Спор, дискуссия, аргументация



Философия

14.09.11

Специфика философии

1. Философия и мировоззрение. Виды мировоззрения.

2. Формирование предмета философии

3. Философия и наука

 

Философия и мировоззрение.

Однозначно предмет философии, с строгой дефиницией, определить нельзя. Та дискуссионность, которая присуща философии, сформировала несколько точек зрений о том, что она изучает.

· Наука о наиболее общих законах природы, законах человеческого мышления. То есть это наука. Но: как с помощью науки можно описать человеческую нравственность, любовь, счастье? Можно ли дать научным образом ответ?

· Определяют как форму общественного сознания, элемент общественной культуры наряду с религией, искусством. То есть попытка объяснить философские проблемы через социально-культурную призму. Но тогда упускаем индивидуальный аспект, касающийся личности.

· Философия как стремление к мудрости, как любовь к мудрости. В данном определении мы сосредоточены на человеке, на его стремлении, личности. Но тогда есть ли точки соприкосновения с другими людьми?

Пифагор: Философия – это любовь к мудрости и нравственной жизни.

Платон: Учение о вечном и подлинном.

Аристотель: Исследование первых начал и причин, как наука единственно свободная, поскольку только эта наука существует ради самой себя. Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной.

Фихте: Философия – это всеобщая наука и предпосылка всякого знания.

Уильям Джеймс: Основной вопрос философии – это не найти ответ на вопрос, каков мир сам по себе. Она изучает вопрос, как в этом мире лучше устроиться, чтобы чувствовать себя в нем как дома.

 

Есть некоторые потребности человека в ответе на определенные вопросы. Например, связанные с осмыслением человека своего места в мире. Эти вопросы принято называть мировоззренческими вопросами.

Что они из себя представляют? Для каждого человека мир расколот на 2 части: Я и весь остальной мир. Вопрос осоотношений «Я» и «мира» - это основной вопрос мировоззрения.

 

Сознание

Душа

Ум

Причина

Время

Добро

Зло

Смерть

Истина

Достойная жизнь

Справедливость

Существует великое множество такого рода понятий. Естественно, человек задается вопросом: «Что есть это?», «Что есть истина?» и т.д.

Второй вопрос: возможно ли знание этого? Возможно ли знание человека? Возможно ли знание причин происходящего? Возможно ли само познание?

Далее: В чем ценность этого для человека? В чем ценность истины? В чем ценность самого человека? В чем ценность жизни? В чем ценность добра?

Есть еще спектр вопроса такого плана: А каким должен быть человек? А каким должно быть общество? А какой должна быть истина? А какой должна быть достойная жизнь?

Общая картина мира, более или менее сложная совокупность образов, представлений, понятий, в которых человек осознает и оценивает мир и самого себя в этом мире – мировоззрение.

Способы ответов на эти вопросы могут быть разные, средства, которые мы используем для того, чтобы ответить на эти вопросы – тоже разные.

 

Виды мировоззрения:

1. Мифологическое

2. Религиозное

3. Обыденное

4. Философское

 

Мифологическое мировоззрение – мировоззрение художественное. Апеллирует в большей степени образами и в меньшей степени – понятиями.

Наиболее значимые характеристики:

1. Нет различия между природным и социальным миром. Они слиты воедино. То есть человеческое общество и природа трактуются как одно сложное, запутанное целое..

2. Антропоморфизм как характерная черта. Эти природные, социальные явления трактуются по аналогии с самим человеком, его деятельностью. Например, божества греческой мифологии – представлены в человеческих образах, но при этом они выполняют очень важные функции. Афина – богиня войны, Аполлон – искусство и т.д. Наделены человеческими чертами, целями, действуют, как обычные люди.

3. Судьба человека трактуется в рамках мифологии в значительной степени как предопределенная. Человек сам не знает, что ему уготовила судьба. То есть от него далеко не все может зависеть.

 

Исторический аспект – мифология как важнейшее составляющее культуры постепенно уступает место религии, философии. Но само мифологическое мышление не исчезает. Используются другие образы, но принципы антропоморфизма, предопределенности и т.д. остаются.

 

Религиозное мировоззрение

Коренится в эмоциональных пластах сознания. Эмоциональный момент религиозного мировоззрения является доминирующим. Это мировоззрение, которое имеет чувственно-художественное выражение.

