Своеобразие жанра частушек и их исполнения.



Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это  короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии.

Своеобразие народной частушки в том.что она коротко и иронично описывает какое-нибудь событие, отношение к чему-либо. Исполнялись частушки обычно в паре: либо двумя девушками, либо парнем и девушкой, которые вели между собой своеобразный диалог.

Исполнение частушек сопровождалось игрой на разных музыкальных инструментах: гармонике, сопилке, трещотках, балалайке и т.д.

Время создания частушек мы можем определить по лексике (употребление архаизмов и диалектизмов), по фактам, которые упоминаются в тексте.

Архаизмы — слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления (напр., в русском языке «втуне», «наущать», «шелом»).

Диалектизмы — языковые особенности, присущие речи людей, живущих в одной местности.

Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин ».

Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.

А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества Теркина, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов.

В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов.

Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, наполненный разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

Таким образом, в образе Василия Тёркина отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?

Здесь птицы не поют,

деревья не растут,

и только мы плечом к плечу

врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

над нашей родиною дым,

и, значит, нам нужна одна победа,

одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

и все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

десятый наш десантный батальон.

 

Едва огонь угас -

звучит другой приказ,

и почтальон сойдет с ума,

разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

бьет пулемет, неутомим...

И, значит, нам нужна одна победа,

одна на всех - мы за ценой не постоим.

 

От Курска и Орла

война нас довела

до самых вражеских ворот -

такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это -

и не поверится самим...

А нынче нам нужна одна победа,

одна на всех - мы за ценой не постоим. (1969)

 

Булат Окуджава в 17 лет ушёл добровольцем на фронт и тема войны-это центральная тема его творчества.Первые песни Окуджава сочиняет на фронте и они посвящены солдатским подвигам и победе.

Гордость за народ,победивший фашизм,очень эмоционально передаётся поэтом при помощи средств художественной выразительности,автор не скупится на метафоры и эпитеты,описывая героев,придавая более глубокий смысл обычным выражениям.

Стихотворение «Здесь птицы не поют», ставшее песней, посвящено теме Великой Отечественной войны, а именно: автор, описывая место будущего сражения - Орловско-курскую дугу. Ни птицы, ни деревья не выдерживают того, что может выдержать человек, особенно русский человек, который, сражаясь с фашистами, не щадил себя, отдавая жизнь за Родину. Русские солдаты, как выражается автор, «плечом к плечу» стояли на смерть как бы закопанные в землю. В этом месте деревья не растут, а люди врастают в землю, которая для них является домом.

"Нам нужна одна победа"(Десятый наш десантный батальон) песня написана к фильму "Белорусский вокзал".Эпилог фильма,звучит песня,трагический и эмоциональный накал,победа за нами-всё это смог выразить в своём произведении поэт.

"Горит и кружится планета"-метафора,передающая головокружение от дрожи земли,при обстреле.Метафора"мы врастаем в землю" показывает сплочённость,единство всего народа в борьбе с врагом.

 

Билет № 23


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!