Проблема взаимодействия личности и общества и ее решение в истории социально-философской мысли.



Вопрос взаимодействия, соотношения личности и общества обсуждался философами достаточно давно.

Некоторые мыслители считали, что личности – «социальные атомы», из которых состоит общества, причем они существуют чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому подходу развитие отдельных людей предшествует развитию общества: чем более развиты отдельные личности, тем совершеннее общество. Так считали, в частности, представители нем. и фр. просвещения (Герде, Лессинг, Вольтер, Руссо и др.)

Против такого подхода выступали, например, Гольбах и Гельвеций (человек есть продукт соц. обстоятельств, т.е. общ-во во многом, если не во всем, формирует людей по своему образу и подобию) в ХУ111в., а позже - позитивисты (Огюст Конт, Герберт Спенсер) в Х1Хв, поддерживающие и развивающие подход Г. и Г. «Человек беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения» (Конт) При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.

 

Проблема чел. в истории социально-философской мысли.

Это система теоретических идей о сущности, качествах, происхождении и будущем уникального объекта бытия, названного чел-ом.

Чел. – природно-об-ное живое существо, реализующее свой тип бытия в форме культурно-опосредованной деятельности по поводу предметного преобразования, инфо-го познания и знаковой передачи инфо в среде обитания.

Исторически чел. Сформировался около 40 тыс. л. назад и эволюционирует на основе рез-ов своей деят-ти не по законам прир. Генетические изменения чел. Незначительны, а деят-ть чел. – существенна.

В философии сложились парадигмы решения проблемы чел.

Парадигма – способ решения проблемы, согласованный специалистами, к-рые договорились принять одинаковые методы, использовать однородные понятия и применять единые критерии оценки результатов познания.

· Натурализм – решение проблем чел. На основеидеи приоритета его прир. Качеств. Авторы: Демокрит, Гольбах, Нитше, Феербах;

· Социоцентризм – объяснение сущности чел. И особенностей его жизни на основе идеи первичности об-ных качеств. Авторы: Аристотель, марксисты-философы, Дюркгейм, Веберм.

Аристотель: чел. – есть разумное деятельное существо, участвующее в политике и зоон политикон.

Маркс: чел. – это совокупность об-ных отношений;

· Культуроцентризм – док-во сущности чел., заключающееся в усвоении достижений культуры. Авторы: Зиммель, Кассирер – чел. – этосимволическое животное;

· Антропоцентризм – док-во первичности чел. в системе бытия в целом. Авторы:Бердяев, экзистенциалисты;

· Теоцентризм – док-во сущности чел. методами конфессиальной догматики. Авторы: С. Н. Булгаков, Августин Аврелий, Фома Аквинский – христианская конфессия; Авиценна, Аверроэс– ислам; Васубандху – буддизм и др.

Каждая из парадигм преобладала в истории философии. Изначально развивались натурализм и теоцентризм, в наст. t господствует социоцентризм, т. к. сущность чел. определяется его жизнью в гос-ве и в коллективе.

Культура чел. и его при-ая неповторимость значимы только для гос-ва и коллектива, лично для чел. они ничего не значат, если чел. не действует в об-ве на пользу себе и др.

 

Многовариантность развития человеческого общества. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Рассмотрение логики и направленности исторического процесса подтверждает Многовариантность форм общественного развития. А потому в исследовании социального опыта людей не может быть одномерности, одного единственного истинного подхода. Более приемлем всесторонний анализ с различных точек зрения. В этом плане применение к анализу всемирной истории таких понятий, как формация, циклическая культура, цивилизация, историческая эпоха, позволяет всесторонне исследовать развитие человечества.

Современных этап развития общ-ва поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, кот можно выделить в 3 группы:

1.Взаимодействие общ-ва и природы – экологические проблемы.

2. Взаимодействие социальных общностей людей – проблемы предотвращения ядерной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталость некоторых регионов.

3. Антропосоциальные проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества: рост народонаселения, трансформация и адаптация личности в условиях ускоренного научно-технического процесса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую стабильность человека.

В современной соц.-фил. западной мысли выдвигаются разл. концепции, в кот. предпринимаются папытки выявить влияние глобальных проблем на все стороны жизни общества: эк-кую, полит., культурную и т.д. Одна из инх – философская концепция постиндустриального или информационного общества – сформулирована в работах Д. Белла, О. Тоффлера, И.Масуды и др. В ней рассматр. перспективы развития современной цивилизации. Концепция постиндустриализма исходит из того, что в современном общества преобладает не первичная сфера эк-ки (с/х), не вторичная (пр-во), а третичная (сфера услуг), и производители достигают прибылей не тем, что работают тяжелее, а тем, что работают быстрее.

Соответственно информационное общ-во бросает вызов человеку, его нравственным и творческим силам, его приспособляемости к новому типу социальной коммуникации.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 493; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!