Характеристика соц-ой поддержки населения.



Соц. поддержка- один из компонентов СР, применяющийся к отдельным группам трудоспособного населения временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации и проявляющийся в предоставлении пособий кредитов, информации, возможности обучения и др.Формы соц поддержки: -нищепитательство; -общественные работы; -магдалинские убежища (для поддержки падших женщин).

Сущнось соц-ой защиты населиния.

Соц-ая защита – совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных в экономич., правовых и соц-ых гарантий для соблюдения важнейших соц-ых прав, мероприятий, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворений потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных соц-ых групп; защита от соц-ых рисков, путем комплексного содействия чел-ом со стороны гос-ва в решении различных проблем на протяжении всей его жизни. В РФ выделяют 4 направления соц. защиты: 1.Соц.защита трудоспособного населения; 2.соц.защита детей, детства и отрочества; 3.соц.защита нетрудоспособного населения; 4.соц.защита семьи. Субъектами соц-ой защиты явл. гос-во в лице органов гос-ой власти всех ветвей и уровней, органы местного самоуправления, работодатели, сами люди.

Интегративно-комплексный характер ТСР.

Практическая деятельность весьма многогранна: на низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) это регуляция межличностных и групповых отношений, организация социального обслуживания населения, коррекция девиантного поведения, предупреждение и локализация конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактика и т.д. Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень их распространения на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности — вот критерии условий, которыми проверяется любая теория, используемая на практике.

Западные теоретические парадигмы СР.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исс-ия, господствующих в течении определенного исторического периода в научном сообществе. В западной модели помощи идеи альтруизма (бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека) находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности. В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства. В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое “предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к “воскрешению” и “возрождению” и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины”. В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.

Отечественные теоретические парадигмы СР.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исс-ия, господствующих в течении определенного исторического периода в научном сообществе. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной “абсолютной идеей”, видение и “осязание” которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи. Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт. Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько “общественный космос”, сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы.

Объекты СР.

Объекты возникают объективно (независимо от нас) под влиянием соц-но – экономических условий жизни; субъекты хотя и возникают под влиянием тех же условий, тем не менее, формируются соц-ыми институтами. Объект – нечто противоречащее субъекту в его предметно-практической и познавательной деят-ти. Он не просто тождественен объективной реальности, а явл. той же ее частью, которая взаимодействует с субъектами. Классификация объектов: 1)объекты, кот. по состоянию здоровья не могут самостоятельно решать жизненные проблемы (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, лица с психологическими затруднениями, склонные к суицидальному поступку). 2)группа объектов со службой и трудом в экстремальных соц-ых условиях (участник ВОВ и приравненные к ним, труженики тыла, вдовы и матери погибших во время войны и мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей). 3)группа пожилых людей (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров). 4)лица с девиантным поведением (дети, испытывающие жестокое отношение и насилие, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, семьи алкоголиков и наркоманов). 5)лица с трудным, неблагоприятным положением (семьи, взявшие на воспитание детей-сирот, семьи с низким уровнем дохода). 6)группа объектов с особы положением детей (самостоятельно проживающие выпускники дет.домов и школ-интернатов до достижения ими соц-ой зрелости, осиротевшие дети, безнадзорные и др.) 7)бродяги и бездомные, бомжы. 8)женщины в предродовом и послеродовом состоянии. 9)лица, подвергшиеся политическим репрессиям и в последствии реабилитировавшиеся. 

Характеристика субъектов СР.

Субъекты – носитель предмета практической деят-ти и познания, источник активности, направленный на объект. К субъектам относятся: люди, учреждения, организации, соц-ые институты, призванные решать те или иные задачи, стоящие перед объектами СР. Классификация субъектов:1.организации, учреждения, соц-ые институты: *гос-во со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей. В этой структуре особую роль играют Министерства здравоохранения и соц-ого развития (Татьяна Голикова), а также исполнительные органы управления СР на региональном уровне, городов и местной организации). *различные соц-ые службы – центры соц. помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры экстренной психологической помощи по телефону. *администрации гос-ых предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений. 2.Общественные благотворительные и др организации и учреждения: *профсоюзы, отделения детского фонда, об-ва красного креста, часные соц-ые службы и организации. *негос-ыми благотворительными организациями в России явл. Московский дом милосердия, благотворительные фонды «Сопречастность», «Душа чел-ка», «Метрополь» т.д. 3.Люди, занимающиеся практической соц-ой работой профессионально или на общественных началах. Их можно разделить на 2 группы: *организаторы-управленцы и *исполнители, практические соц.работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие соц-ую защиту клиентов. По некоторым данным в мире начитывается примерно 500 000 профессиональных соц.работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. 4.преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков и умений: *руководители студенческой практики, наставники, практич. соц.работники. 5.исследователи СР – научные работники, аспиранты и докторанты.     

Закономерности СР.

Закономерности – наиболее существенные повторяющиеся связи, от которых зависит результативность СР. Общие закономерности: 1)обусловленность СР с соц-ой политикой гос-ва. Суть – содержание, цели, задачи СР формируются на основе содержания и направленности гос-ой соц-ой политики. 2)зависимость уровня развития СР от целей соц-ого развития. Чем более соц-ое развитие ориентировано на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка, тем выше уровень системы СР. Закономерности, отображающие СР на различных ее уровнях (табл). Организационно-управленческий уровень: -зависимость эффективности ср от структурной полноты и завершенности системы органов и учреждений; -зависимость результативности ср от ориентации сознания и деят-ти кадрового корпуса органов гос-ого управления; -взаимозависимость между ср и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей. Непосредственно-контактый уровень: -совместная заинтересованность соц.работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; -целостность и комплексность воздействия специалиста на клиента; -соответствие полномочий и ответственности соц.работника; -соответствие условий развития соц.работника и клиента. Закономерности СР имеют объективный хар-тер. Результаты СР тем эффективнее, чем полнее учитываются ее закономерности. В реальной соц-ой действительности все закономерности проявляются не изолировано др. от др., а в комплексе. И только в теории мы воспринимаем и исследуем закономерности в «чистом» виде.

Общефилософские принципы СР.

Принципы – основополагающие идеи, правила и нормы поведения органов СР, обусловленные требованиями объективных закономерностей, развитие и функционирование соц-ых процессов требования практики. Общефилософские принципы (лежат в основе всех наук в об-ве, чел-ке и их взаимодействии): 1.принцип детерминизма (определяемый чем-то); 2.принцип отражения; 3.развития; 4.историзма; 5.принцип единства, сознания и деят-ти; 6.принцип неразрывной связи индивида и его соц-ой сферы.       


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!