Первопроходцы поиска первоосновы в античной философии: мелетская школа 



Фалес полагал, что все из воды и возвращается в воду. Вода – это важнейшее состояние, первооснова четырех стихий (вода, огонь земля, воздух). Вся жизнь зародилась в воде и вышла из нее, в том числе и человек. Например, вода испаряется и выпадает в виде дождя, дожди наполняют реки, реки наполняют моря, с поверхности морей вода вновь испаряется и т.д. Или вода замерзает и превращается в лед (твердое), лед тает и превращается в воду, вода испаряется и превращается в пар (газообразное). Следовательно. все из воды и возвращается в воду.

 

Анаксимен – первооснова всего воздух, сама душа воздушна. Анаксимандр: все стихии равноценны. Апейрон – первооснова. Апейрон – тоже, что беспредельное, неопределенное в пространстве и времени. Все стихии взаимодействуют друг с другом, поскольку все предметы распадаются.

 

Примыкает к Милетской школе Гераклит, который говорил: “Все течет, все меняется”, “В одну и туже реку нельзя войти дважды” и “Многознание уму не научает”.

 

Как утверждал Гераклит, огонь – единственная стихия, которая находится в движении. Первичен космический огонь, который рождает планеты и звезды. Мир – постоянное движение, борьба – отец всему. В основе мира – источник движения – противоречия.

 

Гераклита называли “плачущим”, оплакивающим горести мира, не находя пути избавления от них. Таким образом, Фалес, Анаксимандр и Анаксимен поставили вопрос: “Существуют ли изменения?”. А Гераклит дал ответ: “Все течет, все меняется”.

Сократические парадоксы

СОКРАТ. 469 –399 гг. до н. э. Родился в бедной афинской семье – каменотес.

Сторонник афинской аристократии. Противник софистов, критиковал политиков за неудачную борьбу против Спарты. Суд объявил его в непочитании Богов, за критику

выбора чиновников путем жеребьёвки. Приговорен к смерти. Сократ считал,

что строение мира, физ. природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя («Познай самого себя»). Высшая задача знания не теор., а практич. – умение

жить. Использовал такие методы: вопросно-ответный, индукция, маевтика (форма

беседы, при к-рой умение вести диалог означало умение задавать наводящие

вопросы), ирония. Главной задачей в философии считал рациональное обоснование нравственно-религиозного мировоззрения, а изучение природы принципиально невозможным. Основой мира считал душевный принцип. Важнейшая задача-познание самого себя подчеркивал значения совести. Совесть имеет божественное происхождение. Боги выделяют ею человека из животных. Целью всего в мире является человек. Для Сократа мораль сливается с сознанием. Истинная

нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и одновременно

полезное для человека. Оно помогает достичь блаженства и жизненного счастья.

Основные добродетели:

1. Сдержанность (как укрощать страсти)

2. Мужество (как преодолеть опасность)

3. Справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы)

 

Учение Элеатов о бытии

(Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытииоднородном, вечном и неизменном единстве. Согласно им, мысль о бытии не может быть ложной, мысль и бытие суть одно и то же.Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита. Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистов, которые отвергают мыслимость бытия.)

 

Философии элеатов вывела античную мысль к одной из самых грандиозных идей — философской идее бытия. Но не смогла, натолкнувшись на глубочайшие мыслительные трудности противоречия, объединить бытие и движение.

 

Труды философов элейской школы, главными представите­лями которой были Парменид (р. ок. 570 г. до н. э.) и Зенон (480-430 гг. до н. э.), ознаменовали переход от дофилософского к философскому знанию. Элеаты сделали серьезный шаг вперед к логическому прояснению сложившихся философ­ских представлений и выработке новых понятий.

 

Развитая Парменидом характеристика истинно существу­ющего предполагает недоверие к картине мира, доставляемой чувствами. Он противопоставлял реальный, чувственно вос­принимаемый мир миру умопостигаемой действительности.

 

Парменид противопоставлял «мир с позиции знания» и «мир с позиции мнения». «Мир с позиции знания» — это мир, суть которого вскрывается мышлением в противоположность данным чувств. Исходным понятием для постижения «мира с позиций знания» у Парменида служило понятие бытия. Бы­тие — это то, что есть, сущее. Сказать, что есть небытие, с точки зрения Парменида, означает высказать явное противо­речие, т. е. сказать, что несуществующее существует.

 

Но если небытия нет, а есть лишь бытие, то отсюда в строго логическом порядке следуют характеристики тако­го бытия: бытие не возникает (ибо иначе до его возникно­вения было бы некое небытие); бытие не подвержено ги­бели; бытие едино, не состоит из многих частей; бытие однородно; бытие неподвижно; бытие совершенно.

 

Следовательно, «мир с позиции знания» — это мир веч­ный, неизменный и неподвижный. Такое представление противоречит очевидным данным наших чувств. Безусловно, Парменид отдавал себе отчет во всей непривычности по­добной картины для обыденного сознания. Но для Пармени­да мышление — не пустая забава праздного мудреца. Мыш­ление описывает глубинные, истинные характеристики мира. А потому, если мир мыслимый не соответствует миру види­мому, то тем хуже для последнего — он есть не более, чем иллюзия обыденного сознания. Истинная структура мира фиксируется только мышлением, а не чувствами.

 

Недоверие к чувствам казалось нелепостью и поэто­му рождало возражения. Отстоять позицию Парменида взял на себя его ученик Зенон, используя метод доказа­тельства от противного. Он не выдвигал собственной ори­гинальной концепции, но посвятил жизнь созданию ост­роумных доказательств в пользу позиции учителя. Его остроумные логические доказательства, суть которых со­стояла в демонстрации противоречивости и логической не­правомерности мнения о существовании движения и измене­ния в мире, получили название «апорий» (затруднений).

 

Так, в апории «Стрела» Зенон логически доказывает, что летящая стрела на самом деле не движется, а все вре­мя находится в покое: она в каждое мгновение занимает определенное место в пространстве, т. е. неподвижно поко­ится в нем в каждый миг своего полета. В апории «Ахил­лес и черепаха» доказывается, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху: пока он пробежит разделяю­щее их расстояние, черепаха немного уползет вперед, пока он снова станет ее догонять, она опять немного уползет и т. д. до бесконечности. Таким образом, движение логиче­ски невозможно, оно существует лишь во «мнении».

 

Аргументы Зенона дали мощный толчок дальнейшему развитию античной математики, логики, диалектики, так как вскрыли противоречия в основных представлениях о про­странстве, множестве и движении и тем самым заставили искать способы устранения обнаруженных затруднений.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!