Немногоомотивацииисамомотивации.



Nbsp;

РогачевА.М.

 

Какигратьв«Что?Где?Когда?»

Пособиедлятренировкишкольнойкомандыпо«Что?Где?Когда?»

 


 

Общиеположения.Принципыигры.Команда.

 

Что?Где?Когда?(далеемыбудемиспользоватьсокращениеЧГК)–этоигравответынавопросы.Заредкимисключением,этокоманднаяигравответынавопросы.Поэтомуейсвойственнытакиефункциикак:коммуникативная,социализирующая,интеллектуально-развивающая,командно-образующаяитакдалее.

МасштабраспространениядвиженияЧГКвРоссийскойФедерацииоченьвелик.Вкрупныхшкольныхтурнирахпринимаетучастиедо1000командодновременно.Безусловно,этодвижениепопулярноипоэтомунеобходимопредставлятькакможноигратьсбольшейэффективностью.

Дляначалаопишемосновныепринципыстандартнойигры.

Спортивныйвариантигрыотличаетсяоттого,которыймывидимпотелевизору.Водновремяводномпомещениииграютнесколькокоманд.Ведущийзачитываетвопросодновременнодлявсех.Через50секундзвучиткоманда–«десятьсекунд».Онасигнализируеткомандам,чтоосталось10секунддоконцаобсуждения.Вэтовремякапитанкомандыдолженначинатьотбиратьтуверсию,которуюпотомдасткоманда.Послекоманды«время»ведущийдает5-8секунддлятого,чтобыкомандыдописалиответнаответныхкарточках.Секундантысобираютответыукоманд.Послеэтогозвучитправильныйответ.Принеобходимостизачитываютсякомментарииавтораиозвучиваетсяисточникпокоторомунаписанвопрос.Послеэтогоначинаетсячтениеновоговопроса.Вопросыобычносгруппированывблоки(туры)по12штуквкаждом.Втурниретакихтуровможетбытьотдвух(стандартныйшкольныйтурнир)до48(очныйшкольныйтурнир)илиболее,пожеланиюорганизаторов.Послекаждоготурарекомендуетсяобъявлятьперерывнеменеечемна10минут.

Международнаяассоциацияклубовразработала«Кодексигры»,вкоторомполностьюпрописанывсевозможныеслучаи,возникающиевовремяигры.Мырекомендуемимпользоватьсянапостояннойоснове.

Одновременновкомандемогутприниматьучастиенеболеешестиигроков.Одинизнихвыполняетролькапитана.

Распределениеролейвкоманде–вещьсугубоиндивидуальнаяисубъективная.Какправило,рекомендуетсявыделятьдвухигроков(втомчислекапитана),которые«держатформу»вопроса.«Держатьформу»означаетзаписатьЧТОименноувасспрашивают–год,фамилиюилидваслованаоднубукву.Крометого,хорошо,когданесколькочеловеквкомандемаксимальноподробнозаписываюттекствопросавовремяегочтения.Даннаяфункцияпомогаетвовремяобсуждениянеупуститьключевыхсловвопроса.

Исходяизпсихологическихособенностейлюдей,вкомандемогутбытьаудиалы,визуалыилиуниверсальныеигроки,могут быть интуиты,технари,гуманитарииилиестественники.Влюбомслучае,вуспешнойкомандеигрокиумеютсовмещатьэтироли.Этодостигаетсявходетренировок.

Команда–этоживоймеханизм.Одинаковоплохоикогдаучастникикомандыдругдругатерпетьнемогутикогдаонилучшиедрузья,которыесобралисьиграть«закампанию».Вшколеидеальнымсоставомможетявлятьсясборнаяизпредставителейсоседнихпараллельныхклассов(10и11,9и10итакдалее).Нестоитзабывать,чтодляшкольнойкомандыхарактернапостояннаятекучкасостава,асыгрыватьсяможнооченьдолго.

Данноепособиеявляетсячастичнокомпилятивным.Авторпопыталсясобратьводномместевсеизвестныеемуметодикиипринципыигры,которыеопубликованывразныхизданияхинасайтах.

БольшуюпомощьоказалиматериалыПермскогоинтеллектуальногоклуба,материалыЯковаЗайдельмана,АлексеяБогословского,АлександраТобенгауза,АлександраПеченого,ЮрияВашкулата.