Содержательные характеристики: что такое вера, религия, что она может дать человеку, в чем она человека ограничивает?

1. Вера в сверхъестественное. Такие доказательства, как аргументация, уходят на второй план. Могут присутствовать, но уже не важны. В развитых мировых религиях – это Бог, который известен человеку в силу его откровения.

2. Убежденность в том, что контакт с религиозными объектами возможен. Молитва – определенный контакт со сверхъестественными объектами. Бог, другие сущность могут воздействовать на человека, подталкивать его к совершению определенных действий.

3. Предполагает существование человека от объектов религиозного поклонения. Чувство зависимости может быть разным: от чувства страха до чувства просветления.

4. Человек осознает те требования, которые предъявляет к нему Божественное. Осознает эти требования и свою ответственность в связи с (не)выполнением этих требований.

5. Человек стремится установить добрые отношения с объектами поклонения. Поэтому надеется обрести силу духа в этой жизни и бессмертие в последующей.

 

Обыденное мировоззрение

Самое несистематизированное мировоззрение. Использует самые разнообразные способы оценки мира. Опирается на собственный опыт индивида или на опыт его ближайшего окружения- семьи, коллектива, общины, социальной среды.

Могут сочетаться философские, мифологические, религиозные элементы.

Им обладает большинство людей.

Такого рода мировоззрение называют «домашней философией», а людей, ей обладающий – философам.

 

Философское мировоззрение

1. Это в значительной степени мировоззрение рационализированное. Философская картина мира строится с опорой на разум, а не на чувства (как правило)

2. Философское мировоззрение является теоретически оформленным. Особый вид теоретической деятельности.

3. По большей части это мировоззрение систематизированное. Система – это комплекс взаимосвязанных элементов. Система- это элементы и связи. Философия выступает как система, отдельные элементы связаны между собой.

4. Философское мировоззрение, как правило, ориентируется на аргументацию, на обоснование, на доказательства.

НО: есть школы философии, ориентированные на иррациональное. Не всегда философские рассуждения приведены в определенную систему. Например, философия Фридриха Ницше – в систему не приведена.

 

Предмет философии

1-й подход: сформулирован еще в 19 веке Огюстом Контом. Концепция распочкования предмета философии. Эта концепция в том или ином виде существует и сегодня в разных областях культуры.

Смысл концепции:

Развитие предмета философии отличается от того, как развивается наука. У философии свой путь, не очень оптимистичный. Если мы посмотрим на историю человеческого духа, культуры, то существует 3 этапа развития культуры:

1. Теологический. Господствует теологическая картина мира

2. Метафизическая стадия или философская. На этой стадии философия претендует на то, чтобы дать человеку общую картину мира, и она наполняет эту картину метафизическими сущностями (душа, смерть, любовь и т.д.)

3. Позитивная (научная) стадия. Отсюда – позитивизм (Огюст Конт - родоначальник). На этой стадии те проблемы, которыми занималась философия, отходят к другим наукам. Предмет философии сужается. На место философии происходит позитивная наука. Философия остается, но ее предметом остается только систематизация научных знаний. ТО есть философия со временем должна уступить место наукам.

 

2-й подход: концепция предметного самоопределения философии.

3 основных понимания того, что такое философия (в связи с этой концепцией)

1. Староантичное: относится к Античности (Платон, Аристотель). Философом называли человека, который способен судить о мире с позиции знания, а не мифологии.

Мифология                 Знания

 

 


Протознание

 

С одной стороны над входом Платоновскую Академию висел лозунг: «Не геометр, да не войдет». Мудрость не только обладание положительным знанием.

Софисты – мудрость – умение выступать, вести полемику.

2. Традиционное понимание предмета философии. Это понимание просуществовало до 19 века. Смысл его в следующем: протознание развивается, науки постепенно обособляются, науки обретают собственную базу. Происходит развитие наук. Знание становится научным по-настоящему – когда открывают закон.

  Теоретичский  
  Эмпирический  

Есть уровень эмпирический и теоретический. Само теоретическое знание считалось знанием безусловным. Зачастую термином «философия» начинают обозначать это самое теоретическое знание. Это наука наук, это знание общего, закона законов, принципов мышления. Быть философом – это значит обладать таким знанием.

