Периодизация русской литературы XVIII века.



В истории русской литературы XVIII века выделяются четыре периода:

I – переходный период;

II – 1730 – 1750- е годы;

III – 1760 – середина 1770-х годов;

IV – последняя четверть века.

Литература начала XVIII века носит переходный характер. Основной ее особенностью является активно протекающий процесс «обмирщения», то есть замены литературы религиозной литературой светской, все более усиливающийся разрыв между светскими и духовными жанрами. Писательское дело еще не превратилось в самостоятельную область идеологической борьбы, область, внутренне организованную и приобретшую в обществе авторитет; не существует осознанных литературно-теоретических программ, не написаны литературные манифесты.

Русский классицизм, начав формироваться в 30-е годы, к 50-м достиг своего расцвета в творчестве Ломоносова и Сумарокова.

Ломоносов, Сумароков и другие писатели – их современники считали своей задачей подъем русской литературы на уровень достижений европейской культуры. Без учета многовекового литературного опыта европейских народов русскую национальную литературу создать было нельзя. В XVIII веке во многих европейских странах, прежде всего в Германии и Франции, господствующим литературным направлением был классицизм. Поэтому русские писатели сознательно опирались на опыт французской и немецкой литературы, закладывая основы классицизма русского.

С середины 60-х годов развертывающаяся общественная и социальная борьба предъявляет к писателям новые, отличные от эстетики классицизма требования. Активную роль в литературном и общественном движении начинают играть просветители и писатели-демократы. Художественная практика классицистов все меньше удовлетворяет их требованиям. Классицизм игнорировал живую жизнь, дискредитировал все обыкновенное, будничное, утверждал сословный взгляд на человека, требовал изображения реальной действительности лишь в «низких» сатирических жанрах. Писатели-просветители учили видеть «поэзию» в самой действительности, утверждали мысль о ценности и значимости человека вне зависимости от его классовой принадлежности, поэтому не могли принять эстетический кодекс, который уводил литературу от реальной жизни. В связи с этим началась борьба с классицизмом, определившая содержание литературной жизни на протяжении нескольких десятилетий.

В последней четверти века стали складываться два новых литературных направления, которые в дальнейшем получили название сентиментализм и просветительский реализм. Одновременно в литературе начали проявляться предромантические тенденции. Общий смысл начавшейся «литературной революции» определялся сближением литературы с действительностью. Преодоление эстетических канонов классицизма осуществлялось не сразу, а мучительно и долго, не всегда успешно. В то же время настойчивые искания писателей не оставались безрезультатными и приводили к замечательным художественным открытиям. Главное было сделано – именно в эту эпоху были созданы первые реалистические произведения, заложен фундамент, на котором позже возникнет творчество писателей-реалистов XIX века.

В целом можно сказать, что литература XVIII столетия выступает законной преемницей своей предшественницы. Писатели широко используют опыт, накопленный на протяжении многих столетий, и активно развивают его, продвигая литературу по тому пути, который приведет ее к художественным открытиям Пушкина, Гоголя, Толстого и других корифеев русской культуры последующих эпох.

 

Классицизм как литературное направление. Русские писатели-классицисты (Ломоносов М.В., Сумароков М.В.).

Классицизм представляет собой литературное явление общеевропейского масштаба. 

По справедливому утверждению многих исследователей, эпоха классицизма – прямая наследница эпохи Возрождения. Именно тогда широко распространяется применительно к античным писателям, творчество которых начинает восприниматься как образец для подражания, определение «классики» (сам термин «классицизм» означает «образцовый»).

Как всякое новое литературное направление, классицизм окончательно утверждается в связи с появлением формированием социально-исторических условий в самой действительности. Он складывается в Западной Европе в XVII веке, в эпоху феодального абсолютизма. Этот общественно-политический строй наиболее полно развился в XVII веке во Франции. Это обусловило особенно пышный расцвет французского классицизма, занявшего ведущее место в классицизме общеевропейском.

