ФИЛИПЕНКО ВЛАДИМИР, ЧЕРНЯЕВ ЛЕВ



ЗАВИСТЬ И УНЫНИЕ

 

1. История вопроса

Зависть и уныние знакомы каждому, но сила этих эмоций и способность овладения ими различны. Зависть более универсальна, чем принято думать. Хельмут Шток именовал зависть как «базовую антропологическую категорию». Ницше говорил об «экзистентной зависти». М. Кляйн писала, что, возможно, зависть ощущается самым большим грехом, так как портится и повреждается объект, являющийся источником жизни, Деструктивная зависть предполагает кражу у объекта того, чем он обладает и его порчу. «Хорошая грудь», которая питает и кладет начало любовным отношениям с матерью, представляет собой инстинкт жизни и ощущается, как первое проявление творческого начала. Важен вопрос; «Насколько субъект способен получать удовольствие от объекта (груди) без чрезмерной зависти к объекту за обладание грудью?». Иными словами, насколько человек способен завидовать и получать удовольствие от объекта одновременно? Яростная зависть подрывает способность к удовлетворению и получению удовольствий, поскольку именно удовольствие и вызванная им благодарность смягчает деструктивный импульс зависти и жадности. Вечно голодный, нищий и раздраженный, неспособный к благодарности характер. Таким образом, если продолжить эту пинию, вывод следующий: «Чем чаще мы получаем удовлетворение от груди, переживаем его и полностью принимаем, тем чаще чувствуем удовольствие и благодарность и, следовательно, активность в форме потребности вернуть пережитое удовольствие». По К. Наранхо в основе зависти лежит нарциссичеекая проблематика. Зависть связана с тщеславием, так как присутствует стремление к недостижимому, сопровождающееся ощущением ущербности и бесполезности. К. Наранхо пишет о «мокрой к сухой зависти». Сухая зависть апатична - «пустыня». Мокрая зависть страстна - «трясина».

2. Определение.

Зависть - аффективно-когнитивная структура, включающая в себя оценку, сравнение, антиципацию (предвосхищение обладанием), и переживания стыда привязанности, вины, интереса. Зависть маркирует предполагаемые и достижимы ценности. Эмоциональные составляющие зависти: злость для изъятия, разрушения, отвращение к нынешнему состоянию и стыд для перехода к другому состоя предполагаемое удовлетворение от обладания для концентрации на достижении.

3. Феноменология.

Мы завидуем тем, кто представляет для нас угрозу. Угрозу нашему представлению о самом себе (функция персоналити). Объект зависти обладает чем-то, что высоко ценится завистником, Зависть сопровождается восприятием чьего-то превосходства, чувством досады, огорчения, унижения, злости. Нередко присутствует неприязнь к тому, кто превосходит, желание или причинение ему" вреда. Считается, что чем короче социальная дистанция, тем более вероятно возникновение зависти. Возможна прилипчивость, зависимость, реакции разочарования и лишения. Это страстное стремление иметь то, чего якобы у человека нет. Это описание «мокрой зависти». Нас же скорее интересует второй феномен - «сухой зависти». Она может вызывать бессилие, апатию, уныние. Что важно, в этом случае внешне зависть безмолвствует.

Астения - дословно раздражающая слабость. Раздражение может выступать, как реакция на отсутствие или низкую оценку полем деятельности человека, Слабость, как результат ретрофлексивиого возбуждения, не приносящего удовлетворения.

Типичный портрет завистника мог бы быть следующим. Изысканность, творчество - это способ, которым он стремится стать лучше, чем есть на самом деле, проявляя в этом процессе определенную дисциплинированность. Его идеалы являются скорее эстетическими, чем этическими. Наряду с дисциплинированностью, которая может принимать мазохистский характер, чертами суперэго типичного завистника являются целеустремленность и стремление действовать по правилам. Сильное суперэго способствует характерному чувству вины, стыда, ненависти к себе (разумеется, скрытой) и самоуничижения. В современной литературе этот тип обозначают по-разному -иарциссический, депрессивно-мазохистский и т.д. Самый распространенный способ компенсации - интроекция, внесения в себя "хороших объектов", как результат неспособности любить самого себя. Итак, как же он может обрести этот объект? ' Это любовь, подтверждение собственной значимости и ценности. Основная черта здесь ненасытность и это хорошо, это "драйвер" творчества. Кстати, по К. Наранхо это тип хорошего психотерапевта. Мы много говорим о конкуренции, но если вдуматься - возможно, конкуренция как действие, порождено завистью как переживанием.

