Основные черты средневековой философии.



Предмет и специфика философского знания

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличаетсяот религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Специфика философского знания:

1носит предельно общий, теоретический характер;

2содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

3во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

4является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

5• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

6• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

7• динамично — постоянно развивается и обновляется;

8• опирается на категории — предельно общие понятия;

9• неисчерпаемо по своей сути;

10ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта);

11имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

2.Основные методы и принципы философии как науки

Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Самостоятельные методы:

1 диалектика; 2 метафизика; 3 догматизм; 4 эклектика; 5 софистика; 6 герменевтика.

Методы являющиеся одновременно направлениями в философии и философскими методами:

1 материализм; 2 идеализм; 3 эмпиризм; 4 рационализм.

Диалектика метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий

Метафизика  метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе, статично, однозначно

Догматизм восприятие окружающего мира через призму догм

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий

Софистика метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу

Герменевтика  метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

При материалистическом методедействительность воспринимается как реально существующая материя — как основа мира, а сознание — вторично

Суть идеалистического философского метода состоит в признании в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — вторична

Эмпиризм  метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания

Рационализм философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума

3.Исторические формы и законы диалектики

Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека.

В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

·субъективная диалектика детерминирована объективной;

·первая отражает вторую;

·субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева» - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

1закон диалектики – «Закон перехода количественных изменений в качественные»: развитие протекает таким образом, что количественные изменения постепенно накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние.

2закон диалектики – «Закон двойного отрицания»: развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, более совершенным и жизнеспособным, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков

3закон диалектики «Единства и борьбы противоположностей»: развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними

 4.Мировоззрение и его виды. Философия как форма мировоззрения.

Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

мифология; религия; философия.

Мифология— форма мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаютсядать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир и от которых зависит существование человека и мира.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (вера) форма восприятия окружающей действительности.

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличаетсяот религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

5.Философия Древнего и Средневекового Востока (Китай, Индия)

Зарождение философских знаний в Древнем Китае

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

ХХ в. н. э. —постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:

• даосизм (Лао-цзы);

• конфуцианство (Кон-Фу-цзы);

•  моизм (Мо-цзы);

•  натурфилософия;

•  легизм.

• Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:

• восприятие Китая как центра существующего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, почитание предков и духов;

Даосизм

«ДАО» - 1. путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,

2. универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

  3. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

"Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Конфуцианство

жить в обществе и для общества;

 уступать друг другу;

слушаться старших по возрасту и по званию;

 подчиняться императору;

 сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

 быть человечным.

Леггизм

человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»;

законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания,

государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.

Зарождение философских знаний в
Древней Индии

 Веды: •Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа.

Наибольший интерес вызывают заключительные части Вед — Упанишады.

Эпические поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна"

Школы

Ортодоксальные школы:йога;веданта;вайшешика;ньяя;миманса;санкхья.

Неортодоксальные школы: буддизм; джайнизм;чарвака-лакаята.

Основные идеи древнеиндийской философии:

Закон Риты- космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.

Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса.

В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

Душавиндийской философии состоит из двух начал:                  • атмана; • манаса.

Атман— частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас— душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Реинкарнация –идея о прерождении души в новом теле после смерти.

Сансара- учение о вечности и неуничтожимости души.

Карма— предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши.

Мокша— высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.

Основные идеи буддизма:

земная жизнь полна страданий;

страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

от страданий можно избавиться;

существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Восьмеричный путь :

• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

• правильная мысль;

• правильная речь;

• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

• правильное умение — усердие и трудолюбие;

• правильное внимание — контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

• правильное сосредоточение — регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

• не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги;

• не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.

6.Античная философия

Досократовская философия

Наиболее известные ранние философские школы Древней Греции:

Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)

Школа пифагорейцев (Пифагор)

Школа Гераклита Эфесского

Элейская школа (Парменид, Зенон)

Атомисты (Левкипп, Демокрит)

Особенности:

 Ярко выраженный космоцентризм;

Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

 Поиск первоначала, породившего все сущее;

 Гилозоизм;

 Недискуссионный характер философских учений.

Фалес – основатель милетской школы.

Основные взгляды:

первоначалом всего сущего считал воду,

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде,

считал центром вселенной Землю,

точно определил продолжительность года – 365 дней,

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр

Основные взгляды:

Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

Анаксимен

Основные взгляды:

 первопричиной всего сущего считал воздух;

Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем – в ил, затем – в почву, камень и т.д.);

Гераклит Эфесский.

 первоначалом всего сущего считал огонь,

Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора.

