Тема 5. Психология больших социальных групп



План:

1. Проблематика, теоретические и методические принципы исследования больших групп в социальной психологии.

2. Классификация больших социальных групп.

3. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных (толпа, демонстрация и т.п.) и временных полуорганизованных (публика, митинг, аудитория и т.п.) больших групп.

4. Структура психологии устойчивых организованных больших групп (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии и т.п.).

 

Литература:

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 560 с.

2. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

3. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 224 с.

4. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы – СПб.: Речь., 2004. – 240 с.

5. Семечкин Н.И. Психология социальных групп. –  М.: Владос-Пресс, 2011. – 288 с.

6. Стефапенко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Академический проект, 1999. – 320 с.

Вопросы:

1. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой?

2. Психология наций (этносов, народностей) – особая отрасль социально-психологических знаний, отражающих существующую в реальности систему чувств, настроений, мнений, нравов, традиций, обычаев, чаяний и т.п., отличающих каждую нацию от другой, а также особенности ее языка и культуры, хозяйственного и бытового уклада.

Для чего, для каких целей в практической деятельности человека необходимы изучение, знание и учет национальной психологии?

Нужно ли специальное изучение психологии коренной нации руководителем (воспитателем, организатором, менеджером, психологом и т.д.) – представителем этой же коренной нации?

3. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?

4. Как люди реагируют на присутствие большого числа других людей? Почему?

5. Что понимается под этнической общностью и что лежит в основе ее существования?

6. Каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в большую группу, с элементами групповой психологии?

7. Что является исходным пунктом социального движения?

8. Изучите понятия: «толпа», «масса», «аудитория», «публика» (по публикациям Г.М. Андреевой, Г. Лебона, Г. Тарда и др.). Проанализируйте основные различия между этими понятиями.

 

Практические задания:

Задание 1. Изучение обобщенных представлений людей о людях другой этнической принадлежности.

Сначала вам надо решить, какие две этнические группы вы будете исследовать). Каждый студент выбирает двух людей, по одному из каждой этнической группы. Нужно представить себе образ представителя определенной этнической группы, а затем оценить его по приведенным далее шкалам. Объединив данные, собранные всеми студентами, можно сравнить, как испытуемые воспринимают человека в зависимости от его национальности.

Образец бланка для ответов

Человек, которого вы себе представили, по национальности ______________________.

Опишите, пожалуйста, этого человека с помощью следующих оценочных шкал.

Доминантный Сердечный Нечестолюбивый Глупый Чистоплотный Не нравится окружающим Уравновешенный Неагрессивный Нечувствительный Активный 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Уступчивый Холодный Честолюбивый Умный Нечистоплотный Нравится окружающим Неуравновешенный Агрессивный Чувствительный Пассивный

1. Что в первую очередь приходит вам на ум, когда вы думаете об этой этнической группе?

2. Какие качества наиболее характерны для представителей этой группы?

3. Какие качества для них совершенно не характерны? (Чего вы от них не ожидаете, что бы вас в них удивило?)

Задание 2. Выявление факторов, создающих ощущения обезличенности в большой организации.

Почти все мы переживали когда-нибудь опыт контакта с какой-либо большой организацией – больницей, школой, агентством по оказанию услуг или воинской частью. Попав в такую организацию, мы чувствуем себя не людьми, а номерами или объектами. Короче говоря, мы чувствуем себя обезличенными. Какие факторы участвуют в создании этого ощущения обезличенности? Вспомните один из случаев в своей жизни, когда вы, попав в такую организацию, переживали подобные чувства. Почему?

1. Кратко опишите организацию, где вы испытывали ощущение обезличенности.

2. Какой вклад в обезличивание внесли материальные аспекты этой организации (например, одинаковое для всех оборудование или форменная одежда; длинные коридоры, где находятся кабинеты, в которых сидят люди, не общающиеся с другими людьми)?

3. Какую роль сыграли процедурные аспекты организации (например, правила, предписывающие, что вы должны говорить или делать, длительное ожидание в очереди)?

4. Как повлияли на ваше обезличивание межличностные аспекты организации (например, отсутствие зрительного контакта при общении, использование стандартной формы письменных обращений)?