Эстетический идеал классицистов соответствовал требованиям, которые выдвигались «просвещенным абсолютизмом». Классицизм в своей основе был литературным направлением, выдвигавшим на первый план государственные интересы, и противопоставлявшим им личную жизнь, эгоистические частные потребности. В центре внимания писателей оказывался человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному.

Как литературное направление классицизм имел не только социальные, но и философские основы.

Освобождение от слепой средневековой веры приводит к формированию нового взгляда на бытие: единственным мерилом всего существующего становится разум. Поэтому вполне закономерно, что в XVII веке (в первую очередь во Франции) ведущим философским направлением становится рационализм, основоположником которого был Рене Декарт (1596 – 1650). Естественно также, что рационализм (картезианство) явился важнейшим звеном философской базы эстетики классицизма. 

Эстетика и поэтика классицизма были четко сформулированы и закреплены в стихотворном трактате француза Николя Буало «Искусство поэзии» («Поэтическое искусство»), вышедшем в 1671 году и остававшемся в течение почти полутора веков основным и непререкаемым теоретическим кодексом – подлинным «сводом законов» для всех последователей классицистического направления.

Кодекс Буало в основном слагался на почве рационалистического миросозерцания, нашедшего выражение в философии Декарта. Основным эстетическим критерием литературы классицизма была ее разумность, соответствие формально-логическим требованиям «разума» и «здравого смысла».

 Осуществление своих эстетических идеалов писатели-классицисты усматривали в античном искусстве и литературе. Следовать правилам и подражать античным образцам – таков был основной художественный принцип классицизма.

 С ориентацией на французский классицизм развивается это направление и в других европейских странах: в Германии (Готтшед и его школа), в Англии (Поп, Драйден) и др.

Возникновение русского классицизма XVIII века соответствовало историческим условиям послепетровской действительности – стадии феодального абсолютизма – в той же мере, в какой возникновение классицизма во Франции отвечало аналогичным условиям французской исторической жизни XVII века. Усвоение достижений наиболее значительного и передового в то время литературного направления – классицизма – было важнейшей составной частью общего процесса овладения европейским опытом, начатого Петром и продолжавшегося в течение всего XVIII века. Это, естественно, привело к определенной общности многих сторон эстетики русского классицизма с эстетическими принципами европейского классицизма (французского в первую очередь).

Отличительными чертами классицизма как литературного направления являются:

– признание высшим критерием истинного (а, следовательно, и прекрасного) разума;

– антиисторичность, выражающаяся в представлении о том, что во все века люди одинаковы. Антиисторичность особенно проявляется в трагедии – жанре, с которым связаны наиболее значительные художественные достижения классицизма. В трагедиях, как правило, разрабатываются античные – мифологические или исторические – сюжеты, персонажи наделяются не конкретно-историческими, а общечеловеческими чертами. По сути, классицисты рисуют некий абстрактный мир, условная отвлеченность которого подчеркивается опорой на теорию «трех единств» (времени, места и действия), и театральным оформлением;

– статичность и абстрактность образной системы, строгое разделение действующих лиц на добродетельных героев и на носителей порока; выдвижение в человеческом характере на первый план какой-либо его одной черты. Однолинейность в раскрытии характера сопровождалась требованием сохранять его неизменность при любых обстоятельствах (Надо отметить, что указанные правила  относились прежде всего к «высоким» жанрам, в «низких», в частности, в комедиях, характеры нередко оказывались более многогранными);

– строгий отбор жизненного материала для художественного воплощения. Сфера отражения характеров оказывалась социально ограниченной (в высоких жанрах, например, в трагедии, – воспроизведением властителей, полководцев, исторических героев, в комедии – зарисовками дворян и «горожан»);

– строгая регламентация жанров (их разделение на «высокие», «средние» и «низкие») с точным указанием их героев и соответствующего им языка. Иными словами,  к каждому жанру был прочно прикреплен тот или иной круг явлений действительности. Так, предметом трагедий являлось «возвышенное»; трагическими персонажами могли быть лишь представители высших сословий; предметом комедии – только смешное; ее действующими лицами, как правило, становились обычные люди. 

 Многие из этих требований создавали препятствия к полнокровному изображению действительности, и могут считаться слабыми чертами классицистской эстетики.