Обзор литературыиисточников.

ПотеорииипрактикеЧГКнаписанонетакмногокниг,иещеменьшеиздано.ВосновномвсялитературасосредоточенавсетиИнтернет.

СамоеобстоятельноеисследованиеметодикивзятиявопросовнаписаноЮриемВашкулатом(http://chgk.strategy48.ru/sites/default/files/Metodichka-Vashkulat.pdf).Авторнастаивает,чтоЮрийВашкулат,БорисМоносов,ЮрийВыменец,МишельМатвеев,АлексейБогословский,АлександрКоробейников,НиколайЛегенький,НаильФарукшин,НиколайКоврижныхиещепарахорошихчеловекявляютсялучшимиредакторамииавторамивопросов,которыхонзнает.Играйтеихтурниры.Краткиевыдержкиизэтогопособиямыприводимвпервойчастинашего.

МаксимПоташевнаписалнебольшоеисследование«ПочемувыпроигрываетевЧГК»(http://www.potashev.ru/books.html).Внемописанатактикаистратегияигры,командообразованиеиигравкоманде,приемывзятиявопросовипричиныпокоторымвамэтонеудаетсясделать.Ценностькнигизаключаетсявтом,чтоонабылаоднаизпервыхвсвоемроде.

МожнообратитьвниманиенатворчествоАлександраЛибераиЕвгенияПоникарова.Однаковсилусовременныхтенденций,своирекомендацииониописывают,какправило,настраницахсвоихЖЖифорумов.

БольшимподспорьемдлязнатокаможетстатьсайтКрыленко(http://www.krylenko.com/chgk/library/znatoky/).НанемсобранопрактическиполноесобраниелитературыпотематикеЧГК,начинаяскнигиВладимираВорошилова«Феноменигры»изаканчиваяпособиямикакписатьапелляции(содной«п»идвумя«л»,конечно).

НезабывайтепроКодексМАК(http://mak-chgk.ru/rules/codex/).Этоименнототдокумент,которыйопределяетвсетонкостипроведениянашейигры.

 

 


 

Немногоомотивацииисамомотивации.

«Что?Где?Когда?»-это,преждевсего,спорт.Иужевовторую,третьюипоследующиечасти–удовольствие.Абсолютноебольшинствокомандприходитиграть,чтобычего-тодостичь.Нетниодногоигрока,которыйпришелнатурнирвзять20вопросовиз60ипойтидомойпитьпиво.Зачемзрявремя-тотерятьиеще40вопросовслушать,спрашивается.

Конечно,выможетесчитать,чтоигравамдаетхорошуювозможностьдляразвития,общения,ивообщеонаотличныйтимбилдинг.Ктобыспорил.Новыигрыватьвсегдаприятнее,нетакли?

Таквотсуществуетдвенеписаные«теории».ТеорияКозловаитеорияНовикова.Перваяутверждает,устамиеесоздателяАндреяАнатольевичаКозлова,чтовыигрываеткоманда,апроигрываеткапитан.Любаякомандаспособнасыгратьлюбойвопросуспешно,дажееслионнеочевиден.Нужнынастрой,желание,мотивацияимногочегоеще.Надопростооченьхотетьиделатьвсевозможноедлядостиженияуспеха.

Типичныйпримерработытеориизаключаетсявтом,чтокоманданащупываетправильныйход,придумываетответ,нонесчитаетнужнымегодокручивать(смотритеигрукомандыСупрановичавлетнююсерию2015,вопроспрокаторжников).Причинмасса–лень,усталость,итаксойдет,нормальножепридумалиипрочее.Аочкоушло.Аесликрутитьдоконца,тоочкоможнобылоизабрать.Втеорииэтоназывается«недокрутили»,апофактунепрозвучал«пас»-вопростипа«каторжниковжецепямисоединяли,можетвэтомопасность».Никтовкоманденерешилсделатьэтотголевойпас,всепосчитали,чтоголнеминуем.Однако,штанга.Таквот,капитанвэтойситуации,помнениюКозлова,долженвстряхнутькоманду,чтобывопросыневалились«ввату».Наорать,стукнуть,растормошить,заставитьвсехговорить.Приемовмасса.Важно,чтоэтонужнобылосделатьисделатьзакороткийпромежутоквремени.Заметьте,чтомузыкальнаяпаузавигревозникает,когдакомандунадовывестиизнокдауна,или,наоборот,сбитьнастрой.

