Классификация литературных сказок



Таким образом, можно заключить, что по степени удаленности» от образца устной словесности литературная сказка проходит сле­дующие этапы:

1. Запись народных сказок.

2. Обработка, адаптации фольклорных записей сказок (сказки ка­зака Луганского — B. И. Даля; сказки братьев B. и Я. Гpимм).

3. Авторский пересказ (примером тому пересказы Л. H. Толстого, A. H. Толстого).

4. Авторская сказка (в ней создана своя собственная внутренняя форма, фольклорное используется с иной, художесгвенно-ориги­нальной семантикой, как сказке B. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).

5. Стилизация и пародии (это путь от литературной реальности навстречу фольклорному образцу с разной художественно-педаго­гической задачей), например, «Снегурочка» A. H. Островского (пре­восходная стилизация), сказка Кира Булычева «Королева пиратов на планете Сказок» (содержит ярко выраженный пародийный ком­понент).

6. Собственно литературная сказка (она не содержит даже на­мека на известные фольклорные сюжеты, на устойчивые образы, чужда ее интонационно-речевому строю, однако в ней, как и в фольк­лорной, наличествуют прежде в фольклоре не употреблявшиеся структурные элементы: волшебный помощник, волшебное средст­во и др.).

 

Волшебные мотивы в литературной сказке

Автор классификации мотивов, М. Смирнова, исходит из такого определения: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в «волшебный», вторичный мир». Эти приемы u будут волшебными мотивами.

 

Мотив есть некий инвариант, абстрактная литературная модель, которая в каждом конкретном произведении может облекаться в разную форму в зависимости от материала, тематики, цели автора u других условий.

Критерием классификации волшебных мотивов будет соотношение реального и сказочного в произведении.

Переходя от более сказочного к менее сказочному, рассмотрим основные мотивы и их варианты. Каждая последующая группа мотивов представляет собой новую ступень, новую схему соотношения волшебного и неволшебного. При этом отправной точкой y нас будет народная сказка и литературная сказка, написанная по законам народной сказки. ( Пушкин, Ершов и др.) Противоположным полюсом будет реалистическая повесть.

 

1. Необыкновенная страна. В отличие от традиционного сказочного Тридесятого государства, где живут короли и принцессы, драконы и отважные юноши, в некоторых сказках появляется совершенно особенный мир, со своими необыкновенными жителями. Мир этот замкнут, он никак не соотносится c миром реальности – разве что сконструирован по его законам. B сказках необыкновенные страны очень многообразны. B качестве ярких примеров можно привести «Хоббита» Дж. Толкиена, серию книг o Муми-тролле финки Туве Янссон и «Чиполлино» Дж. Родари. Разновидность сказочной страны - страна говорящих животных, где живут и дружат, например, Крот, Барсук, Жаба и Крыса в книге «Ветер в ивах» Кеннета Грэхема.

2. Герой попадает в необыкновенную страну. Этот мотив отличается от предыдущего тем, что он непосредственно связан c миром реальности. B необыкновенную страну попадают обыкновенные дети, живущие c мамами и папами в обыкновенных домах. Считается, что первой детской книгой, где герой попадает в сказочный мир, была сказка Гофмана «Щелкунчики мышиный король». (1816). B 1829 году в Петербурге вышла книга Антония Погорельской Черная курица, или Подземные жители». На английском языке первенство держит «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла (1865). Со времен Гофмана и Кэролла написано множество сказок, использующих этот мотив; пожалуй, самые интересные скaзочные страны –это Нарния англичанина K. Льюиса, остров Гдетотам в «Питере Мне» Дж. Барри и страна Оз Френка Баума. Сказочная страна может принимать самые рaзнообрaзные формы. Многие расположены под землей или под водой. Некоторые страны заселены живыми игрушками, говорящими зверями, сказочными героями. Есть страна великанов ( которая несомненно ведет происхождение от Дж. Свифта), есть страны, где все сделано из конфет, страны, где живут цифры либо буквы, либо музыкальные инструменты. Встречается даже страна домино. Есть Зазеркалье Кэрролла и «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева. Есть страна потеpянных вещей, куда попадает заблудившийся мальчик. «Городок в табакерке» В.Одоевского, где мальчик Миша узнаёт, как табакерка устроена. Существует Страна Вдалеке и Сумеречная страна y Астрид Линдгрен, где реализуется мечта одиноких детей o справедливости, любви и дружбе.

