Философия французского просвещения.



Франция второй половины XVIII в. характеризовалась интенсивным развитием капитализма, обострением социальных противоречий. Активное участие человека в общественной жизни требовало пересмотра взглядов на человека, его природу и место в мире, на его права и обязанности.

Небольшая группа литераторов и философов поставила задачу – в рамках одного мировоззрения дать ответ на многочисленные вопросы, мучившие все слои французского общества, главный из которых – понимание того, каковыми должны стать новые отношения, чтобы человек был счастливым.

Материалистическое мышление и мировоззрение просветителей обусловливалось формированием науки и изменением представления о роли и месте философии в системе научного знания.

Для философов-материалистов, которые выступали от лица науки, философия должна занять подчиненное положение по отношению к ней. Она должна стать рефлексией науки, то есть заняться обобщением разрозненных представлений о мире и человеке. Основные положения этого можно найти во взглядах Ламетри, Дидро, но совершенную форму им придает Поль Гольбах в главном труде "Система природы", которая включала:

Первое. Это учение о материи. Отдав дань древнегреческой традиции пониманию материи, Гольбах предпринимает попытку выйти за ее рамки и дать обобщенное определение материи. Такой подход знаменовал крупнейший шаг не только в развитии основ философского знания, но и в критике религиозных и субъективно-идеалистических позиций. Материя включала в себя предельно общие свойства первичности, объективности, понимание сознания как производного от материи и т.п.

Второе. Среди свойств материи Гольбах особое внимание обращает на движение. Опираясь на естественнонаучный материал, он доказывает, что движение не привносится в материю и природу, оно внутренне присуще им. Самодвижение материи означало, что нет никаких внешних сил или существ, стоящих над материей и придающих ей движения. Так закладывались методологические основания атеизма.

Третье. С пониманием универсальности механического движения связывался и принцип детерминизма – причинной обусловленности явлений механическими силами. Однако закон причинности отождествлялся с законом необходимости, что означало жесткую детерминацию всех явлений и отрицание случайности. Фаталистическое течение событий ни чем не отличалось от божественного порядка, который, по сути, был "заменен незыблемым порядком вещей".

Четвертое. Принципы механического материализма были распространены и на понимание человека. Гольбах и Гельвеций вписывают человека в природный ряд, признавая тем самым подчиненность его естественным законам и отметая всякие теологические притязания на человека как величайшее творение Бога.

Гольбах пытается выяснить сущность человека, понимая, что его поступки зависят как от его собственной энергии, так и от действующих на него внешних факторов. Идейные мотивы, разум человека, его мысли и знания выйдут на первый план, станут самостоятельными и выразятся в лозунге "идеи правят миром".

Понимая человека как существо природное, французские материалисты помещают в нее и человека, который неизбежно оказывается подчиненным действию цепи причинно-следственных связей. То есть его поведение становится заранее предопределенным, что оборачивается несвободой, а значит, исключает возможность активного преобразования действительности. Но человек в силу заложенного в нем природного механизма, может выбрать лучшее и избежать того, что угрожает его существованию.

Пятое. В теории познания французские материалисты придерживаласьсенсуалистической линии, утверждая, что человек может познать свойства и причины явлений. По Ламетри, механизм познания таков: объект действует на субъект и отражается на его "мозговом экране". Отдавая предпочтение ощущениям, он называет их "надежными руководителями, которые только одни могут просветить разум в поисках истины". На этих же позициях стоит и Д.Дидро. Он прибегает к наглядной модели, сравнивая познание с фортепиано. Подобно тому, пишет Д. Дидро, как фортепиано издает звуки не само по себе, так и человек не сам по себе воспроизводит ощущения, а, когда природа, как по клавишам, ударяет по его органам чувств и извлекает знания. Французский материалист называет субъективный идеализм "сбесившимся фортепиано", которое вообразило, что может издавать звуки без внешнего воздействия.

Шестое. Отвергая божественное провидение, они пытались естественным образом объяснить общественные явления, склоняясь и здесь к материализму. Правда, каждый делал это по-своему. Вольтерссылался на "климат, правительство и религию" (различные суеверия людей). Монтескье обосновывал примитивно-материалистический географический детерминизм. Гельвеций искал причину перемен общественной жизни в росте народонаселения. Но все они были убеждены в решающей роли окружающей среды в формировании личности и ее взглядов и нравов, понимая под ней политический строй государства и его законы, воспитание и просвещение.

Заслуги философии Французского просвещения колоссальны. Это – критика феодализма и религии, устремленность в грядущее новое общество, идеологическое обоснование буржуазной революции, углубление и систематизация материализма, попытка найти материалистические основания общественного прогресса.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1066; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!