Акапитанэтонесделал.РечьнеоСупрановиче,аоконкретнойситуации.Явообщенесклоненсчитать,чтовтеледомикеплохиекапитаны.Плохиедонегонедобираются.

Вобщем,командасамарешает,хочетонавыигрывать,илинет.Настройналегкуюпобеду–губителен.Соперникиэволюционируют,атыналаврахпочиваешь.Акогдапонимаешь,чтообходят–поездушел.Всеидутвпередпоинерции,атыещенанизкомстарте.Губительнаяисториядляфаворитов.НаэтомпогорелакомандаСидневавтойжелетнейсерии.Игралинехотя,лениво,апотомвыяснилось,чтосчеткритичениужепозднопитьборжоми.

Акогдаиграидетчерезвату,надовключатьтехнику.Какмарафонецвконцедистанции.Разумустал,ноногивыполняютнатренированныедвижения.Мордюковарассказывала,чтокогдаона,девушкой,присаживаласьнаскамейку,рукиавтоматическиначиналираскачиваться.Неудивительно,посколькуонабыластаршейдочерьювмногодетнойсемье.Черезнеевсееебратьяисестрыпрошли.Онавсехнянчила.Поэтомуумпонимает,чтоникогонет,арукиужеавтоматическиготовы.ВЧГКтожеестьтакаятехника,иейнадоовладеватьнатренировках.

ТеорияжеНовиковаутверждает,чтоиграютнекоманды,авопросы.Атыподнихподстраиваешься.Тоесть,существуютвопросы,которыетебеподходят,естьвопросы,которыетыможешьподсебяподстроить,аесть«мертворожденные»,гдедажеидеинормальнойнет,икакихигратьниктонезнает.Ильяонумный–имеетправо.Даилюбойчеловекимеетправокак-тосчитать.Однаковопросыможноигратьлюбые.Но,очевидно,чтоестьвопросы,которыекромекакчистымзнаниемвзятьпроблематично.Вотэтотфакт,безусловно,печален.Даивопросможетбытьиграбельным,нотривиальнымискучнымдонельзя.Этотожемертворожденность,потеорииНовикова.

Лирическоеотступление.Еслиусловнойженскойкомандеподсунутьпакетпоспорту,автомобилямипрограммированию,тоонаврядлибудетдовольна.Приэтомпакетможетбытьиграбельнымабсолютно.Ивозникаетвечныйспор–какиевопросынадоиграть.Большинствосчитает,чтовопросынаисторию,литературу,искусство–этознанияобязательные,акосмосилиспорт–нет.ВсетипадолжныпомнитьЕвгенияОнегинатолькочтоненаизусть,асинус45можнозабытькакстрашныйсон.Хотяито,идругоеучилившколе.Какпомне–хорошознатьито,ито.Можетпригодиться.Таксказать,постаратьсянезабыть.Мневообщекажется,чтосамыеумныеиразностороннеразвитыелюдивнашейстране–этовыпускникишкол.Ониещепомнятвсе,чемуихучилиповсемпредметам(большеилименьше),анеболееглубоко,ночто-тоодно,какпослевуза.Заметьте,чтородителигде-тос8классаучебысвоегоотпрысканачинаютнепонимать,чтоонвообщепроходит. И перестают делать за него домашку.

Янесчитаю,чтонезнаниецитатыиз«Тараканища»(вспомнитеигруБелозеровавлетнейсерии2015)этофу-фу-фу,илиневспоминаниеназванийбашенмосковскогоКремляэтоужас.ВотзаВалентинуЛеонтьевубылообидно.Но это я так думаю. А глубокоуважаемый читатель может со мной не согласиться. Андрей Козлов как-то рассуждал по поводу того, кто из людей «звезда», а кто нет, применимо к тому, про кого помнят и где этот человек себя проявил. Далее он все свел к тому – что искусство, а что – нет. Но это все лирика. Тем не менее, заметьте, что актеров кино мы знаем хорошо, актеров театра похуже, но тоже нормально (это часто одни и те же люди), писателей современности уже плохо, а работников телевидения совсем никак. И растет поколение, которое не то, чтобы не видело Владимира Ворошилова, а уже не представляет себе кто он. И при этом играет в ЧГК.