4. Развитие.

Гипотеза. В основе астении лежит подавленная зависть, или другими словами, грандиозная неосознаваемая самость, не позволяющая вступить в деятельную конкуренцию.

Попробуем рассмотреть процесс развития зависти. Вначале возникает интерес при восприятии окружающего мира и оценка составляющих этого мира, сравнение со своим миром, миром своей собственности. При обнаружения ценности вне мира собственности антиципация предполагает радость от обладания объектом или от применения способностей, удовлетворение от познания, удовольствие от получения нового опыта. Далее возможно либо переживание восхищения, либо зависти. Восхищение развивается, если внешняя ценность не является необходимой, а достаточной. Зависть возникает, если внешняя ценность предполагается необходимой, И сопровождается сравнением себя и других, переживанием стыда от нехватки чего-либо в мире собственности и/или во внутреннем мире. Также может возникнуть и чувство вины, что действия человека не приводят к ожидаемым результатам, и в его жизни не возникает или не происходит что-то важное и ценное. Далее возможны планы достижения объекта зависти, и вновь переживания вины и стыда за мысли о способах достижения. Так же, может пробудиться страх презрения и отвержения, как проекция собственного отвращения.

5. Защита от зависти.

Дальнейший способ обращения с этими переживаниями зависит от предрасположенности к тому или иному способу обращения со своими эмоциями и методам защиты от зависти. Предположительно, зависть можно избежать следующими способами:'

1. Обесценить объект зависти - нет ценности, нети зависти.

2. Унизить обладателя ценности в чем-то другом. Пример - анекдоты об интеллектуальных способностях «новых русских».

3. Устремиться к чему-то еще более грандиозному, чем выделенная ценность, и тем самым косвенно её обесценить. Как правило, это новая грандиозная ценность обладает полной ненужностью и бесполезностью для стремящегося к ней, поэтому стремящийся старательно избегает возможности достичь это новое грандиозное и ненужное.

4. Заняться аутотренингом - «а я все равно лучше, умнее, способнее, и т.д.»,

5. Начать мстить, например, процарапать ржавым гвоздем новую дорогую иномарку.

6. Погрузиться в бесконечные апокалиптические фантазии разрушения.

7- Заняться собой - унижать себя, обвинять. Потратив энергию для достижения на самобичевание.

8. Каждый может добавить свой, индивидуальный способ.

б. Зависть как защита.

Зависть переживается не только к предполагаемой к достижимой Ченности, возможна зависть как защита. Например, можно испытывать зависть к Ненужному и недостижимому объекту или качеству, oграждаясь завистью от реальных действий. Симптомом ложной зависти является разочарование. Если ценность объявлена как желанная, но таковой реально не являлась, то при достижении или получении этой ценности и возникает разочарование, т, к. интроецированная ценность, приведшая к возникновению зависти, не утоляется достижением этой ценности, поскольку не является подлинной ценностью. При ложной зависти приобретенные ценности перестают замечаться как ценности.

Так называемая черная зависть имеет два контекста - уничтожение другого (отнять, разрушить, лишить, обесценить) и бесконечное приобретение ненужного и неценного для повышения престижа, для получения привязанности, для выигрыша в конкуренции. Черная зависть маркирует ценность не являющейся индивидуальной ценностью, а возможно социальной, референтной, интроецированной. Как следствие - переживание нарциссический ничтожности в силу бессилия достичь условно желаемого. Черная зависть - защита от реального контакта со средой.

Злость в структуре зависти служит для разрушения состояния «здесь и сейчас» и дальнейшей активности по преодолению сопротивления среды и внутреннего сопротивления. Только встречая сопротивление, и не имея возможности его преодолеть сразу, требуется аккумуляция сил для разрушения препятствия или для изменения своих планов. Остановленное сопротивлением действие по изменению приводит к подготовке к изменению или разрушению самого сопротивления или к отступлению. При совершении действия по изменению или разрушению злость, направленная на достижение объекта зависти, исчезает. При отсутствии сопротивления по достижению объекта, зависть тоже не возникает, т. к. нет фрустрации. Зависть - ответ на фрустрацию стремления к достижению.

