Тема 22. Концертное исполнительство



Профессионализация исполнительской культуры в республиках – магистральное направление исполнительской деятельности коллективов 1950-е – 1980-е годы.

Тема 23. Композиторское творчество

Формирование композиторских школ Бурятии, Якутии, Тывы, Хакассии. Деятельность композиторов республик по созданию жанрового своеобразия композиторских школ.

Раздел V. Музыкальная жизнь городов Сибири (1990-е – начало 2000 гг.)

Тема 24. Музыкальная жизнь восточно-сибирских городов (Красноярск, Иркутск, Чита, Новосибирск)

       Характеристика музыкальной жизни, музыкальной культуры в каждом городе в 1990-е гг. в связи с историко-географическими и социально-экономическими особенностями региона. Музыкальное образование. Обзор деятельности выдающихся музыкантов-педагогов, деятелей музыкальной культуры. Обзор творчества композиторов, исполнителей, концертных коллективов в каждом городе.

План – программа обзорных лекций по курсу

Музыкальная культура Сибири»

Для студентов заочной формы обучения

Тематический план лекций

Тема Кол-во часов
1 Введение 2
2 Музыкальная культура коренных народов Сибири 2
3 Музыкальное образование до 1917 г. 2
4 Общая характеристика музыкальной культуры Сибири советского периода 4
5 Творческие союзы на территории Сибири 2
6 Композиторское творчество 2
  Всего: 14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Целью самостоятельной работы студентов как очной, так и заочной форм обучения является формирование навыков самостоятельного изучения литературы по предмету.

Для осознания логических закономерностей становления музыкальной культуры и применения их для характеристики исторического движения музыкальной культуры Сибири, при рассмотрении того или иного явления, необходимо постоянно раскрывать неразрывную взаимосвязь исторического развития музыкальной культуры Сибири, ее регионов и общества в целом.

Специфика данного курса предполагает посещение концертов, культурных мероприятий с участием музыкальных коллективов, исполнителей г. Красноярска, коллективов регионов Сибири.

Разделы курса изучаются с неодинаковой подробностью, поэтому возрастает роль самостоятельной работы студентов при подготовке к каждому занятию, а также при подготовке к семинарам, контрольным урокам, письменным заданиям (тестам).

Освоение курса требует серьезной и вдумчивой работы. Прежде чем приступить к выполнению заданий по темам, выносимым на зачет, рекомендуется следующее:

1) Вначале ознакомиться с Программой курса. 2) Усваивать содержание учебной дисциплины лучше небольшими блоками. 3) Внимательно изучив содержание каждой темы (в разделе Программа курса), необходимо подготовить письменные ответы по предложенному краткому плану темы, законспектировав ряд источников из рекомендуемого списка. 4) Конспектирование литературы должно быть поэтапным, по мере прохождения соответствующих разделов и в той последовательности, в которой предлагается изложение содержания тепы в Программе курса. 5) Необходимым условием изучения дисциплины является прослушивание (или анализ нотного текста) музыкальных произведений из предлагаемого списка.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРОВ

Семинар 1.

Тема 2. Музыкальная культура коренных народов Сибири

1. Песенный фольклор бурят

2. Песенный фольклор тувинцев

3. Песенный фольклор хакассов

4. Песенный фольклор чукчей и эскимосов

5. Музыкальный фольклор народов Западной Сибири

6. Деятельность исследовательских экспедиций в процессе освоения Сибири

7. Взгляды и оценки состояния музыкально-поэтического творчества коренного населения в дореволюционный период

8. «Советский» период в изучении фольклора народов Сибири.

9. Шаманы в Сибири

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару

Айзенштадт, А.М. Тематика и жанры музыкального фольклора Западной Сибири / Вопросы эстетики и музыкознания: Научно-методические записки. – Новосибирск, 1968. – Вып.4. – С. 179–198.

Арбачакова, Л.Н. Современные шорские шаманы и их атрибуты // Сибирский музыкальный альманах, 2002 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2004. – С. 334 – 339.

Асиновская, А.А., Шевцов, В.Н. О музыкально-драматургических закономерностях хакасского героического эпоса (на примере сказания «Хан Кичугай») // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. научных трудов. – Новосибирск, 1986 – С. 73 – 110.

Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят. – Улан-Удэ, 2005. – 187 с.

Китов, В. Некоторые аспекты генезиса и онтологии бурятских народных инструментов // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации: Сб. статей. – Новосибирск, 1996. – Вып.3. – С. 160 – 170.

Колпецкая, О.Ю. Ёохор закаменских бурят // Художественные жанры: история, теория, трактовка: международная научная конференция. Тезисы докладов. – Красноярск, 1996. – С. 90 – 92.

Кондратьева, Н.М. Принцип описания звуковысотной организации в традиционных музыкальных культурах Сибири // Теоретические концепции ХХ века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Материалы Всерос. науч. конф. – Новосибирск, 2000. – С. 351 – 355.

Кондратьева, Н.М. Взаимодействие и взаимообогащение культур народов Хакассии // Музыкальная культура Сибири: Сб. научных и методических статей. – Красноярск, 1997. – С. 26 – 24.

Кургыс, З. Тувинский музыкальный фольклор // Музыка Сибири и Дальнего Востока: Сб. статей. – М.: Сов. Композитор, 1982. – С. 120 – 143.

Лыткин, В. Чукотская и эскимосская народная песня (ее прошлое и перспективы развития) // Музыка Сибири и Дальнего Востока: Сб. статей. – М.: Сов. Композитор, 1982. – С. 144 – 175.

Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. – Новосибирск, 2004.

Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 1. Традиционная музыкальная культура народов Сибири. – Новосибирск, 1997. – 407 с.

Музыкальная культура Сибири: учебник для учебных заведений среднего профессионального (музыкального) образования /НГК (Академия) им. М.И. Глинки, Н.М. Кондратьева, Л.П. Робустова, С.С. Гончаренко. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2005. – 684 с.+ 2 СD.

Сыченко, Г.Б. К проблеме жанровой типологии шаманского фольклора // Сибирское музыкознание: актуальные аспекты исследования. – Томск, 2006. – С. 6 – 23.

Цеханский, В.М., Мархасин В.С. Музыкальный фольклор Сибири и Дальнего Востока в системе социального поведения // Культурный контекст этномузыкальных систем: Музыкальная этнография Северной Азии. – Новосибирск, 1988. – Вып. 10. – С. 44 – 52.

Семинар 2.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!