изображать человека в конфликте, который злится, орет, жестикулирует, пытается что-то доказать, но только мимикой и жестами без звуков. Отражение должно воспроизвести.

Обсуждение: трудно ли копировать? узнали ли себя в конфликте? похоже ли вас копировали? как выглядят люди в конфликтной ситуации?

 

«Точка опоры»

Каждый участник рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что он в себе ценит, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в различных ситуациях, в том числе и конфликтных. Затем в малых группах, по 3–4 человека участники обсуждают, как мог бы каждый из них, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-нибудь ценное в жизни для других людей (разрешить конфликтную ситуацию).

Обсуждение: какая точка опоры у вас?

 

«Осознание ответственности»

Каждый участник вспоминает одну из своих конфликтных ситуаций и описывает ее сначала с позиции «жертвы обстоятельств», затем с позиции «ответственного человека с высоким самоуважением, который просто в этот раз оказался «не на высоте».

РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ, как необходимого компонента продуктивного поведения в конфликтной ситуации. Можно представить ряд ниже изложенных упражнений в виде ролевых игр.

 

«Список претензий»

Конфликтная ситуация зачастую возникает из-за недопонимания, не желания идти на уступки, не совпадения желаний, интересов. То есть возникает ситуация недовольства окружающими людьми.

Инструкция: На листе бумаги составьте список людей из ближнего и дальнего окружения (родители, друзья, знакомые, женщины, мужчины, человечество, правительство и т.д.) и в их адрес излагаются конкретные претензии. На это отводится 5–7 мин. Затем участникам предлагается объединиться в микрогруппы (по 4–5 человек) и обсуждение претензий продолжается в группе, обращая внимание на сходство и различия. Обсуждение 15 мин.

Комментарий: в зависимости от темы, можно давать уже составленный список, к кому предъявлять претензии.

 

«Совместный рисунок»

Одним карандашом, который держат два человека надо нарисовать один общий рисунок, после чего ему необходимо дать название и подписать одного автора.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 548; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!