И вопросы уже начинают идти по молодежной тематике, уходя от общепринятой несколько лет назад классики. Авторы и редакторы вопросов тоже молодеют, и, вполне возможно, они уже не читали «Трудно быть богом», например. И вопросов по популярным в середине ХХ века произведениям, соответственно, все меньше и меньше.

Зато автор уже многажды встречал вопросы по «Симпсонам», «Футураме», а также на основе Луркмора и МДК. Такие дела. На подходе вопросы по творчеству в разной степени известныхютуберов и покемонгоу.

Авообщенеясно,гдезаканчиваютсятезнания,которыетривиальныиначинаютсязнания,которыеневсякомудоступны.ВЧГКнадознать(алучшевспомнить)желательновсе.Иприэтомуметьработатьвкоманде.УспешныеигрокимногоПОМНЯТ(илизнают,комукакугодно).ПриэтомВассермананелюбят,потомучтоонвкомандеигратьнеумеет,хотяэнциклопедистже.

Вобщем,дляуспешнойигрынужны,предварительнотакиевещикак:

Желаниеиграть

Стремлениеигратьхорошо

Стремлениеигратьлучшесоперников

Уверенностьвсвоихсилах

Иполноедовериевнутрикоманды

Ит.д.

Играйте в сильных командах и крутые вопросы.

Автор не призывает бросать свои команды и всегда играть сборными «по объявлению». Автор понимает, что есть там патриотизм, спортивный азарт и всякое такое. Идея в другом. Если у вас есть возможность – обязательно сыграйте с игроками ментально, морально и физически лучше вас. Вы обязательно почувствуете, что вынесли с игры много полезной для вас информации. В конце концов, когда вы играете в вашей стабильной шестерке, то вы заранее знаете что и от кого можно ожидать. И если звучит вопрос про футбол, а за столом сидит большой его фанат, то вы психологически вопрос уже слили. Лично вы. Потому что надежда все равно уже внутри сидит на этого пассажира. А он не факт, что вывезет. А команда уже слилась. И катарсис. А играть в незнакомой с точки зрения игры компании – это каждую секунду вкладываться в игру, потому что подсознание еще не понимает, кто на что способен и где можно слабину дать. А давать слабину нельзя. Те, кто придумывал ответ на 61 секунде – подтвердят. Автор много раз понимал, что более активная думалка могла принести не одно очко, а в итоге облом.

Далеко ходить не будем. Автор как-то раз играл синхрон в компании Либера-Дзекановского-Кораблевой-Гореловой-Коврижных. Вся эта публика (а есть те, кто не знает Сашу Либера?) входит в топ-100 плюс минус лучших игроков МАК. В общем, первый тур прошел очень тривиально. Вопросы для команды были легкими и брались на чтении. Автор сидел и хлопал глазами. Потом пошло обсуждение и многое стало интересным. Только в сильной команде можно увидеть, как надо работать с фактурой вопроса, как играть в пас, как обращать внимание на несущественные, на первый взгляд, детали.

Опытная команда на рефлексах за минуту накидывает до десятка версий на один вопрос. Когда пишется этот текст, на пакете турнира лежит мораторий. Поэтому примеров из него не будет. Но одну историю расскажу. История касалась того, что папа посылает мальчика сделать, казалось бы, простое дело. И мальчик должен его сделать пока не произойдет нечто. Естественно, что формулировка «казалось бы простое дело» зацепила мозг команды и игроки накидали словарь синонимов этому понятию. И был в порядке перебора придуман правильный ответ. И вот тут важное наблюдение. Мораль типа. Опытная команда не боится написать на ответной карточке, казалось бы, полную ахинею, если она строго кладется во все факты вопроса. Она не зашоривается бинго-тематикой. Поэтому вполне может иметь место ответ «пока рак не прокукарекает». И по картинке 1919 года «проблема мобильного телефона», когда кажется, что какой в это время мобильный телефон вообще?

Что касается крутых вопросов – тут надо играть, потому что это знакомство с другой авторской логикой, с более нетривиальными подходами и связками в вопросостроении и так далее. Потом вернетесь в свой МКМ и будете все брать.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!