Карл Линней, Ламарк, Ньютон, Пьер Лаплас.

Ньютон «Математические начала натуральной философии»

Линней «Философия ботаники»

Ламарк «Философии зоологии»

Лаплас «Опыт философии теории вероятности»

 

Эммануил Кант

Сформулировал 4 вопроса, на которые должна отвечать философия:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человека?

 

3-й подход: современный.

Связан с тем, что развиваются науки не только естественные, но и гуманитарные. Оформляются в некое организованное целое, и философия тоже приобретает некие очертания. Фиксируются основные части предмета философии

Предмет философии: если главный вопрос философии об отношении человека к миру, то предмет философии должен отражать саму суть философии. Предмет – отношение человека к миру в целом в многообразии аспектов этого отношения.

Праксеологический (деятельностный) – вопросы, связанные с человеческой деятельностью
Ценностный (Аксиологический) – что есть истина, достойная жизнь
Гносеологический – теория познания
Онтологический – что такое время, бытие, субстания

Мир                                         Человек

 

Структура философского знания:

Есть онтология – учение о бытии.

Гносеология – учение о познании.

Этика, эстетика – учение о ценностях.

Проксеологический аспект реализуется в социальной философии. Если рассматриваем мир социального бытия, то имеем дело с соц философией.

Если нас интересует человеческое мышление не как процесс, связанный с развитием культуры, а связанный с формами нашего мышления, то мы говорим о логике.

Т.е. структура философского знания очень разнообразна.

Разные аспекты философии могут выходить на первый план в тех или иных учениях.

 

21.09.11

Аспект, который связан с непосредственным различением философии и науки: есть дискуссионные моменты. Есть определенные основания утверждать, что философия есть наука.

 

Внешние показатели

1. философия преподается как научная дисциплина

2. Существует сообщество философов как научное сообщество (проводятся международные конгрессы, существует система научной коммуникации между философами)

3. По философии присуждаются ученые степени

Внутренние:

4. Философское знание имеет аргументацию

5. Присутствует систематизация. Философы стремятся к тому, что построить определенную систему философского знания

6. Теоретичность – есть система категорий, они могут быть объяснены, поняты только в рамках определенной теории. Поэтому многие философские теории очень сложны для понимания

7. Достаточно силен вес историко-философский исследований. Исторический аспект => историческая традиция

8. Развито «текстоведение». Опирается на работу с источниками, с текстами.

 

Ряд критериев, по которым научное знание отличалось от ненаучного. Если эти критерии попытаться применить к философии, то картина не всегда ясная.

1. Верификация – подтверждение. Научное знание характеризуется тем, что из этого знания могут быть сделаны определенные выводы, которые проверяются на опыте. Любая наука стремится подтвердить свои выводы. Стремится ли философия к тому, чтобы подтвердить свои рассуждения эмпирическими данными? Далеко не всегда.

2. Фальсификация – любая наука стремится не только подтвердить, но и опровергнуть свои положения. Если те или иные положения фальсифицированы, то данный раздел научного знания не завершен. Относительно философии это большая проблема. Философия достаточно безразлично смотрит на то, что философское знание фальсифицируется.

3. Парадигма – это теория со всем ее инструментарием, есть господствующая теория, которая поддерживается большинством. В философии – ни одна из теорий не является господствующей.

4. Методы – любая наука имеет набор хорошо прописанных, известных методов. Они, конечно, меняются, но тем не менее они хорошо известны. В философии перечислить набор известных общепризнанных методов достаточно сложно.

5. Проблемы – в любой науке существует более или менее широкий набор определенных проблем, которые научное сообщество пытается разрешить. В философии нельзя выделить такие проблемы. Они есть, но не носят такого характера, который присутствует в науке. Параллельно всегда будут существовать философские школы, которые будут считать более важными другие проблемы.

6. Язык – любая наука стремится к однозначности, ясности своих терминов. Язык философии в разных странах, концепциях может существенно отличаться.

7. Истина – любая наука стремится к тому, чтобы выразить истину в своих теориях. Философия – истина – это проблема философии.