Но у классицизма имелся и ряд весьма сильных сторон, к которым, прежде всего, относятся:

– государственный, «гражданственный» пафос и связанный с этим героический тон «высоких» жанров;

– культ разума, решительно противопоставлявшегося средневековой мистике,

– ориентация на великие образцы античного искусства;

– создание образов-типов, наделенных обобщенными чертами,

– стремление проникнуть во внутренний мир человека, раскрыть его чувства.

Эти черты не только сделали классицизм одним из значительнейших этапов в процессе развития европейской и русской литератур, но и обеспечили ему устойчивость и долговечность. В России классицизм продолжает существовать до первых десятилетий XIX века. 

В русской литературе XVIII века эстетический идеал писателей-классицистов нашел свое наиболее яркое воплощение в образе нового человека-гражданина и патриота, убежденного в том, что «для пользы общества коль радостно трудиться» (М.В. Ломоносов). Классицисты утверждали, что для осуществления этой программы человеку необходимо отказаться от стремления к личному благополучию, обуздать свои страсти, подчинить свои чувства «должности». Сама же литература и театр должны стать «училищем бродягам по жизни человеческой» (А.П. Сумароков).

Следует отметить, что классицизм не стал застывшей системой, а его движение шло не только по пути нарушений правил и канонов. Резкое обличение и осмеяние общественных пороков во многих произведениях писателей-классицистов были результатом наблюдения и глубокого изучения окружающей действительности. И если изображение человеческих чувств было сохранено и приумножено в дальнейшем литературой русского сентиментализма, то движение к реалистическому искусству шло прежде всего в сатирико-обличительных жанрах (в частности, в сатирах А.П.Сумарокова, в комедиях Д.И.Фонвизина).

Творчество М.В.Ломоносова

Творчество Ломоносова тесно связано с определенной эпохой, стало отражением тех идей, которые господствовали в общественном сознании.

30 – 50-е годы XVIII столетия иногда называют «Предпросвещением» или «ранним Просвещением». В этот период крестьянский вопрос еще не стал главным в общественной жизни России. Поэтому представители раннего русского Просвещения не выступали против крепостного права. В их деятельности на первое место выдвигались общие задачи просвещения отечества и, прежде всего, отстаивание принципов политики Петра I, который воспринимался как истинно просвещенный государь, чья внешняя и внутренняя политика служила интересам нации. Ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна не поддержали политики просвещенного абсолютизма, поэтому ранние русские просветители считали, что им следовать выработать программу политических действий монархов, «учить их царствовать».

 Говоря о связи Ломоносова с определенной эпохой, нельзя не указать на то, что вся его необычная жизнь тоже в определенной степени отражает общественные тенденции, характерные для XVIII столетия. В Петровскую эпоху впервые стали звучать мысли о том, что значимость человека должна определяться не древностью его рода и социальным положением предков, а личными достоинствами. Эти идеи открыли дорогу к вершинам многим людям, в числе которых может быть назван и Ломоносов.

Михаило Васильевич Ломоносов (1711–1765), сын поморского крестьянина-рыбака, с детства проявлял особую тягу к знаниям. В 19 лет, тайно покинув родительский дом, он добрался до Москвы и добился принятия в Славяно-греко-латинскую академию. Через несколько лет Ломоносова, в качестве одного из способнейших учеников отправляют в Петербург, в университет при Академии наук, откуда в конце 1736 года его посылают за границу, в Германию, для изучения горного дела. После возвращения в 1741 году в Россию Ломоносов начинает работать в Академии наук; в 1745 году 34-летний Ломоносов становится академиком, профессором химии.  

К этому времени развертывается блестящая научная и не менее замечательная литературная деятельность Ломоносова. Самым замечательным в интеллектуальном облике Ломоносова является его универсальная гениальность, соединение в нем поэта и великого ученого. А.С. Пушкин имел полное право назвать его «первым нашим университетом».