5. Какие изменения вы порекомендовали бы внести, чтобы уменьшить ощущение обезличенности, испытываемое клиентами или пациентами организации?

Составьте письменный отчет по итогам выполнения задания.

Задание 3. Методика Г.А. Солдатовой «Типы этнической идентичности.

Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше собственное мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

 

Я ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ... Согла сен Скорее согла сен В чем-то согла сен, в чем-то – нет Скорее не согла сен Не согла сен
1. ...предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам          
2. ...считает, что межнациональные браки разрушают народ          
3. ...часто ощущает превосходство людей другой национальности          
4. ...считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. ...считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения          
6. ...предпочитает образ жизни только своего народа          
7. ...обычно не скрывает своей национальности          
8. ...считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности          
9. ...часто испытывает стыд за людей своей национальности          
10. ...считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. ...не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную          
12. ...нередко чувствует превосходство своего народа над другими          
13. ...любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов          
14. ...считает строго необходимым сохранять чистоту нации          
15. ...трудно уживается с людьми своей национальности          
16. ...считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей          
17. ...безразлично относится к своей национальной принадлежности          
18. ...испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. ...готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия          
20. ...считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов          
21. ...часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности          
22. ...считает свой народ более одаренным и развитым но сравнению с другими народами          
23. ...считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории          
24. ...раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. ...всегда находит возможность мирно договорится в межнациональном споре          
26. ...считает необходимым очищение культуры своего народа от влияния других культур          
27. ...не уважает свой народ          
28. ...считает, что на его земле все нрава пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу          
29. ...никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам          
30. ...считает, что его народ не лучше и не хуже других народов          

 

Ответ «согласен» оценивается в 5 баллов, «скорее согласен» – в 4, «в чем-то согласен, в чем-то нет» – 3, «скорее не согласен» – в 2, а «не согласен» – в 1 балл. Рассматриваются следующие тины этнической идентичности: этнонигилизм (индикаторы: 3, 9, 15, 21, 27), этническая индифферентность (5, 11, 17, 28, 30), норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25), этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24), этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26), национальный фанатизм (4, 10, 14, 23, 29). Определяется сумма баллов по каждому из типов этнической идентичности, максимальное число баллон указывает на наиболее выраженный тип.

       Задание 4. Обсуждение политических движений на примере феминизма.

В начале обсуждения темы студентов просят назвать свои ассоциации, возникающие на слово «феминизм». Ассоциации записываются на доске. В дальнейшем студенты делятся па три группы. Каждой группе предлагается текст с описанием одного из видов феминистского движения. Студенты знакомятся с текстом и находят в нем информацию, необходимую для заполнениятаблицы «Основные концепции феминизма». После завершения работы по микрогруппам студенты сообщают найденную информацию. Итогом данного этапа является заполненная таблица.

Таблица. Основные концепции феминизма

Направление феминистского движения Время возникновения Основные идеи
Либеральный феминизм    
Радикальный феминизм    
Социалистический феминизм    

 


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФЕМИНИЗМА

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ

Либеральный феминизм, активно развивавшийся на Западе в 70-е годы XX столетия, также называемый движением за права женщин, является самым умеренным направлением в феминистской теории и основывается на простом предположении, что все люди создаются одинаковыми и поэтому нельзя отрицать равенства возможностей на основе тендера. Либеральный феминизм основан на вере в доктрину естественных прав и на мнении о том, что мужчины и женщины обладают одинаковыми умственными способностями, что с помощью образования можно изменить общество. Если мужчины и женщины сходны, они должны обладать одинаковыми правами.

Умеренность либерального феминизма сделала бы возможным взаимодействие с мужчинами, вовлечение их в феминистское движение, так как оба пола выиграли бы от исчезновения сексизма. Женщины нуждаются в освоении более широкого спектра ролей, включая занятость вне дома, а мужчины должны принимать более активное участие в домашней работе. Ключевое понятие этого подхода – ассимиляция, причем речь скорее идет о принятии женщин в мир мужчин, чем мужчин в мир женщин.

