Материалистические идеи в русской философии XIX – XX вв. (Герцен, Чернышевский, Плеханов, Ленин).



Герцен в работе «Письма об изучении природы» ставит проблему взаимоотношении фил-ии и естествознания. Он утверждает, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа, что «сознание – высшая степень её развития», логика – «законы мышления – законы бытия». Человек – часть природы и подчинён её законам. В вопросах познания Герцен материалист и диалектик. Всякое истинное знание – результат диалектического единства чувственного и логического. Источником знания является опыт, впечатления. Метод познания – «есть самое развитие содержания – эмбриология истинности».

В работе «Антропологический принцип в философии» Чернышевскийрассматривает философию как «теорию решения самых общих вопросов науки». Человек – единая сущность, соединяющая материальную и духовную стороны жизни» («Идеал о единстве человеческого организма»). Духовная деятельность есть порождение материального субстрата на определённом этапе развития. Гносеология: способность к познанию является врождённым качеством человека. Источник знания – опыт, ощущения. Единственный путь улучшения отношений между людьми – путь социальных преобразований. Переход к социализму через общину. Движение истории к социализму считал как общий закон прогресса, а не достоянием одного народа. Создатель теории «разумного эгоизма». В романе «Что делать?» рисует образы «новых людей».

Философские идеи русского консерватизма (Леонтьев, Победоносцев).

Концепция Леонтьева носит системный характер. Он сформулировал теорию развития, для которой характерно:

- аналогия между любой органической системой

- представления об этапах развития системы

Органическое развитие сложное и полный цикл состоит из этапов: первичная простата (то есть состояние системы, где не выявились заложенные в ней возможности), переход от первичной простоты к цветущей сложности – период становления системы. Цветущая сложность – высшая точка развития, «объединённая деспотичным единством». Деспотизм означает принудительные начала организации элементов в одну систему. Усложнение системы переходит те границы, в которых система устойчива. Начинается переход о цветущей сложности к вторичного системному упрощению. Итогом является распад системы. На основе этой схемы Леонтьев создал идею цикличности развития гос-в, народов, культур. Цикличность в развитии общества подобно фазам развития организма. Леонтьев относит Российскую культуру к византийскому типу. В русском консерватизме дана критика либерализма и демократии. Победоносцев характеризует демократию как «великую ложь нашего времени». Демократия безнравственна. Идеи демократии не могут воплотиться, так как управлять будет не народ, а политическая элита. В Парламенте должно господствовать большинство, а на практике пять – шесть руководителей полит-х партий. Представители партий руководствуются не народным благом, а личным благом.

Религиозно-идеалистическая философия В. Соловьёва. Концепция всеединства.

Соловьёв создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Внешний опыт (положительная наука) могут давать материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединство сущего). Основой знания является опыт внутренний, вера. Философия и наука имеют ценность только в единстве с религиозной верой: знания о реальном мире даёт наука, об идеальном мире – философия, о Боге – только вера. Цельное знание – это синтез науки, философии и веры. Абсолютно единым является Бог. Веру он ставит выше разума, религиозная вера – высший тип познания. Мир в своём развитии проходит два этапа: до человека – эволюция природы, история (деятельность человека). Конечным результатом развития мира является царство Божие, то есть восстановление всеединства. Эволюция состоит из 5 ступеней: неорганическая природа, растительное царство, животное царство, человеческое царство, Божье царство. Процесс единства, соединение человека и Бога происходит не в реальном мире, а в сознании человека.

Смысл истории в постепенном нравственном совершенствовании человека с помощью усвоения им христианских начал. В центре всемирной истории Христос. Общество должно представлять церковно-государственную организацию, богочеловеческий союз.

Национальное – все положительные явления и достоинства народа. Национализм – всё негативное с точки зрения христианства.

Предметом нравственной философии являются добро и правда. Смысл жизни – в служении добру. Он выступал за уважение «нравственного достоинства личности». Целью политики является уничтожении рабства и эксплуатации. Источником абсолютного добра является Бог. Искусство должно служить добру и истине.