7. Белая зависть.

Белая зависть маркирует нужную ценность, которая находится в зоне возможного достижения и согласуется с желаниями. Зависть, как маркер, ценности, позволяет выделить из окружающего мира достижимые ценности, и она распространяется только на известные, или похожие на известные ценности. К неизвестному невозможно испытывать зависть, возможен только интерес, т, к. неизвестное не обладает ценностью. Ведь можно наслаждаясь завистью и своим несовершенством, иметь мечту, желание достигать, получать, отдавать, оперировать с ценностями окружающего и собственного мира. Белая зависть разрушает конфлюэнтные отношения (нереально завидовать самому себе) и обозначает дистанцию между завидующим и предметом зависти.

8. Зависть у нарциссической личности.

Зависть недоступна осознаванию у нарциссической личности, так как вся жизнь их проникнута завистью. Склонность к сильной зависти сопровождается стыдом и чувством омерзения оттого, что личность испытывает эти крайне социально неодобряемые чувства. Нарциссы убеждены в собственной талантливости, гениальности и постоянно испытывая страх разочарования со стороны окружающих, предпочитают отказываться от конкуренции, мотивируя это астенией. Их можно назвать «домашние гении». Возбуждение есть, а реализоваться оно не может. Здесь два аффекта - ярость или уныние. Вступая в борьбу, предлагая другим себя и плоды своей деятельности, они находятся на ,рани жизни и смерти. В случае неудачи это заканчивается ментальной смертью, так как возможно будет разрушен основной стержень их жизни: «Я гениален». Таким образом, астения может являться зашитой от краха. Предполагается, что тот. кто ничего не делает, имеет право на ошибку. В то же время астения может являться защитой от зависти.

Весьма сложно для нарциссической личности признать, что есть кто- то умнее и талантливее, чем он. Признать необходимость различий, заложенных самой природой. И их непреодолимость. Последнее, в свою очередь, связано с осознаванием, что не все возможно контролировать, что случайность нередко определяет существенно важные оценки. Нарциссическая личность пытается найти закономерности, правила, гарантирующие ей успех и признание у окружающих. И даже будучи успешной постоянно живет в тревоге предвосхищения отрицател ь н ой оце нки.

9. Гештальт модель.

Опыт - это функция границы контакта. Зависть можно рассматривать как опыт функции границы контакта. Какую же функцию выполняет зависть? Зависть, как способ получения ментального удовольствия, через ассимиляцию объекта наслаждения. Каким образом достигается эта цель? Путем поглощения или присвоения объекта. Деструктивная зависть - поглощение через уничтожение, конструктивная зависть - ментальное присвоение проекции. Таким образом, деструктивную зависть можно рассматривать как разрыв контакта в поле путем уничтожения фигуры. Конструктивную зависть, как ассимиляцию проекции, как удовольствие от лицезрения себя через объект зависти. То есть, когда человеку удается переданное возбуждение через идентификацию с объектом зависти вернуть себе, тогда возможна благодарность, любовь и отношения.

10. Терапия

Весь вопрос - как вернуть способность к деятельности? Вопрос доверия собственным суждениям. Конструктивная зависть, проходит через стыд, в осознавании своих деструктивных импульсов, затем ассимиляция проекции, возвращение сил, удовольствие и благодарность. Поддержка терапевта наиболее важна в момент стыда. Удовольствие ведет к любви. Выход из зависти -восхищение, признание собственных достижений, восстановление обладания собственными ценностями и построение реальных планов. Терапевту необходимо поддерживать зависть, пока она не станет элементом в составе красоты. Подводя итог, хочется сказать, что творческое приспособление - это действие, цели которого возможно определяет и зависть.

И удивляла молитва оптинских старцев: «Господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня грешного». Мне не понятно, неужели мы всегда грешны? Неужели нет выхода? И неужели даже оптинские старцы чувствовали грешными свои души? А грехов тогда семь. И начал думать о психодинамике смертных грехов, в экзистенциальной литературе обозначаемых как страсти, в психологии как механизмы сопротивления. И оказалось, что человеческая сущность заключается не в избавлении от этих грехов, а скорее в свободе блуждания среди этих страстей, не позволяя завладеть какой-либо одной из них всей душой нашей.