Либеральные феминистки полагают, что нет нужды полностью преобразовывать общество, достаточно просто изменить его так, чтобы женщины смогли исполнять более значимые и равноправные роли. Этот подход в основном разделяется профессионалами, женщинами из среднего класса, которые уделяют большое значение образованию и достижениям. Так как эти женщины обладают довольно хорошими экономическими ресурсами, им легче сражаться с мужчинами за престижные социальные позиции и рабочие места.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ФЕМИНИЗМ

Эта феминистская теория – отражение теории Маркса - Энгельса, которая предполагает, что низкий общественный статус женщин – отражение классовой капиталистической системы и структуры семьи, существующей внутри этой системы. Социалистический феминизм утверждает, что сексизм функционален для капитализма, так как он поддерживается неоплачиваемым трудом женщин, которые также служат резервной рабочей силой, используемой только при необходимости. Работающие женщины получают низкую заработную плату, что выгодно для корпораций. Неоплачиваемый домашний труд необходим для воспроизводства и поддержания существования рабочей силы. Сама семья, в которой муж выступает как единственный кормилец жены и детей, также способствует стабилизации капиталистического общества. Первоначально жена зависит от мужа только экономически, но вскоре это оборачивается эмоциональной зависимостью и пассивностью. Она боится потерять экономическую безопасность, поэтому он приобретает над ней полную власть.

В отличие от либерального феминизма, социалистки считают, что для освобождения женщин и рабочих, эксплуатируемых владельцами средств производства, капиталистическая экономическая система должна быть изменена. Сексизм и экономическое угнетение взаимообусловлены, поэтому, чтобы изменить оба эти явления, необходима социалистическая революция. Маркс предложил план общества, в котором частная собственность будет отменена и будут проведены в жизнь принципы коллективизации рабочих мест. Энгельс призывал к коллективизации домашнего труда и воспитания детей, с тем чтобы освободить женщин для исполнения экономических ролей вне дома. Сама семья не должна быть разрушена, должны быть изменены функции, которые она выполняет.

Социалистический феминизм обращается к женщинам-рабочим и к тем, кто чувствует недостатки экономической системы капитализма. Многие современные социалистические феминистки считают, что должно произойти беспрепятственное вхождение женщин в армию трудящихся, однако домашний труд также должен быть социалистическим, иначе женщины окажутся занятыми на двух рабочих местах одновременно.

РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ

Радикальная феминистская теория оформилась в конце 60-х – начале 70-х годов XX века, когда группа женщин, участвовавших в борьбе за гражданские права и антивоенном движении, осознали то угнетение, которому они подвергаются со стороны мужчин: во время аптиинаугурационного собрания в 1959 году, когда женщины пытались представить свою феминистскую позицию, мужчины из аудитории начали высмеивать, освистывать и оскорблять их, причем некоторые мужчины зашли так далеко, что стали выкрикивать непристойности в адрес женщин, находящихся на сцене. Радикальный феминизм родился, таким образом, как реакция на теории, организаций и поведение мужчин из «новых левых».

Подавление женщин вызвано доминированием мужчин, значит, так как проблема в мужчинах, социалистические изменения общества ни к чему не приведут. Следовательно, женщины должны создавать свои собственные общественные институты и ужесточить отношения с мужчинами. Создавая женские общественные институты, женщины начнут полагаться па других женщин, а не на мужчин. Для борьбы с сексизмом экстремистски настроенные радикальные феминистки призывают отказаться от гетеросексуальных отношений и оправдывают превращение всех женщин в лесбиянок. Это будет общество, где женские способности к участию, интуиции, воспитанию детей будут доминировать.

Конечно, среди последовательниц радикального феминизма меньше согласия, чем среди приверженцев других моделей. План полного преобразования общества еще нуждается в доработке, особенно в той части, где описывается роль мужчин в «женском» мире. Убеждение в том, что мужская власть является основной характеристикой общества, которое подавляет женщин, – элемент, объединяющий разрозненные представления радикального феминизма.

После составления таблицы преподаватель вновь просит назвать ассоциации, связанные со словом «феминизм», которые записываются на доске рядом с первой группой ассоциаций. После выполнения задания обсуждается вопрос о том, изменились ли представления о феминизме в результате более близкого знакомства с данным движением.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!