Материалистическое понимание истории и его современная оценка.
Исторический материализм (Маркс, Ленин). В основе своей имеет материалистическое понимание истории. Оно заключается в том что общество, как высшая форма движения материи развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антогонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.
Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.
Одним из влиятельных направлений философской мысли конца 19 – начало 20 века было неокантианство. Оно основывалось на философии И. Канта и развивала ее в новых исторических условиях. В области соц-й философии последователи Канта видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе. Эта задача с наибольшей полнотой была реализована в произведениях нем. мыслителей В. Виндельбанда (1848-1915) Г. Риккерта (1863-1936).
Суть соц-й фил-и неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий. «Метод есть путь ведущий к цели», - писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Они исходили из того, что науки о природе отыскивают общие законы развития природных явлений. Наличие же законов развития общества они отрицают. По их мнению, науки об обществе должны освещать отдельные исторические факторы, их характерные особенности.
|
|
Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе Виндельбанд писал: «одни из них суть науки о законах, другие- науки о событиях; первое учит тому, что всегда имеет место, последнее, что однажды было.» В первом случае имеет место номотетическое мышление (физика, естествознание0, т.е. обобщающее, открывающее законы природы; во втором – мышление идеографическое (изображение образа0, фиксирующая отдельное исторические событие, их уникальность и неповторимость.
Возникает проблема, если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить соц-ю значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры? Решается она неокантианцыми путем обращения к проблеме ценностей.
|
|
«Не в коем случае не законы, но всегда лишь ценности должны применятся в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений», - утверждал Риккерт.
Ценности истолковываются как идеалы и тем самым как ориентиры социально-культурного развития общества.
По мнению Виндельбанда и Риккерта ценности носят надысторический характер, и образуют в своей совокупности идеальный, независимо от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея должествования (должен). Она указывает на безусловное неограниченное временем абсолютное значение выше названных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие нормам ценностные установки и требования (моральные, религиозные и т.д), которыми они руководствуются в их жизни, деятельности и поведении.
Как подчеркивал Риккерт, люди верят в объективный смысл нравственных и других ценностей. Ибо его словам «без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правильно жить».
47. Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений. Социум – это общество. Социальное познание – изучение общества и человечества. Науки, которые в качестве объекта называются социальными, а отрасль философии, изучающей общество, называется социально философией. Предмет: 1.Человек как социальный субъект. 2. Деятельность человека. 3. Отдельные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 4. Законы существования и развития общества. Функции социальной философии:1. Гносеологическая (познавательная). Она поможет установить истину и то, что эта истина одновременно и объективной и субъективной, потому что субъект не может быть полностью отстранен от объекта. С помощью объективных законов философия поможет установить сумму относительных истин, т.е. то, что соответствует определенному этапу развития общества. В познание общества, только объективные законы могут считаться абсолютной объективной истиной. Социальные факты всегда будут истиной относительной, но, с их помощью можно проследить, как качественно менялось общество во времени и пространстве. Знание объективных законов поможет не только правильно оценить события прошлого и настоящего, но в самом лучшем виде поможет объяснить будущее. 2. Методологическая: заключается в том, что социальная философия с помощью диалектики дает социальным наукам всеобщий метод познания и определяет те специальные методы, которые применимы к изучению общественной жизни. Эмпирическим методом является описание наблюдения, измерения (опрос, анкетирование), моделирование. При изучение общества не допустимо применение такого метода, как эксперимент. Теоретические метода – анализ, синтез, дедукция, индукция, исторический метод, логический метод, метод абстрагирования. Абстрагирование – метод очищение изучаемого явления от второстепенных деталей, для выявлений общих закономерностей. 3. Мировоззренческая: заключается в том, что помогает сформировать систему взглядов на общество, на отношение между человеком и обществом и на место человека в этих отношениях. Социальная философия помогает человеку создать картину социального мира. Эта картина может быть научной, если в основе ее лежат объективные законы и научные знания и она может быть религиозной, если в основе ее вера человека и общества создало какое-то сверхъестественное существо (креационизм). Религиозная картина мира – это идеализм, а отношение к обществу, как высшей форме движения материи – материализм.
|
|
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!