Тема 3. Представления о благе и прекрасном в античной философии.



1. Древнегреческая литература и философия о добродетели. Идеал калокагатии.

2. Справедливость как соразмерность. Этический рационализм.

3. Благо, истина, красота в философии Платона.

 

Литература:

 Платон. Федр. Вторая речь Сократа. – Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.,1999.

Платон. Государство. Книга 6. Спб,2005,с.327-356.

Аристотель. Никомахова этика. – Антология мировой правовой мысли. М.,1999, Т.1, с. 152-155.

Литература к докладам:

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Спб, 1999, с.259-270.

Т.В.Васильева. Символы человка у Платона и платоническая любовь. – Т.В.Васильева. Комментарии к курсу античной философии. М.,2002,с. 83-90.

Тема 4. Средневековая европейская философия о бытии.

  1. Бытие как акт творения и непознаваемость Творца.
  2. Статичность и иерархичность средневековой картины мира. Абсолютное и относительное благо.
  3. Средневековые христианские мыслители о времени и вечности.

 

Литература:

Августин. Исповедь. Кн. 1 (разд. 6),кн. 2. ( разд. 5), кн. 4 ( разд. 9), кн. 11 (разд. 4,5,8, 10-14, 18-21, 30).

Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. с.840-842, 860-861.

Литература к докладам:

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.,1988, с.24-30.

 

Тема 5. Проблема универсалий .

  1. Проблема статуса общих понятий в контексте идеи творения.
  2. Реализм об универсалиях как «идеях Бога». Материя и форма. Ф.Аквинский об активной роли интеллекта.
  3. Номинализм и проблема уникального.

 

Литература:

Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М.,1996, с. 19-25.

П.Абеляр. Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 65-80.

Антология мировой философии.М.,1970, Т.1. Ч.2., с. 820-822, 836-839, 892-900, 907.

 

Тема 6. Этическая проблематика в средневековой философии.

  1. Проблема бытийности зла.
  2. Внешний и внутренний закон. Открытие «внутреннего измерения» человека.
  3. Идея предопределения и проблема свободы.

 

Литература:

Августин. Исповедь.Кн.3.(разд. 7,8), кн. 7( разд. 3, 12-16).

П.Абеляр. Этика, или Познай самого себя. – Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 248-268.

Антология мировой философии. М.,1970,Т.1,Ч.2, с.839-842,860-861.

 

Тема 7. «Гносеологический поворот» в философии Нового времени.

1. Переориентация философии на проблемы познания. Проблема достоверного знания.

2. Основные положения рационализма. Методологическая роль сомнения (Р.Декарт).

3. Основные положения эмпиризма. Понятие опыта.

Литература:

Антология мировой философии. М.,1970, Т.2. с. 237-248, 309-318, 413-419.

Литература к докладам:

А.В.Ахутин. Новация Коперника и коперниканская революция. 3.1. Замысел «коперниканского» разума.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб,2005, с. 382-398.

Тема 8. Классическое естествознание и механистическая картина мира.

  1. Наука и философия Нового времени о понятиях материи и движения. Механицизм.
  2. Представления о пространстве и времени в философии и науке 17 -18 вв.
  3. Активная роль познающего субъекта.

 

Литература:

Антология мировой философии. М.,1970, Т.2, с. 256-261.

П.А.Гольбах. Избранные произведения. Т.1.М.,1963- «Система природы»,гл. 2,3.

И.Кант. Критика чистого разума. Спб, 1993.- Введение.

 

Литература к докладам:

П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки ( 17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987, с. 259-267, с. 150-165.

 

 

Тема 9. Нравственность и свобода в философии Нового времени.

  1. Детерминизм и свободная причинность.
  2. Соотношение спекулятивного и практического разума в философии И.Канта.
  3. Автономия нравственного субъекта . Человек как цель.

 

Литература:

Антология мировой философии. М.1970. Т.2. с. 246-247.

П.А.Гольбах. Избранные произведения.Т.1.М.,1963,- «Система природы»,Гл. 4.

И.Кант. Основание метафизики нравов. – И.Кант. Лекции по этике.М.,2000, с. 239-265, 269-271.

И.Кант. Критика практического разума. Гл.2. Ч. 1,2,3. –И.Кант. Лекции по этике. М.,2000, с. 369-375.

 

Тема 10. Формирование либеральной концепции права в европейской философии.

  1. Идея естественных прав человека.
  2. Концепция общественного договора.
  3. Философия Нового времени о правовом государстве и гражданском обществе.

 

Литература:

Антология мировой философии. М.,1970, Т. 2, с. 334-339.

Антология мировой правовой мысли. М.,1999.Т.3. с.84-89, 127-140, 303-306, 346-351.

Литература к докладам:

Э.Ю.Соловьев. Феномен Локка.- Э.Ю.Соловьев. Прошлое толкует нас. М.,1991, с. 146-166.

 

 

Тема 11. Отказ от идеи автономии субъекта в творчестве К.Маркса и З.Фрейда.

  1. Общий культурный и исторический контекст представлений о вторичности трансцендентального субъекта.
  2. К.Маркс: сознание как функция общественно-исторической практики.
  3. Статус сознания и роль бессознательного в психоаналитической концепции З.Фрейда.
  4. Идея преодоления метафизики в философии Ф.Ницше.

 

Литература:

К.Маркс. Немецкая идеология. М.,1988, с. 11-38.

З.Фрейд. Введение в психоанализ. М.,1989. Лекция 31: «Разделение психической личности».

Литература:

Ф.Ницше. По ту сторону добра и зла. Гл. 1, 2.- Ф.Ницше. Избранные произведения. Кн. 2.М.,1990.

 

Литература к докладам:

Э.Ю.Соловьев. Личность и ситуация в социально-политическом анализе Маркса. – Э.Ю.Соловьев. Прошлое толкует нас.М.,1991, с.185-208.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 516; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!