И первая страсть, которая овладела нашим вниманием - это уныние, постигшее терапевтов, собравшихся около Ниловой пустыни на озере Селигер, на гештальт-интенсив под упоительным названием «Астенический синдром». И там познакомились мы со Львом и вот уже как полтора года пишем статью.

Что может поднять зрелого психотерапевта с кровати? Таков был допрос, овладевший нашими душами. Ответ нашелся не скоро. Оказалось, что это вначале беспорядочная активность, закончившаяся конкуренцией, предполагающая осознавание и принятие одного из смертных грехов - зависти. Вот и получается, что для того чтобы преодолеть уныние мы должны опять грешить - завидовать. Все очень по человечески и, возможно, эта гипотеза похожа на правду,

И никак мы не можем расстаться с Вами, дорогой наш читатель, потому что год назад вышла прекрасная книга Джона Фаулза «Аристос», написанная им во времена Изалена, детей цветов, позднего бородатого и веселого Ф. Перл за. И все, что мы хотели сказать, им уже прекрасно было сказано. И мы ему ...

«Счастье, по существу, - это желание продлить жизнь в том виде, какова она есть: а зависть - желание изменить ее. Таким образом, с точки зрения эволюции, счастье - главное препятствие для прогресса; а зависть - его главный источник. Однако счастье - это своего рода доказательство того, что имело смысл жить до настоящего момента, а зависть - своего рода намерение жить начиная с этого момента. Оба состояния необходимы для эволюции. Одно из них - это отдел пропаганды, рекламирующий прошлые и нынешние достижения, второе -постоянный комитет по критике».

 

 

БОГОМОЛОВ ВИКТОР

Заметки о нарциссизме и не только.

 

"Когда-то я был любимым ребенком в большой семье.

Сейчас мне больше некому пускать пыль в глаза"

Курт Воннегут "Времятрясение"

 

Это эссе. В наше время и в нашем месте этот вид общения почти забыт. Я не знаю, что такое эссе, но предполагаю, что это что-то свободное.

Я только-только начал заниматься психотерапией. Я не знаю, что такое психотерапия. Занимаясь этим, я часто вспоминаю статьи, книги и мнения о том, какой должна быть психотерапия и гештальт-терапия в частности. Каким должен быть я как терапевт? Понимая, что все эти куски являются чужими, потому что я их слышал, когда не занимался этим, я хочу сам для себя определить эти рамки. Я считаю, что психотерапия должна быть в первую очередь человечной. Трудно сказать, что я понимаю под этим словом, но каждый раз мне приходится что-то изобретать заново по отношению к человеку - самому себе и клиенту. Это встреча, но встреча довольно странная - почему они должны платить мне деньги, почему я должен слушать их, какие отношения могут быть между нами. Могу ли я дружить с клиентами?

Мне кажется, что мне нравится этим заниматься. Помню, в самом начале обучения, да и вплоть до последнего времени меня беспокоила мысль - а будет ли мне это интересно, будет ли мне интересен другой человек со всеми его переживаниями? Сейчас я знаю, что мне интересны мои клиенты. Я не понимаю, что это за интерес - какую потребность я удовлетворяю таким образом?

Интересно, что психотерапия, возникнув в лоне психоанализа, занималась в основном клиентами, у которых возникли определенные проблемы в отношениях с другими людьми. Этот факт настолько очевиден, что кажется странным возможность запроса поработать, например, с ребенком, который плохо ест, или вообще перестал есть. То есть на самом деле, почти за 100 лет мало что изменилось: симптом по-прежнему, начиная от конверсионных расстройств и заканчивая хотя бы расстройствами пищевого поведения, трактуется как что-то непонятное, и терапевт должен сделать это что-то понятным и избавить пациента от страданий. При этом подразумевается, что психотерапевт обладает какими-либо специальными навыками, знаниями и умениями, хотя очевидно, что терапевт - в первую очередь человек и на самом деле, он ничего не "умеет", как умеет, например, чинить краны сантехник. Мне кажется, что в психотерапии речь вообще может идти исключительно о человеческих отношениях. А так есть много разных врачей.

