Борьба за свободу печати в североамериканских колониях.



 

Вторая половина 18 века - время наивысшего за всю колониальную эпоху расцвета публицистики. Идеология Просвещения стала теоретической основой, на которой строили аргументацию Томас Пейн, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Дикинсон, Джеймс Отис, Сэмюэль и Джон Адамсы, Патрик Генри. Заслугой американской публицистики было то, что она подготовила революцию американского сознания, которая предшествовала Войне за независимость. Борьба идей в политической и общественной жизни Америки достигла наивысшей остроты в 1765-1775 годах. Кризисное состояние американского общества благоприятствовало развитию публицистики как средства быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию, способа выражения противоположных точек зрения. Наиболее распространенными жанрами публицистики революционной поры были трактаты, проповеди, речи, серии писем, опубликованные в виде памфлета, воззвания циркуляры, рассылавшиеся корреспондентскими комитетами, резолюции собраний, обращения, призывы, листовки. Самым емким из них был трактат. До июля 1775 года в Америке появилось 400 памфлетов, а к 1783 их насчитывалось уже около полутора тысяч. Обычно трактаты печатались в виде брошюры в 10-15 листов. Они были вполне доступны - цена их не превышала двух шиллингов. Газеты также помогали распространению этого жанра - к 1775 г. в Америке их было уже 38.

Тематика широка: политика, экономика, история, религия, теория государства.

Продолжая традиции европейского Просвещения, американские публицисты опирались на локковскую теорию общественного договора.

В революционную эпоху памфлет развивался вместе с политическими событиями, менял свою тематику и форму, приобретая идейную и художественную зрелость. Сначала он касался местных проблем и конкретных деятелей, затем перешел к фундаментальным вопросам общенародного значения, к теоретическому и моральному обоснованию справедливости борьбы против метрополии. Критический и положительный пафос памфлета был обращен к реальной действительности и направлен на ее изменение и совершенствование.

Английская Америка стала первой страной, освободившейся от колониальной зависимости.

Путь к независимости проходил через поля сражений, и американская революционная печать немало способствовала духовному сплочению молодой нации против угнетателей. С давних пор английская корона рассматривала свои колонии как резервуар, из которого могли черпаться средства, необходимые для участия в большой европейской политике и ведения войн. Интересы самих колоний при этом не учитывались.Такая политика усилилась в 1760-е, когда в колониях стали вводиться новые крайне непопулярные налоги.

Наибольшее возмущение вызвал введенный в 1765 гербовый сбор – налог на деловые бумаги и печатную продукцию. В Англии налог на газеты был введен в 1712, но особого сопротивления не встретил. Наоборот, в колониях начался массовый бойкот гербового сбора, и пресса, особенно от него страдавшая, возглавила кампанию протеста. С этого момента революционная американская печать стала одной из наиболее активных сил общества.Дальнейшее развитие событий привело к провозглашению колониями независимости (4 июля 1776) и Войне за независимость, окончившейся победой молодой нации.

Война за независимость продолжалась с 1775 года (первое столкновение с английскими войсками у Конкорда и Лексингтона) по 1783 год (подписание Парижского мирного договора), но движение протеста против колониального господства Англии началось раньше. В 1765 году в Нью-Йорке было создано нелегальное общество «Сыны свободы», которое возглавляли радикально настроенные мелкие торговцы. Они выступали не только инициаторами бойкота английских товаров, но и требовали политического равноправия, ставили под угрозу привилегии местной элиты. Революция началась в низах, её развивали простые американцы, и именно они были главной действующей силой на первом, наиболее важном этапе революции. Позиция так называемых «умеренных» американцев, главным образом крупных землевладельцев, вначале была явно проанглийской. Один из «отцов-основателей» США Г.Моррис высказался за «воссоединение с родительским государством», дабы не оказаться «под владычеством мятежной черни». Но наиболее дальновидные, стремившиеся к независимости представители элиты довольно быстро взяли под свой контроль революционное движение.

В течение всей войны внутри революционного движения боролись две тенденции, две силы, столкнувшиеся в Гражданской войне.

Безусловно, расстановка политических сил в американской революции нашла своё отражение в журналистике этого периода. Политический памфлет, получивший небывалое развитие в эпоху английской революции, остается одной из ведущих форм журналистского творчества, но и газета во времена войны за независимость в США становится на один уровень с памфлетом.

Во время любой войны или революции интерес к новостям резко возрастает, и спрос на газеты увеличивается. Но суровые военные условия затрудняют издательскую деятельность, особенно, если война ведется на своей территории. Так было и в ту войну, причем число газет в 1775-1783 уменьшилось с 48 до 38. Многие были закрыты военными властями.

