Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.



Компоненты материально-производственной сферы: труд, способ производства материальных благ, закономерности и механизмы функционирования материально-производственной сферы в целом.

Труд - это взаимосвязь материальной и идеальной сторон. Идеальное через деятельность человека материализуется. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда) и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.

Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

Производительные силы - все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные и материальные элементы процесса труда, а так же их взаимодействие. К ним принадлежит человек, а средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

Рабочая сила есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит что-либо, способное удовлетворить определенные потребности.

Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом; сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал и полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлеченной в производство и преобразованной частью природы.

Средства труда - то что человек помещает между собой и предметом труда, и что служит проводником его воздействия на этот предмет. В форме средства труда человеком создаются такие силы, которые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не могло бы достичь современных успехов в производстве.

Техника - это прежде всего совокупность различных устройств созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспортных средств и т.п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства, удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт.

Производственно-технические связи и отношения обусловлены объективными потребностями технологии и организацией самого производственного процесса. Технико-технологические отношения и связь, присущие тому или иному типу труда, обусловливают экономические производственные отношения, в которые вступают люди.

Производственные (экономические) отношения являются материальными, объективными, от воли людей независящими. Их характер определяется конкретно-исторически достигнутым уровнем развития производительных сил.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни. Ее можно считать ядром духовной жизни общества. Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.

Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром.

Духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Создание ценностей духовной жизни, духовная культура не могут развиваться вне народа, который является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!