8. Развитие. Любая наука развивается. Есть 2 основные концепции науки. Есть кумулятивистская концепция – постепенный рост знаний. Есть знание устаревшее, есть знание современное. Философия – сказать, что одна философская школа прогрессивнее, чем другая – нельзя.

9. Выбор. Ученый, когда он пытается осмыслить то, что надо сделать в рамках науки, он вынужден принимать те или иные теории, проверенные времени. Если не принимать этих вещей, ученый вряд ли сможет войти в научное сообщество. Философия – что заставляется сделать выбор в пользу той или иной философской школы? Выбор осуществляется на основе вкуса, привычки, воспитания – на основе субъективных предпочтений человека.

 

Спор, дискуссия, аргументация

1. Виды спора

2. Логическая структура спора

3. Основные ошибки и уловки в споре

 

В рамках философии дается обобщение того, что такое дискуссия, спор.

История философии: много дискуссий. Например, софисты, Сократ развивали данную проблематику. Аристотель сформулировал некоторые правила ведения дискуссии. В Средние века учили людей вести дискуссию. Сегодня во многих университетах есть курсы критического мышления – обучаются навыку сопротивления информации, которая навязывается человеку.

 

Работы:

Говорнин С.И. Спор о теории и практике спора (1918 Петроград)

Ивин А.А.

Ивлев Ю.В. «Теория и практика аргументации»

 

Виды спора

Спор – одна из разновидностей обмена мнениями.

Характерные черты спора:

1. Выдвижение участниками спора противоречащих друг друга утверждений

2. Отстаивание своего мнения

3. Критика утверждений противника

Зачем люди ведут спор?

В зависимости от цели выделяют виды:

1. Спор для разъяснения истина, для проверки нашей мысли. Мы формулируем некоторую мысль для того, чтобы испытать наше мнение на прочность. Участники такого рода спора могут быть не уверены, являются ли истинными их утверждению Главное – совместное исследование существа дела. Такой спор возможен между теми, кто объединены общими целями. Это высший вид спора, спор ради истины.

2. Спор для убеждения противника. Цель – убеждение оппонента, а не поиск истины. Цели могут быть узкие, утилитарные или более широкие.

3. Спор ради победы. Речь не идет ни об истине, ни об убеждении. Спор ведется при большом скоплении слушателей. Спор призван показать умственные качества победителя и неумение выражать свои мысли проигравшего. Мастерами такого рода споров были софисты.

4. Спор ради спора.

5. Спор-игра илиспор-упражнение. Искусственно организованный спор, который служит обучение искусства спора. В Средневековых университетах это было развито. Сейчас почти не встречается.

 

Характер спора зависит от того, какая цель является доминирующей.

Если избирается высший вид спора – ради истины – то и поведение совершенно другое.

 

Логическая структура спора – это множество утверждений, определенным образом связанных. Все, что высказывается во время спора, организованно в аргументационную конструкцию.

 

Тезис (основное положение, которое высказывает один участник спора и другой пытается опровергнуть)

Посылки, основания, доводы, которые приводит участник. (Каждая из посылок может выступать в роли тезисов).

Существует еще связь между посылками и тезисом – демонстрация.

 

Пример:

Итоги приватизации должны быть пересмотрены (Тезис)

Доводы:

Потому что приватизация проходила с нарушением закона

Несправедлива по сути

Привела к обнищанию огромной массы населения

Экономика, которая возникла в результате приватизации, оказалась неэффективной

 

1. Вид спора – нападение на тезис.

Итоги приватизации не должны быть пересмотрены. При этом не обращает внимание на доводы. Строит собственную аргументационную конструкцию (антитезис):

«Приведет к хаосу в экономике и т.д.»

2. Вид – нападение на доводы.

Пытаемся показать ложность каждого из доводов.

«Неверно, что приватизация проходила с нарушением законов.

Неверно, что приватизация несправедлива – выигрывали самые предприимчивые люди и т.д.»

3. Нападение на демонстрацию.

Оппонент не оспаривает основания, но подвергает сомнению связь оснований с тезисом.

Выглядит в виде частичного согласия.

Да, в результате приватизации богатство было распределено неравномерно, но экономика и нравственность это разные вещи и т.д.

Да, приватизация привела к обнищанию, но она создает предпосылки для улучшения жизни в будущем и т.д.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!