Индукция - главный метод познания



Под индукцией понимается обобщение многих частных явлений и получение на основе обобщения выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления);

Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер(так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждение индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знаний.

Пути познавательной деятельности:

“Путь паука”получение знаний рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, “ткут паутину мыслей из своего ума”.

«Путь муравья» такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. “Чистые эмпирики” концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств

Путь пчелы”,  по Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по “пути пчелы”, необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему “снаружи”) и, используя возможности разума, заглянуть “вовнутрь” проблемы, понять ее сущность.

Призраки”(“идолы”), которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание

1. Врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

Призраки рода – преломление познания через культуру человека (рода) в целом, то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

Призраки пещеры – влияние личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – “пещера”) отражается в конечном результате познания.

Приобретенные заблуждения

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Основные положения философии

Дж. Локка (сенсуализм):

Мир материалистичен;

В основе познания может лежать только опыт(“нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было бы в чувствах”);

Сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (представление о сознании как о “чистой доске”, на которой записывается опыт, - tabula rasa );

Источником опыта выступает внешний мир.

Рационализм Рене Декарта

Философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую»

Обосновал ведущую роль разума в познании (рационализм);

Выдвинул учение о субстанции;

Стал автором теории дуализма;

Выдвинул теорию о научном методе познания;

Сформулировал концепцию о "врожденных идеях".

Учение о субстанции

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя;

Такой субстанцией может быть только Бог, который создал мир состоящий из субстанций;

Единичные вещи обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него.

Дедуктивный метод

Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, используя логические приемы. В том числе:

Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

10.Философия эпохи Просвещения.

Общая характеристика просветительской философии

Выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии;

Культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества;

Представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования

Идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг.

Деистическое направление

Представители:

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер)

 Шарль Луи Монтескье

Жан-Жак Руссо

Этьен Бонно де Кондильяк

Основные идеи:

Отвергали идею Бога как личности;

не соглашались с отождествлением Бога и Природы(пантеизмом);

Видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

Философия Шарля Луи Монтескье

Философские воззрения:

Выступал с позиции деизма;

Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, подавление человеческой инициативы;

Выдвинул идею “разделения властей”, то есть разделения государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную;

Жан Жак Руссо

Основные положения :

Был сторонником эмпирического (опытного) познания;

Считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

Обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишение прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);

Этьен Кондильяк

Основные идеи :

Мир познаваем;

Человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяет сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств – оптимистический гностицизм);

Окружающий мир является источником всех знаний;

В основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

Самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.

Атеистическое направление

Представители:

Жан Мелье;

 Жюльен Ламетри;

 Дени Дидро;

 Клод Гельвеций;

Поль Гольбах.

сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах;

 объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций;

 в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Философия Жюльена Ламетри.

Основные положения:

Ярко выраженный метафизический материализм;

Душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

Поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

Выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отделял органам чувств;

Считал частную собственность гарантией свободы человека.

Философские взгляды Дени Дидро:

Признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;

Отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи;

Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Утопическое направление

Представители:

Мабли;

Морелли;

Бабеф;

Оуэн;

Сен-Симон.

Утопическое направление особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Философия Клода Сен-Симона

Основные положения:

 Выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм;

В качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм;

 Целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

Лучшее общество, по Сен-Симону,- то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;

11.Немецкая классическая философия.

Характерные черты немецкой классической философии

Представляет из себя вершину рационалистического мышления;

Отсутствие необходимых предпосылок для развития материалистической философии;

Преимущественное развитие идеалистического направления

Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития;

Энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования;

Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии (философская антропология);

Основные идеи докритического периода:

Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения;

Природа находится в постоянном изменении и развитии;

Движение и покой относительны;

Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

Основные идей критического периода:

Главные вопросы

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Главные философские произведения

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»

«Критика способности суждения»

Учение об антиномиях разума

причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии).

Виды антиномий:

Ограниченность пространства:

-Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

-Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Простое и сложное:

-Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых;

- В мире нет ничего простого.

Свобода и причинность:

-Существует не только причинность по законам природы, но и свобода;

-Свободы не существуют. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Наличие Бога:

-Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего;

-Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!