Признаки творчества, как целостного процесса



ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Творчество и деятельность педагога. 3 2. Признаки творчества, как целостного процесса. 6 3. Признаки творческой личности. 7 4. Область проявления педагогического творчества. 8 5. Уровни педагогического творчества. 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 11  

Творчество и деятельность педагога

В своем понимании творчество - это деятельность, порождающая что-то новое. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности. Важнейшей  характеристикой педагогической деятельности является её творческий характер. Утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что в нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего начала [6, c.122].

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог дополнительного образования на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу дополнительного образования приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог дополнительного образования, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи [5, c.47].

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом дополнительного образования при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога дополнительного образования непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога дополнительного образования проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога дополнительного образования на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных, путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования [1, c.39].

Выделяют следующие уровни педагогического творчества педагога дополнительного образования:

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на занятии, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с детьми.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества [3, c. 89].

Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

 

Признаки творчества, как целостного процесса

Существует несколько признаков творчества, как вида человеческой деятельности [2, c. 23].

1) наличие противоречия,  проблемной ситуации или творческой задачи (Например: подготовка к какому-либо празднику, конкурсу)

2) социальная и личная значимость и прогрессивность ( например: участие в каких-либо конкурсах, конференциях.);

3) наличие социальных, материальных предпосылок, условий для творчества;

4) наличие личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности.

5) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего результата.

Творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим [4, c.30].

Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог, умеющий анализировать возникшие ситуации, понимающий сущность проблемы, используя творческое воображение, способен найти новые оригинальные пути и способы её решения.

Признаки творческой личности

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется некоторыми особенностями личности, которые называют признаками творческой личности.

1)  подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;

Пример 1:

Колобок покатился.

Шарообразное тело при отсутствии внутреннего источника энергии может катиться только по наклонной плоскости.
Это закон физики. Итак, если шар/колесо начинает двигаться, то только одним-единственным способом: «вертясь», «переворачиваясь через себя», т. е. катясь.

Заранее сформулируем объяснение обреченности Колобка, которое может показаться неожиданным: Колобок погиб потому, что скатился, покатился и катился. Этот способ он сам не выбирал: по-другому Колобок передвигаться не мог, потому что был круглым. Итак, роковой оказалась его «круглость», которая обусловила его неустойчивость и как следствие — «качение».

Даль указывает в «катиться» направление движения — вниз.

Итак, заданное изначально (собственной «неустойчивой» круглой/ шарообразной формой) направление вниз обрекло Колобка на печальный конец, а попытки переменить это направление и двигаться вверх оказались неудачными.

2)  избегать поверхностных формулировок;

3) умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности;

4) умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

Например:

Обычная канцелярская скрепка. – Что можно сделать из неё?

1. Отмычка.

2. Вставить в замочную скважину для блокировки замка.

3. Нагревать на огне и выжигать на фанере рисунки.

4. Разрезать на небольшие кусочки, заточить - и маленькие гвоздики готовы.

5. По прямому назначению - скрепление листов бумаги.

6. Для сшивания страниц в книге.

7. В качестве стрелки в часах.

8. Для извлечения диска из CD-ROM привода.

9. В качестве закладки.

10. Поцарапать кожу для определения тонуса вегетативной нервной системы.

Можно придумать другие варианты использования скрепок.

 

5) готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 861; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!