Потребность в другом человеке была признана научной психологией совсем недавно, и насколько я помню, решающими стали работы Боулби, причем многие эксперименты в этой области были проведены на животных этологами. Собственно складывается впечатление, что теорией привязанности мы обязаны наблюдениями за поведением животных. Потребность в привязанности настолько очевидна, что она не замечалась, игнорировалась на протяжении всей истории человечества. И в этом смысле можно рассматривать эволюцию представлений о трансфере в представления о (терапевтических) отношениях как огромный шаг вперед. Это возможность допустить, что клиент, испытывающий трудности в контактах (прошлых, настоящих и будущих) с близкими людьми пришел для того, чтобы наладить какие-то отношения именно с этим терапевтом и его чувства адресованы именно этому терапевту. Психотерапия потихоньку начинает осознавать свое сопротивление по отношению к тому факту, что "человеку нужен человек".

Фрейд начал работу, которая принесла ему известность, с изучения истерии, а апоследствии описал остальные виды неврозов. Важнейшим открытием стало открытие трансферентного невроза, и как следствие, установка: те чувства, которые испытывает пациент, не относятся к аналитику, а связаны со значимыми родительскими фигурами из прошлого. Интересно, что привязанность пациента к аналитику с сильными амбивалентными чувствами рассматривалась и как движущая сила исцеления, и как основная помеха, которая предъявляла высокие требования к поведению терапевта, загоняя его в жесткие рамки интеллектуального превосходства и нейтральности. Таким образом, привязанность в терапии рассматривалась как естественная патология, присущая всем пациентам, доступным психоанализу.

На сегодняшний день способность к установлению теплых и глубоких эмоциональных отношений является одним из важнейших аспектов психического здоровья. В закамуфлированном виде этот критерий позволяет отграничить пограничную личностную организацию от невротической.

Так что же случилось, каким образом то, чего было в избытке, вдруг стало таким редким и желанным в терший? Современные психоаналитики даже настаивают на прояснении отношений между терапевтом и клиентом (интерпретации "здесь и сейчас") и отходу от позиции технической нейтральности. Очевидно, что в современном мире есть острый дефицит теплых эмоциональных отношений между людьми. Это тоска по объятиям.

По сути, и Фрейд и Перлз больше занимались проблемами зависимости, нежели проблемами привязанности. И в самом деле, в широком смысле, невротик - это человек, зависящий от других, инфантильный и незрелый. Но зависимость может возникнуть только там, где по факту есть эмоциональная привязанность. А если опыта привязанности не было, или он был серьезно искажен по каким-то причинам? Для меня зависимость - это избыточная, невыносимая привязанность, которой стало слишком много.

К. Воннегут в книге "Времятрясение" с ностальгией размышляет о больших семьях, где родственники часто рассказывают детям истории. Где много чего происходит, где есть свои мифы и ссоры. Большая семья - это совсем необязательно счастливая семья, и совсем необязательно, что дети в ней более желанны и любимы. Большая семья дает человеку возможность (и даже необходимость) поделиться - своими переживаниями, мыслями, историями, вещами и едой. И в этом смысле мне становится немного понятней смысл слова сотрудничество, которое противопоставляется конкуренции. Я уверен, что сотрудничеству, как собственно и конкуренции, учатся.

Я пытаюсь понять, почему во мне откликаются строчки Воннегута, чего мне не хватало в детстве и, видимо не хватает до сих пор. Я просматриваю л и агностический набор ТАТ и останавливаю внимание на таблице № 2 - раньше она мне очень нравилась, и я помню свою фантазию на тему этой картинки: это такая большая счастливая семья, где все свободны и при этом не задевают друг друга. Где каждый выбор члена семьи ценится и уважается. Я что-то не помню, чтобы мне в детстве кто-то из близких родственников рассказывал истории. Зато я знаю, что такое острое чувство пустоты и, безусловно, это знают мои клиенты. Чувство пустоты часто толкает на поиски смысла, т.к. пустота может восприниматься как реальная его утрата. Наверное, на сегодняшний день мы имеем дело с новым типом утраты смысла - на самом деле речь идет не о потере, а скорее о нехватке чего-то, пустоте. Поиски смысла не спасают от этого чувства, так как изначально пустота - это индикатор Ид-функции, а смысл скорее связан с функцией личности.

