Этап профессиональной зрелости.



Критика общей функционалистской теории в 60-х годах XX столетия приводит к формированию целого ряда самостоятельных направлений экономической социологии. На почве подобной критики взрастает традиция европейской индустриальной социологии, которая, в свою очередь, развивается через длительное соперничество неомарксистского и неовеберианского направлений.

Из институционализма К.Поланьи вырастает теория так называемой моральной экономики. Она сформировалась на основе исследований традиционных хозяйств «третьего мира», а также истории становления буржуазных отношений в Западной Европе. В этих исследованиях обращается внимание на ту роль, которую играли в прошлом и продолжают играть сегодня традиционные мотивы, связанные с понятиями справедливости, безвозмездной помощи, этики коллективного выживания, характерные для культуры массовых социальных слоев населения.

Из неомарксизма вышло экологическое течениеэкономической социологии, представленное А. Стинчкомбом. Он концентрирует внимание на множественности способов производства, которые включают в себя совокупность природных ресурсов и технологий, воздействующих, в свою очередь, на структуру хозяйственной организации и социально-демографические параметры общества. «Экономическая социология увязывает масштабные перемещения экономических ресурсов с поведением индивидов путем изучения институциональных форм и технологических ограничений, в рамках которых общество производит средства к собственному существованию».

Опираясь на теорию социального обмена Дж. Хоманса и экономические теории рационального выбора, формируется теория рационального социального действия Дж. Коулмена. Он последовательно придерживается принципа методологического индивидуализма. Но у него речь идет не об изолированном homo economicus. Вводится даже понятие «социальный капитал», противостоящее понятию «человеческий капитал»: последний образует личный багаж индивида, а первый функционирует в контексте межиндивидуальных отношений.

Коулмен в поиске «микрооснований» для макротеории «Проблема такова: мы понимаем и можем моделировать поведение на уровне индивидов, но мы редко способны должным образом осуществить переход к поведению всей системы, состоящей из тех же самых индивидов». Он обращает внимание на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в ассоциациях бесплатного взаимного кредита. В итоге проблема перехода с микро- на макроуровень решается им путем перенесения принципов методологического индивидуализма на уровень корпоративных субъектов-акторов. При этом включение теории организации не дискриминирует концепцию рационального действия индивидов. Напротив, последняя предлагается Коулменом на роль методологического ядра для всех социальных наук (кроме психологии). Тем самым расширяется понятие рациональности, и многие альтруистические действия оказываются вполне рациональными (здесь наблюдается явное сходство с позицией Ю. Эльстера).

Особое место по праву занимает американская «новая экономическая социология», у истоков которой стоит X. Уайт, предложивший социологический вариант теории производственных рынков «Истина заключается в том, что рыночная активность в той же степени социальна, как система родственных связей или феодальное войско... Рынки представляют собой особые формы социального контроля, а также специфические материализованные структуры внутри денежных хозяйств».

М. Грановеттер пробует нащупать средний путь между моделями «пересоциализированного» и «недосоциализированного» человека в концепции структурной «укорененности» экономического действия. По его мнению, в современном обществе все пронизано «сетями» социальных отношений - устойчивыми системами связей и контактов между индивидами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии «рынок – иерархия». В современном обществе эти сети неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать большинство всех проблем и конфликтов, минуя судей и адвокатов. «Деловые отношения, перемешиваются с социальными». Предпосылку структурной укорененности он дополняет второй исходной предпосылкой - об экономических институтах как социальных конструкциях.

Развивается «социо-экономика»,(А. Этциони). Она вводит моральное измерение в экономическое поведение человека «люди движимы отчасти приземленными мотивами влечения к удовольствию и собственному интересу, а отчасти благородными побуждениями к высшим моральным устремлениям».

80-90-е гг. ХХ в. ознаменованы процессами активной институционализации экономической социологии. Ее наиболее интенсивно развивавшиеся направления опираются на разные источники: теорию организаций (М. Мизручи, Б. Минц, М. Шварц); сетевой подход (Р. Бурт, У. Пауэлл); социологию культуры (П. Димаггио, В. Зелизер); течение постмодернизма (С. Лэш, Дж. Урри).

Предпринимались попытки создания социологии рынка труда (Т.Грановеттер, А, Каллеберг, А. Соренсен) и социологии международных хозяйственных отношений (А. Мартинелли). Поднялась волна исследований тендерных и этнических аспектов хозяйственных отношений. Сложилась своя история экономической социологии, изложенная в работах Н. Смелсера, Р. Холтона Р. Сведберга.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 794; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!