С какой целью В.П. Астафьев в повести «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Назовите приметы времени в повести В.П. Астафьева.



Билет № 19

Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира – вид комического, беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

В смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. Он жестоко высмеивает все пороки чиновников, показывает истинное лицо чиновничьей России и тем самым пытается что-либо изменить.

Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Образованность» судьи позволяет ему держаться независимо с городничим. Попечитель богоугодных заведений Земляника, «человек толстый, но плут тонкий», нагло обворовывает больных, о которых, напротив, должен бы заботиться. Однако он не утруждает себя: «Человек простой, если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Например, обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки. Используя приемы гротеска, иронизируя над героями, Гоголь показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а иногда и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (Земляника рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды).

В чём заключается актуальность проблемы, поднятой С.В. Лукьяненко в рассказе «Чужая боль»?

Проблема «чужой боли» сегодня в мире как никогда актуальна: идут войны, льётся кровь. «Чужой боли» быть не должно, человек не имеет права оставаться равнодушным к чужому горю, потому что он ЧЕЛОВЕК.

Действие рассказа С.Лукьяненко (фэнтези) происходит в «будущем». На первый взгляд, это будущее кажется счастливым, потому что люди научились не страдать – «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека. Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это не страшно, потому что стоит включить программу «восстановления» – и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные, компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать…

Наступило время всеобщего веселья, причин для уныния нет. Но это так кажется только на первый взгляд.

Главный герой Дэн не похож на всех. Во время игры на Майданеке (а это бывший немецкий концлагерь) он сорвался, вышел из роли. Бросился на эсэсовцев с голыми руками. А игра-то называлась «Вооруженное восстание». Все аж ошалели… Дэн оказался человеком, а не роботом. Он помнил, что такое эсэсовцы… Таким образом, автор поднимает в рассказе ещё одну актуальную проблему: проблему памяти. Неужели люди будущего забудут фашистские лагеря, горе, страдания погубленных людей? Неужели на Майданеке будут только играть и развлекаться?

В «будущем» игра стала синонимом жизни…

Автор рассказа «Чужая боль» предупреждает людей: прекратите играть! И Дэну игра надоела. Он взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.

Его убили к вечеру второго дня. Дом штурмовали морские пехотинцы, зеленые береты, самураи династии Тан и бригада СС из дивизии «Мертвая голова». Они умирали, воскресали, шли в бой снова. А он стрелял, зная, что уже выведен из памяти регенерирующей системы…

И всё-таки Дэн победил – он прекратил игру.

Прочитайте наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта » (по выбору). Ромео называет Джульетту «светлым ангелом». Какая характеристика героини соответствует этому сравнению?

Монолог Ромео (для мальчиков):

О, милая! О, жизнь моя! О, радость!

Стоит, сама не зная, кто она.

Губами шевелит, но слов не слышно.

Пустое, существует взглядов речь!

О, как я глуп! С ней говорят другие.

Две самых ярких звездочки, спеша,

По делу с неба отлучиться, просят

Ее глаза покамест просверкать.

Ах, если бы глаза ее на деле

Переместились на небесный свод!

При их сиянье птицы бы запели,

Принявши ночь за солнечный восход.

Стоит одна, прижав ладонь к щеке.

О чем она задумалась украдкой?

О, быть бы на ее руке перчаткой,

Перчаткой на руке!

Монолог Джульетты (для девочек):

Мое лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Хотела б я восстановить приличье,
Да поздно, притворяться ни к чему.
Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,
Что скажешь "да". Но ты не торопись.
Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер
Пренебрегает клятвами любви.
Не лги, Ромео. Это ведь не шутка.
Я легковерной, может быть, кажусь?
Ну ладно, я исправлю впечатленье
И откажу тебе в своей руке,
Чего не сделала бы добровольно.
Конечно, я так сильно влюблена,
Что глупою должна тебе казаться,
Но я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромниц,
Мне б следовало сдержаннее быть,
Но я не знала, что меня услышат.
Прости за пылкость и не принимай
Прямых речей за легкость и доступность.

 

Ромео называет Джульетту «светлым ангелом», наделяя её внеземной, небесной чистотой, добром, духовностью, соотносит её с миром Божьим. А всё от того, что он любит её искренней, светлой любовью.

Джульетта Капулетти – главная героиня трагедии «Ромео и Джульетта», юная девушка (14-ти лет) с наивностью ребенка, которая изменилась во имя любви. Она умна и рассудительна, покорна родительской воле. Ее воспитанием, согласно традиции, занимается кормилица. Именно она становится посвященной в тайны Джульетты. До встречи с Ромео на балу, Джульетта представляется милым ребенком. Но как только чувство любви касается ее души, она меняется. В ее характере появляется решительность, жажда быть со своим избранником. Она идет против воли отца и матери и тайно венчается с Ромео, зная о том, что родители пророчили ей в мужья совершенно другого человека.

Нерушимая прежде картина мира в ее сознании полностью меняется. То, что раньше Джульетта принимала как должное, начинает вызывать вопросы и сомнения.

Четырнадцатилетняя Джульетта преображается в решительную мудрую женщину. Узнав о смерти Тибальда от руки Ромео, она страдает от своей минутной злости, раскаивается в том, что усомнилась в любимом. Прощаясь с Ромео перед его изгнанием, она дарит ему обещание хранить свою любовь и верность.

Для того чтобы избежать брака с Парисом и поскорее увидеться с Ромео, Джульетта со священником Лоренцо решают изобразить ее смерть. Выпив сонного зелья, она засыпает. Капулетти относят свою дочь в склеп. Туда же прибывает и Ромео, не знавший о том, что его возлюбленная на самом деле жива. Он выпивает яд и умирает рядом со своей женой. Джульетта, очнувшись, видит тело Ромео и убивает себя его кинжалом, не в силах пережить смерть возлюбленного. Это поступок убитой горем женщины, в которую превратилась недавняя юная и беззаботная красавица.

Образ Джульетты на долгие века стал олицетворением беззаветной и искренней любви. Она и ее возлюбленный Ромео пали жертвами глупой и необоснованной человеческой ненависти.

 

Билет № 20

С какой целью В.П. Астафьев в повести «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Назовите приметы времени в повести В.П. Астафьева.

В.П. Астафьев в повести «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о том, как создавалась школа, потому что сейчас непонятно, как жили в тогдашних сибирских деревнях, и лучше прочувствовать это можно, если провести сравнение с теми сторонами быта, что привычны для нас и понятны каждому.

Школа создавалась фактически с нуля. То, что когда закончились тетрадки и карандаши, занятия проводились просто в виде рассказов учителя на темы, которые выбирал он сам, показывает, что и программы как таковой не было. А если программа и была, то её нельзя было выполнить в таких условиях.

Учитель был тогда, скорее, символом лучшей, грамотной жизни, и преимущественно сам, своим примером мог дать тот образец интеллигентного поведения и неизменного дружелюбия, который в будущем мог бы служить ориентиром для его учеников.

Неимоверная бедность школьного быта могла хоть как-то восполниться только самоотверженностью учителей, и в деревне это поняли и оценили, — недаром учительская семья была предметом всеобщего уважения и заботы.

Определить годы, о которых пишет В.П. Астафьев, конечно же, можно. Скорее всего, это начало тридцатых годов XX века. Понять это можно по следующим временным приметам: в тексте говорится, что многие из одноклассников автора погибли в Великую Отечественную войну, а самый активный призыв осуществлялся среди мужчин 18-25 лет. Значит, к 1941 году им всем должно было бы быть не меньше восемнадцати лет.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!