Наиболее влиятельным и последовательным революционным изданием была «Бостон Газетт», издававшаяся известным общественным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом. Военные новости в этой, как и в других газетах, были отрывочными и не особенно достоверными, поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов. Английское командование всячески отрицало свою вину, но после того, как в 1770 войска открыли огонь по мирной демонстрации, эта газета вышла в траурной рамке с изображением 4 гробов – по числу жертв, а затем ежегодно напоминала читателям о трагедии.

Влияние этой газеты было столь велико, что когда Адамс заявил, что располагает доказательствами причастности губернатора Хатчисона к введению гербового сбора (эти доказательства он так и не предъявил), толпа сожгла дом губернатора.

Наибольший тираж (3500 экз.) имела в те годы бостонская революционная газета «Массачусетс спай». Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены.

Наряду с многочисленными примерами самоотверженной борьбы в истории Войны за независимость известны случаи политического лавирования и компромиссов. Это в полной мере относится к газете «Филадельфия Ивнинг Пост». Ее издатель, Бенджамин Таун, начинал в 1775 как ярый патриот. После вступления в 1777 в город англичан он переметнулся на их сторону, но когда на следующий год американская армия вернулась, он с прежним пылом, как будто ничего не произошло, принялся выступать за независимость. Объявляясь большим другом всех сменявшихся в городе властей, Таун смог избежать эвакуации с ее неизбежными трудностями, и в 1781 впервые в Америке «Филадельфия Ивнинг Пост» стала ежедневной газетой. Однако частые смены курса оттолкнули от газеты читателей, она стала выходить нерегулярно, а в 1784 закрылась.

Поскольку подавляющее большинство газет в годы войны выходило еженедельно, а важное известие могло прийти задолго до выхода очередного номера, то часто делались экстренные выпуски. Так постепенно амер. журналистика приближалась к возникновению ежедневной печати. Первой регулярно выходившей ежедневной газетой стала «Пенсильвания Пэкет» (с 1784 в Филадельфии).

Успехи америк. журналистики во многом объясняются относительной свободой слова в англ. Америке по сравнению с европейскими странами, не исключая и Англию. Однако и там известны случаи преследования журналистов за свободомыслие. Так, в 1734 за критику губернатора был арестован издатель «Нью-Йорк Уикли Джорнэл» Питер Зенгер. Почти год провел он в тюрьме в ожидании суда, вынесшего оправдательный приговор. Но если в Англии аресты журналистов в то время были обычным явлением, а в большинстве европейских стран существовала предварительная цензура, то в англ. Америке цензуры не было, преследования за свободомыслие не вошли в систему, а решение присяжных по делу Зенгера создавало важный судебный прецедент. В целом, можно сделать вывод, что к началу Войны за независимость америк. журналистика добилась блестящих успехов. Несмотря на плохие пути сообщения, она охватила больший процент населения, чем журн-ка европейских стран, и сыграла важную роль в просвещении и информировании жителей колоний, а также послужила подъему национального самосознания американцев.

Делая выводы, нельзя не отметить важного вклада в борьбу за независимость, внесенного американской печатью. Несмотря на трудности военного времени, журналистика вышла из войны окрепшей, завоевавшей гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе.

Памфлет Пейна «Здравый смысл»

После первых столкновений «сынов свободы» с англичанами в январе 1776 года в Филадельфии вышла в свет маленькая книжка под названием «Здравый смысл». Это был памфлет Томаса Пейна, всколыхнувший всю Америку. Он не просто принес славу автору, он стал знамением, гимном американских борцов за независимость. Такой популярности не знало ещё ни одно печатное издание в Америке. Тираж памфлета достиг 500 тысяч экземпляров. Он буквально завладел умами американцев и обратил всех в сторонников независимости.

«Здравый смысл» – это призыв к борьбе. «Все разрешится в бою», - писал его автор. Но это не только лозунг. В памфлете дано обоснование естественного права американского народа на борьбу за независимость. Следовать этому праву и было здравым смыслом, к которому взывал Пейн: «Нам принадлежит неотъемлемое право иметь собственное правительство и всякий, кто всерьез поразмыслит над непрочностью человеческих дел, придет к убеждению, что куда разумнее и безопаснее хладнокровно и обдуманно выработать собственную конституцию, но это в нашей власти, нежели доверять столь значительное дело времени и случаю».

Сила памфлета заключалась не только, вернее не столько в изложении теории естественного права, здесь Пейн был лишь последователем своих великих предшественников Гоббса, Руссо, а в том, что он сделал эту теорию доступной и близкой народу, изложил её на языке народа убедительно и страстно. Вот как просто он объясняет причины образования договорного государства: «Сила одного человека настолько не соответствует его потребностям…что он вскоре будет вынужден искать помощи и облегчения у другого, который в свою очередь нуждается в том же». Монархию, тиранию Пейн не просто отрицает, он её бичует, проклинает, уничтожает, высмеивая: «Для Бога и общества один честный человек нужнее, чем все коронованные разбойники, когда-либо жившие на земле».

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!