Ломоносов осуществил ряд важнейших научных открытий в самых различных областях знания (физики, астрономии и т.п.). Огромна роль Ломоносова и как великого национального просветителя, неустанно ратовавшего за создание русской культуры и науки. В 1746 году Ломоносов первым в России выступил с публичными лекциями по физике, читавшимися им, также впервые, на русском языке. В 1755 году он добивается создания Московского университета. В одном из своих писем Ломоносов с законной гордостью писал: «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю». 

Параллельно с исследованиями в сфере точных наук, протекала работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики, пышно расцветала деятельность Ломоносова-поэта.

Вклад Ломоносова в развитие русской литературы поистине грандиозен:

1) он выступил как реформатор русского стихосложения.

В 1739 году Ломоносов направляет членам Российского собрания Академии наук «Письмо о правилах российского стихотворства», которое способствовало завершению реформы русского стиха. Вместо силлабического стихосложения, некогда заимствованному из Польши и не соответствующего фонетическому составу русского языка, было введено силлабо-тоническое («тонический», по определению Ломоносова).

Ломоносов облек свои идеи в живую художественную форму: к «Письму», которое была приложена «Ода на взятие Хотина» (турецкая крепость, взятая русскими войсками 19 августа 1739 года). В.Г. Белинский именно от этой оды ведет начало русской литературы: «Наша литература началась с 1739 года – от появления первой оды Ломоносова», – писал он в обзоре «Русская литература в 1843 году». Сходные слова критик повторяет и во «Взгляде на русскую литературу 1846 года»: «Ломоносов, Петр Великий русской поэзии, прислал из немецкой земли свою знаменитую оду на взятие Хотина, с которой, по всей справедливости, должно считать начало литературы». Именно силлабо-тонической системой стихосложений будут в дальнейшем пользоваться при создании стихов А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты-классики;

2) такое же важное значение, как и последовательно доведенное до конца преобразование русского стиха, имела работа Ломоносова над оформлением русского литературного языка.

Ломоносовым был создан ряд филологических работ: «Риторика» (1748), «Грамматика» (1755), выдержавшая 14 изданий, наконец, краткое, но имеющее исключительно важное теоретическое значение предисловие к собранию своих сочинений 1757 года под названием «О пользе книг церковных в Российском языке».

В своем предисловии Ломоносов различает в «российском» языке три рода «речений» (слов) (церковнославянские; те, которые употребляются в церковнославянском и русском языке; слова живого русского языка, которых нет «в церковных книгах»). Соответственно наличию трех родов слов, Ломоносовым выделяются и три словарно-речевых строя – «штиля»: «высокий, посредственный и низкий». К каждому из трех штилей Ломоносов прикрепляет определенные жанры. 

Предложенное Ломоносовым четкое соотнесение отдельных литературных жанров с определенным речевым строем продолжает сохранять свою силу вплоть до первых литературных дебютов Пушкина: в рецензиях на «Руслана и Людмилу» ряд критиков прямо упрекал Пушкина в нарушении ломоносовской системы «трех штилей».

3) Ломоносов выступил как писатель-классицист, создатель жанрахвалебной, «оды-рекомендации».

Ломоносов считал, что литература должна иметь высокую общественную значимость «Радеть о благоденствии общества» – вот главная обязанность писателя, по мысли Ломоносова. «Для пользы общества коль радостно трудиться», – восклицает он в одном из своих стихотворений («На изобретение графом Шуваловым новых артиллерийских орудий», 1760). Требования, предъявленные Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены в его собственной поэтической практике, и в первую очередь – в торжественных одах.

Ода (от греч. ōdê) – жанр лирической поэзии, возникший в эпоху античности.

В поэзии классицизма – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и т.п.). Оды подразделялись на духовные, торжественные, нравоучительные, любовные - «анакреонтические» и т.п. Оды предназначались для громкого и торжественного прочтения вслух и представляли собой своеобразные похвальные речи в стихах.