Основные взгляды:

 Первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа),

Элейская школа

Основные взгляды:

Изучали проблемы познания,

 Жестко распределяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое познание,

 Были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала,

 Считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Школа атомистов

Основные взгляды:

 Весь материальный мир состоит из атомов,

Атом – мельчайшая неделимая частица, «первокирпичик» всего сущего,

Основные классические школы:

Школа софистов (Горгий, Протагор, Фразимах)

Школа этического рационализма (Сократ)

Школа объективного идеализма (Платон)

Школа Аристотеля

Киническая школа (Диоген, Антисфен)

Основные положения философии Протагора:

Вне человеческого сознания ничего не существует,

 Нет ничего раз и навсегда,

 Вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека

Сократ

Основные идеи:

 Основной метод Сократа получил название «майевтика». Суть майевтики в том, чтобы, благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины,

 Сократ ввел в свою философию метод в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы: добро, зло, любовь, счастье, честность,

 Философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

Главные положения идеалистического учения Платона:

 Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование,

 Окружающий мир («мир вещей в действительности не существует,

Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны,

Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи,

Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Аристотель

Три уровня души, выделяемые Аристотелем:

Растительная душа, которая отвечает за функции питания, роста и размножения

Животная душа, отвечающая за те же функции (питание, рост, размножение) и, кроме того, за функции ощущения и желания

Разумная (человеческая) душа, которая, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира

Наиболее известные философские школы римско-эллинистического периода:

Школа стоиков (Сенека, Марк Аврелий Антониан)

Школа скептиков (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик)

Эпикурейзм

Эклектицизм (Марк Тулий Цицерон, Антиох)

Основная идея философской школы стоиков –

 – освобождение от влияния внешнего мира.

Путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

Школа скептиков

Основные идеи:

Поднимается проблема критики знания;

Делается вывод о том, что человек не может оценить истинность полученного знания;

Основной философский метод и принцип – сомнение.

Учение Эпикура о человеке

Основные положения:

Своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям)

 Человек есть результат биологической эволюции

Боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела

Судьба человека зависит от него самого и обстоятельств, но не от богов

Эклетицизм

Основные идеи:

Объединение различных философских учений и школ;

Определена главная задача философии – «возделывание души человека», обучение искусству правильной жизни и формирование качеств гражданина.

7.Средневековая философия

Основные черты средневековой философии.

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальность ю, основным предметом философских исследований являлся Бог)

Догматизм Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии)

Креационизм Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека)

Провиденциализм Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения

ЭсхатологияУчение о конце света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении

ТеодицеяПризнание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей

Превосходство веры над знанием Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога

Гностицизм Основные идеи:

Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений

Делили людей на 3 категории: «плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди

Противопоставление духа и материи

Апологетика Основные идеи

Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения

«Верю потому, что абсурдно»

Откровение – обнаружение Бога посредством деятельности сердца как органа религиозных переживаний

Манихейство Основные идеи:

Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного и дьявольского)

Путь спасения человека - аскетический образ жизни

: Догматика Основные идеи

Аврелий Августин Блаженный

Цель и смысл жизни человека – познание Бога и презрение к себе

Бог не только сотворил весь мир, но и продолжает творить его дальше

Божественные свет – сила, способная высвечивать подлинную сущность вещей

Источники знаний человека: опыт и вера (абсолютное превосходство веры над знанием)

Бессмертная душа обладает следующими свойствами: разум, воля и память. Тело – лошадь, душа – наездница

Зло – результат свободной воли человека

Субординация между институтами общественной жизни предопределена свыше: «град земной» и «град Божий». Теократический характер государства.

Средневековая схоластика.

Реализм  направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи).

Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Гильом из Шампо

Номинализм    – (от лат. номен – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

Иоанн Росцелин,, Уильям Оккам

Философия Фомы Аквинского.

Крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики

В 1878 г. учение Фомы Аквинского – томизм – решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма (сегодня неотомизм)

Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля

Пьер Абеляр Основные идеи:

Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой

Сформулировал теорию «двух истин», достигаемых с помощью веры и разума

Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума

Уильям Оккам Основные идеи:

Отделил философию от теологии

Сформулировал принцип «бритвы Оккама»: Сущностей не следует умножать без необходимости

8.Философия эпохи Возрождения.

Предпосылки складывания гуманистической философии:

Совершенствование орудий труда и производственных отношений;

Развитие ремесла и торговли (авторитет Итальянских городов-республик);

Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Секуляризация общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

Пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства.

Основные направления
Гуманизм
Натур-философия
Утопизм
Политическое направление
Реформационное направление

 


ГуманизмОсобенности:

Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме.

Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла;

Стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

Антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.

Натурфилософия

Основные черты натурфилософии:

Обоснование материалистического взгляда на мир;

Стремление отделить философию от теологии;

Формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

Выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Утопическая философия

Особенности:

Основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость;

Эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы;

Идеи социалистов-утопистов отражали стремление изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла

Политическая философия

    Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.

    Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель.

 Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

Человек обладает изначально злой природой;

Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

Для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

Философия Реформации

Главная цель - реформа католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

Зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

 Незаинтересованность руководителей Государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

Кризис, моральное разложение католической Церкви и практика выдачи индульгенций;

Распространение в Европе идей гуманизма;

Рост самосознания личности, индивидуализм.

9.Философия Нового Времени

Общая характеристика философии Нового времени

Становление нового типа общества, системы светского образования и культуры;

Промышленная и научная революции;

Материалистическая направленность философии;

Обращение к проблемам гносеологии: борьба эмпиризма и рационализма;

Формирование принципа механицизма и развитие идей деизма;

Большой интерес к социально-политическим проблемам (причины возникновения общества и государства, проекты оптимальной организации реально существующих государств);

Формирование концепции естественных прав человека и юридического мировоззрения;

Проблемы гносеологии в эпоху Нового времени

Эмпиризм Френсиса Бэкона

философское кредо: “Знание - сила”

Основные положения:

В основе познания лежит исключительно опыт;

Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию;

Истинное знание не может быть самоцелью;

Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 856; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!