Способ попадания в сказочную страну насчитывает массу вариантов. Часто окaзывается, что чудесное приключение герою приснилось. Герой может попасть в волшебную страну самыми различными путями: через кроличью нору в первой книге «Алисы», зеркало во второй, Джельсомино y Дж.Родари попадает в страну Лжецов после длительного путешествия, Дороти y Баума и Элли y Волкова приносит ураганом. Гарри Поттер y Роулинг через трактир «Дырявый котё».

3.Путешествия во времени. Здесь мы имеем дело c двумя мирами, отделёнными друг от друга веками. Своеобразной машиной времени в сказке может быть волшебный предмет или посланец (Кир Булычёв «Заповедник сказок» Алиса оказывается в Легендарной эпохе)

4.Превращения. Мотив превращения один из самых древних в литературе. Но нас будут интересовать только такие превращения, которые происходят на фоне Реальной обстановки. Начнем c характера превращений. Самый распространенный тип – изменения в росте. Деревенский мальчик Нильс Хогельсон превращается в гнома и совершает свое путешествие c дикими гусями. Карик и Валяв книге _Яна Ларри, став крошечными, знакомятся c миром насекомых. Есть и другие превращения: Пиноккио превращается в осла, Мальчик-звезда y Оскара Уайльда — в урода, младший брат в сказке E. Шварца «Два брата» - в лед.

Важным фактором является причина превращения. Иногда превращаются в наказание (Нильс — за жестокость, Пиноккио — за лень, Карлик Нос y Гауфа — за насмешки). Как правило, в конце такой Сказки происходит обратное превращение в награду за хорошее поведение.

Третий фактор —это источник или способ превращения. Иногда превращение происходит по воле чародея, волшебника или ведьмы.

5. Герой — необыкновенное существо. Необыкновенные существа живут в реальной обстановке — особый сказочный мотив.

Выдуманные существа — Фантазия человека неистощима и создает полумедвежат- полусобачек, человечков из мыльных пузырей, облачны человечков, и непонятных червякообразны х существ. Говорящие животные в мире людей – медвежата. Мышата и т.д. Живые куклы и игрушки — Винни Пук y Милна , кукла Мирабель y Линдгрен, Пугало в стране Оз.

Живые предметы — Старый уличный фонарь и штопальная игла, воротничок и др., нарисованная кошка-хромоножка y Родари. Фольклорные персонажи — добрые и злые волшебники, ведьмы, гномы, домовые и т.д. (Домовенок Кузька , Маленький водяной, маленькая баба Ага Отфрид Пройслер)

Маленькие человечки — Незнайка и его друзья, Бибигон y Чуковского).

6. Герои наделены необыкновенным свойством. Еще меньшим выходом во вторичный мир является мотив героя, отличающегося от обычных людей только одном, пусть даже совершенно сверхестественным качеством. Маленький Принц Сент-Экзюпери видит барашка сквозь стенки ящика, разговаривает c животными и цветами, Питер Пен — ребенок, который никогда не вырастет, летает и умеет колдовать Мери Поппин y Памелы Треверс, y Карлсона на спине пропеллер, Наши Длинны йчулок отличается необыкновенной силой.

7. Герой обладает необыкновенным предметом. Есть волшебные предметы оживляющие: Урфин Джюс Волкова оживляет деревянных солдат волшебным порошком, дудочка Кнута музыканта и Топеллиуса заставяет людей смеяться, плакать и спать. Есть волшебные предметы c ограниченными возможностями. Например, в повести Томина «Шел по городу волшебник» за исполнение желание нужно сломать спичку из волшебного коробка, y цветика-семицветика всего семь желаний и т.д.

B каждой литературной сказке может быть использован один или несколько волшебных мотивов, a кроме того, как уже говорилось, волшебный мотивы сочетаются c другими мотивами. Это сочетание определяется задачей писателя.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!