Из всех поэтических жанров, культивировавшихся и развивавшихся в тогдашней литературе, жанр оды наиболее подходил Ломоносову для решения стоявших перед ним задач. Можно назвать ряд причин, заставивших Ломоносова обратиться в своем творчестве именно к жанру оды: 

– служебные обязанности ученого и поэта. В качества представителя «словесных наук» он был вынужден выступать со стихотворными приветствиями от Академии в дни официальных торжеств;

– общественный подъем, связанный с воцарением дочери Петра I – Елизаветы;

– соответствие жанра главным задачам, которые ставил перед собой поэт (защита идей «просвещенного абсолютизма», прославление России, пропаганда научных знаний);

– ода являлась наиболее оперативным средством общения поэта со своими читателями. Литературных журналов еще не было, а оды издавались значительными для своего времени тиражами (от 200 до 2000 экземпляров). Злободневные по содержанию, ставившие вопросы большой общественно-государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народа привлещи».

Содержание од Ломоносова определяется политическими убеждениями их создателя и теми требованиями, которые предъявлялись классицистами к этому жанру. В ломоносовских одах можно выделить несколько «сквозных тем» и ряд образов, становящихся ключевыми практически во всех произведениях этого жанра:

1) воспевание «славы героев», то есть тех, кто, с его точки зрения, верно служит своему Отечеству.

Главным героем, человеком, «каков во всех странах не слыхан был от века», является для Ломоносова Пётр I. Именно он рисуется в одах как образец, на который должны ориентироваться все российские венценосцы.

Пётр для Ломоносова – воплощенное божество («Он бог, он бог твой был, Россия»). Поэт подчеркивает, что именно в петровскую эпоху «божественны науки/ Чрез горы, реки и моря/ В Россию простирали руки», и страна могла ожидать в скором будущем «полезны видеть их труды». В ломоносовском Петре проступают и другие черты, намечается сделавшийся столь популярным впоследствии демократический образ царя. Неутомимый труженик, находившийся в народной гуще («между бесчисленным народа множеством»), «приемлющий тую же пищу», что и его солдаты, всегда «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» – таков Петр в изображении Ломоносова. 

Из своего идеального образа Ломоносов заимствовал материал и для изображения преемниц Петра – Елизаветы, отчасти Екатерины II, к которым обращено большинство его хвалебных од. Рисуя правительниц, поэт использовал те же приемы – гиперболизацию и идеализацию. Восхваляя очередного носителя монаршей власти, Ломоносов рисовал тот идеальный образ монарха, «премудрого учителя и просветителя», который он «воображал» в облике Петра. Поэтому изображения императриц почти лишены каких бы то ни было индивидуальных черт (если снять почти у любой из од заглавие и убрать из ее текста имена и злободневные намёки, нельзя догадаться, какой именно монархине посвящена ода).

Произведения Ломоносова являются не только торжественными панегириками, одновременно они становятся одами-рекомендациями, которые призваны выполнять просветительские задачи, в поэтической форме излагать «программу действий» для монархов.

2) изображение силы, мощи, неисчерпаемых природных богатств России.

Ломоносов не устает славить величие «возлюбленной матери» – Родины, обширность и необозримость ее территории. В. оде 1747 года поэт восторгается обилием природных богатств Российского государства. Это «сокровища», «какими хвалится Индия», девственные «глубокие леса», «густостью животным тесны». Это и «драгой металл Рифейских» (Уральских) гор» – «сребро и злато».

Нередко образы монархини и «благодетельствуемой» ею страны изображаются очень своеобразно; они сливаются, накладываются друг на друга. Грандиозный образ державной Родины в виде гигантской женской фигуры, главой, касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до самой Великой китайской стены, даётся в оде «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1748 года».

Изображая Россию, поэт рисовал желательное, а не действительное положение вещей. Несмотря на, что Ломоносову было хорошо известно истинное состояние сограждан (это подтверждается хотя бы письмом «О сохранении и размножении российского народа»), в одах ничего не говорится о тяжелом положении крестьян. В то же время нельзя сказать, что в текстах совсем не упоминается о народе. Уже в «Оде на взятие Хотина» подчеркивается, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш народ». Эта же своеобразная формула встречается и в оде «Первые трофеи» 1741 года, где победителем над шведами назван «к трудам избранной наш народ».