Обычно игнорируется тот факт, что люди с выраженным нарциссическим способом контакта не только живут в мире оценок и завышенных требований, но и являются одинокими. Безусловно наличие у таких людей огромной внутренней пустоты, которая постоянно терзает их голодом, тоской по эмоциональной близости. С клинической точки зрения это роднит их с пограничной личностью (имеется ввиду пограничное личностное расстройство наряду с нарциссическим личностным расстройством в классификациях DSM-IV и МКБ-10).

Нарциссический парадокс состоит в том, что человек постоянно предъявляет себя окружению (и в этом смысле здесь можно найти параллели с истерической личностью): вот он я, такой замечательный, заметьте меня, оцените меня высоко! Но при этом он сам не замечает никого в своем окружении, потому что он в основном оценивает. Таким образом он остается одинок.

На мой взгляд, нарциссический способ организации опыта неспецифичен, и в основном мы имеем дело с "пограничным" клиентом. Нарциссизм для меня --JTO сильно пострадавшая и искалеченная потребность в другом человеке. Таким образом, пока я для себя могу выделить собственно 2 пути работы с такими проявлениями; с одной стороны, можно попытаться понять, кому адресованы все эги достижения и доказательства (кстати, иногда это доказательства своего существования - и тогда это уже видоизменненая шизоидная проблематика – то есть я должен все время доказывать другому своими достижениями, что я имею право на существование), а с другой стороны можно строить маленькие эксперименты на "несовершенство" - и всячески поощрять клиента к тому, чтобы он заметил того, кто ему нужен и просто обратился к нему, т.е. начал контактировать, а не конкурировать.

Еще одно отличие пограничных (т.е. нарцисс и ческих или наоборот) клиентов - это жадность. Иногда складывается впечатление, что они хогят полностью получить терапевта в свое распоряжение (кстати, они могут испытывать острый стыд за это). Значительное удлинение сеансов, требование взглянуть на клиента с "человеческой" точки зрения - это могут быть маркеры жадности. В повседневной жизни это выражается в поисках "еще лучшего" состояния от еды, секса, алкоголя и т.д. Если им хорошо, то часто недостаточно хорошо и присутствует стремление сделать еще лучше. Жадность связана с пустотой, которая фактически не насыщаема.

Хотелось бы еще сказать несколько слов о процессе интроекции - но не со стороны интроецирующего, а со стороны "кормящего". Получив небольшой опыт преподавательской деятельности, я вдруг осознал, что это крайне нарцисстическая профессия. Здесь не только реализуется желание поделиться чем-то с учениками, что бывает редко, но также желание, чтобы ученики стали как ты - что, естественно, невозможно. Таким образом, всегда остается возможность слегка обесценить их, например на экзамене, и рассказать, "как на самом деле надо".

Однако нарцисс на самом деле надеется, что окружающие могут быть другими, потому что он устал быть в одиночестве своих зеркал. Когда кормишь другого человека, нужно уважать его возможность выплюнуть что-то, что для него непригодно.

Люди с выраженными нарциссическими проявлениями обычно живут в сложном придуманном мире. Несмотря на то, что сложность конструкций, сквозь призму которых они видят мир, дает им определенные преимущества, они все же сильно страдают от такой позиции. Так, многих окружающих они могут расценивать как "простых" людей, по какой-то причине не подходящих для полноценного общения. Это может рассматриваться как недалекость, ограниченность, тупость, банальность и т.д. Поэтому в работе необходимо делать то, на что собственно и направлена гештальт-терапия: направлять внимание клиента на самые очевидные и простые вещи н проявления. В конце концов, это то, чего ему не хватает, но о чем он, возможно, еще не знает. Что такое простые вещи? Это потребность сходить в туалет, поесть, тупо посмеяться и такие события, как завтрак с близким человеком, звонок друга, запах яблок, улыбка продавщицы в гастрономе.... Перечислять можно бесконечно.

Для меня в процессе написания этого текста стала очевидной одна вещь - я не очень-то сильно разделяю позиции терапевта и клиента. Я определенно не могу сказать, кто из нас главный. Идея о том, что терапевт может управлять процессом кажется мне надуманной. Закончить я хотел бы другой цитатой Воннегута, которая, как мне кажется, вполне может быть лозунгом для психотерапии: "Мы здесь для того, чтобы помочь друг другу пройти через это, чтобы это ни было."

 

 

ЕЛЕНА ПЕТРОВА


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!