30. Русское почвенничество. Григорьев, Страхов, Данилевский, Достоевский.

Прямым продолжением славянофильства в 60-80е гг. XX в. было почвенничество, которое, по определению Григорьева, характеризовалось верой в народ, в развитие на собственной почве и сочеталась со взглядом на историю как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации. Представления об уникальности каждого общества и его культуры , несводимости их к какому-то единому образцу, нашли отражение в трудах Погодина и Григорьева. Погодин впервые высказал мысль о принадлежности Зап. Европы и России к разным типам культур. Григорьев считал, что жизнь мира развертывается в совокупности типических «циклов», которые имеют свой лик, свою форму, свой образ.

Впервые идею многообразия типов культур на теоретическом уровне изложил Данилевский, разработавший систему основных типов культур и объяснивший механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории.

Наряду с понятием типа культуры Д. употребляет и понятие цивилизация. Каждая цивилизация вырабатывает свой вид духовной деятельности: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую. Он выделяет циклы развития культурно-исторического типа: после периода расцвета цивилизации наступает либо период застоя, либо ее гибели и разложения. Подобно любому живому организму цивилизации проходят несколько стадий развития и саморазвития: зарождение – младенчество – юность – зрелость - старость – смерть.

Теория культурно-истор. типов Д. выступала как антитеза универсалистским концепциям истории, в которых европоцентризм выражался в представлении о линейном, одномерном характере исторического процесса на базе рационалистической концепции прогресса. Вместо моноцентризма Д. предлагает концепцию полицентризма типов культур,  вместо линейности – многовариантность развития. По его мнению, все цивилизации вносят свой вклад в сокровищницу мировой истории, и ни одна цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами во всех сторонах развития.

Рассматривая проблему России и Запада, Д. исходит из того, что Россия и Европа принадлежат к разным типам культур, не только несовместимых, но и враждебных друг другу. Исторически Европа осознавала свое религиозное и политическое единство, противопоставляя себя как христианский мир мусульманскому Востоку. Со времени же формирования православной Российской империи самосознание Европы как политеческого целого стало формироваться через противопоставление своих интересов интересам славянского мира. Исследовав взаимоотношения России и Европы в XVIII-XIX вв., Д. пришел выводу, что государственные интересы России постоянно ущемлялись, а следовательно России необходимо выйти из европейской политической системы.

Главная тема идейных исканий Достоевскоговзаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. Вне идеи Бога как высшего начала «все нравственные искания в человеке, оставленном на одни свои силы, условны… Христианство дает свою нравственность и велит верить, что это нравственность нормальная, единая, что нравственностей условных нет».

Человек есть великая тайна: нет ничего значительнее и дороже человека, хотя нет и ничего страшнее его. Человек в цельности свой природы есть существо иррациональное. Подлинная сущность человека заключается в стремлении к самоутверждению, т.е. к свободе. Свобода для человека – это всегда свобода выбора между добром и злом. Проблема заключается в том, может ли человек сам определить, что есть добро и что зло. Человеку как нравственному существу невозможно прожить без Бога, ибо «совесть без Бога есть ужас, онам может заблудиться до самого безнравственного».

Д. определяет европейский социализм как продукт западноевропейской культуры и идет на смену не столько капитализму, сколько христианству. Т.о. Д. воспринимает социалистическую идею как «дьяволову идею», не принимающую во внимание духовное происхождение человека.

Почвенничество д. носило очень своеобразный характер: он предпринял попытку синтеза взглядов славянофилов и западников. Подобно западникам Д. признавал, что «Европа так же была отечеством нашим, как и Россия». Подобно славянофилам полагал, что у России есть особый исторический путь, отличный от западноевропейского. Необходимость собственного пути развития диктуется прежде всего национальными особенностями русского народа, душа которого срослась с высокими и святыми идеалами христианства. Дух русского народа – это такая сила, которой никто в мире еще не осознал.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!