Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур.



Вар-ты решения оксеологической проблемы ф-ии о смысле жизни - добродеят-ти, сущ-ти морали. Вар-ты решения: 1) Прагматическая концепция – док-во идеи что смысл жизни добродеят-ти заключ. в личной пользе. Авторы – ф-софы Софисты которые впервые стали обучать ораторскому мастерству и наукам для ведения обществ. дел. Протагор говорил что человек есть мера всех вещей. Софиты противоречивы политике власти требующие безусловного соблюдения закона который не всегда связан с пользой д/индивида 2) Абсолютная духовность – док-во смысла и добродеят-ти как сис-мы безусловных законностей, духовностей, моральности. Автор Платон, т.к мысли Платона выражал персонаж его книг Сократ его концепцию назв. Сократовская добродеят-ть. Сократу приписывали афоризм – познай себя чтобы быть добродетелем 3) Гедонизм – док-во достижения наслаждения жизни в качестве добродеят-ти и смысле жизни. Автор Эпикур, по этому признаку названа Эпикуровская концепция. Наслаждение по Эпикуру это контроль разумом. 4) Фатомистическая концепция – смысл – добродеят-ть – это покорное следствие своей природе и судьбе. Авторы – философы из города Столаки поэтому признаку назвали Столическая концепция. Известные гении – Эпиктет, Авремит. 5) Деятельностная концепция – добродеят-ть и смысл заключ. в активном поведении по правилу золотой середины между избытком и недостатком с учетом специфики окружающих. Автор – Аристотель. Эта концепция самая сложная т.к. требует от ч-ка активности в общении познанием.

10. Философия Платона. Его учение о "мире идей" и "мире вещей", об "идеальном государстве".

В диалоге «Федон» Платон называет тело человека не только обиталищем души, но и ее могильным склепом, тюрьмой, где она изнуряется в муках. Говоря об этом, Платон исходит из своего мира идей, где идея – это не мысль, это сущность вещей. Не отрицая разумное начало жизни, сущность мира вещей, событий и человека Платон все же видел в проявлении идей, которые живут вне вещей и событий («гиперурания»). Тем самым сущностная характеристика вещей оказывалась вне пределов их существования. Следовательно, по Платону, сущность и существование находятся в отрыве друг от друга, где сущность – это вечная и неизменная идея, существующая сама по себе и являющаяся для предмета неким сверхъестественным началом.

В соответствии со своими представлениями о душе Платон разработал концепцию об идеальном государстве. Каждый член государства выполнял свои функции в соответствии с собственным душевным развитием. Существовало три класса в государстве: философы (преобладает разумная часть души), воины (воля и благородная страсть), ремесленники и земледельцы (чувственность и влечение). Причина возникновения государства в том, что человек не может обеспечивать удовлетворение своих главных потребностей. Главная цель государства – забота о благе граждан. Всё, что могло достигнуть это государство – умение воевать и достаточное количество еды. В силу своей косности оно не могло бы создать ни искусства, ни науки. Платон при разработке проекта идеального государства исходил не из познания существующей действительности. Наилучшей формой правления он считал аристократическую республику. Она ближе всех стоит к идеальному государству. Кроме того, Платон по происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии. К несправедливым типам государственного устройства Платон относил: тимократию (власть военных), олигархию (власть богатых), демократию (власть толпы, она является результатов низменных инстинктов над разумом), тиранию (господство пороков одного человека над интересами государства и справедливости).

Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.

Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более образован, чем лучше в нём философствует. В этом суждении отражена социально-культурная ценность философии. Производство материальных благ меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечёт за собой замену миросозерцания мировоззрением. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Древние греки полагали, что занятие философии источник образованности и цивилизации. Мировоззрение нуждается в понимании природы, её осмысления с помощью понятий. Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мире, о месте человека в нём, о смысле и цели своего существования. На этом уровне формируются философские знания: переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это учение или духовная деятельность человека, направленная на поиск общих принципов бытия и мышления. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. Философия единственная наука, которая существует, ради самой себя и представляет «знания и понимания ради самого знания и понимания». Её специфика заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия выступает как мышление о мышлении.

Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – обобщая знания о мире и человеке, философия способствует поиску смысла жизни.

2. Познавательная (гносеологическая – учение о процессе познания) – обобщает на личные знания о мире и формирует познавательные проблемы определённой эпохи. Философия – это эпоха, схваченная в мысль (Гегель). Мир и ещё каждый из нас, не просто знание, но ещё и мнение, позволяет делать прогнозы.

3. Прогностическая – развитие представлений о будущем и вселенной.

4. Культурологическая – выявляет и формирует общехудожественные ценности и моральные принципы. Выявляет и формирует (эксплицирует) общие понятия (универсалии). Аксиология – учение о природе ценностей. Ценность – это наше отношение к объекту, к тому, что видим или делаем. Человек – есть мера всех вещей.

5. Методологическая – философия как методология является общей теорией в решении частных задач.

Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мирре, о месте человека в нём, о смысле и цели его существования. Мировосприятие – система знаний и представлений об окружающем мире. Мироощущение – место человека в окружающем мире, о смысле и целее своего существования. Существует два уровня мировоззрения:

1. Обыденный (жизненно-практический). Начинает формироваться с момента рождения, формируется стихийно на базе адекватного поведения. Проявляется у всех людей по-разному. Существует мнение каждого отдельного человека. На этот уровень влияет образованность, воспитанность, социальное окружение, традиции, возраст.

2. Теоретический – противоречия в сознании и предрассудки преодолеваются теоретически. На этом уровне формируется философское знание. Переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 649; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!