Ломоносов восторженно славил торжество над врагами, военные триумфы России. Эти мотивы звучат в стихах Ломоносова, недаром посвятившего свою первую оригинальную оду взятию Хотина, неоднократно. Но гораздо чаще и настойчивее в творчестве этого творца победных од звучат не военные мотивы, а энергичное осуждение «губительныя брани», прославление «златого мира», «тишины».

Война приемлется Ломоносовым в качестве «необходимой судьбы» всех народов лишь в том случае, если  она является «щитом обширных областей», а не вызвана захватническими желаниями. Воспеванию «возлюбленной тишины» посвящается одна из лучших од – «На восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года». «На что державы ей чужие», – пишет Ломоносов о Елизавете Петровне в оде 1757 года, тут же противопоставляя ей короля Фридриха прусского, которого, наоборот, обуяло «желание чужих держав».

3) прославление наук, которые должны способствовать процветанию страны.

Слово «науки» является одним из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова. Как и без упоминания имени Петра, без них не обходится почти ни одна ода.

Ломоносов в своих стихах слагает восторженные гимны в честь науки, не устаёт славить ее преобразующую мощь, величайшее жизненное значение. Науки он характеризует своеобразным эпитетом – «божественные». В оде 1747 года в стихах, давно ставших хрестоматийными, Ломоносов проникновенно заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

В той же оде страстным призывом звучит обращение поэта к молодому поколению: «О вы, которых ожидает / Отечество от недр своих…». Поэт призывает молодежь посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

…Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В целом можно сказать, что весь «одический цикл» Ломоносова представляет его автора неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания народа;

4) Ломоносов стал первым создателем подлинно «научной поэзии» и философской лирики.

Ломоносов был деистом – сторонником религиозно-философского учения, распространенного в XVII – XVIII веках. Деисты считали бога первопричиной сущего, творцом мира, но отвергали его участие в жизни природы и общества. Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир, им созданный; вторая – священное писание».  Ломоносов приравнивал ученых - «натуралистов» к пророкам и апостолам; отсюда не случайность и многозначность того эпитета «божественные», который связывается по словом «науки».

Свои мысли о мироздании Ломоносов внес в духовные оды, в которых он прославлял творца Вселенной. 

Духовные оды принадлежат к числу самых замечательных художественных созданий Ломоносова. Называя их «лучшими произведениями» его, А.С. Пушкин добавлял: «Они останутся вечными памятниками русской словесности, по ним долго еще должны мы будем обучаться стихотворному языку нашему».

Но духовные оды Ломоносова примечательны не только своим языком. С них начинается русская научно-философская лирика. С наибольшей полнотой, убедительностью и поистине захватывающей силой новое научное восприятие мира – космоса – раскрывается в двух «Размышлениях» Ломоносова («Вечернее размышление о божием величестве» и «Утреннее размышление о божием величестве»). 

В «Утреннем размышлении» Ломоносов выступил с гениальной догадкой о том, что Солнце – это «горящий вечно Океан», на его поверхности происходят непрерывные процессы изменения вещества: «Там огненны валы стремятся / И не находят берегов; / Там вихри пламенны крутятся / Борющись множество веков…». Поразительнее всего, что эта вдохновенно рисуемая грандиозная картина соответствует тем представлениям о солнце, которые сложились в науке в конце XIX века после изобретения спектроскопа.

В «Вечернем размышлении» органично соединяются лирическое описание ночи («Открылась бездна звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна») и выяснение причин северного сияния. Ломоносов перечисляет ряд научных гипотез о причинах северного сияния. Впервые формулирует и свою собственную гипотезу о том, что «северное сияние движением эфира произведено быть может», защищаемую им позднее в специальной научной статье.

Новая система мироздания утверждается в духовных одах не научными доводами, а живым переживанием поэта, ощущающего себя лицом к лицу с безмерностью наполненных «несчётными солнцами» мировых пространств – с неизмеримостью вселенной. Так поэт и ученый в Ломоносова непрерывно проникают друг в друга, поэтому именно ему принадлежит честь открытия подлинно «научной поэзии».

 Таким образом, поэтическое творчество и вообще вся литературная деятельность Ломоносова внесли огромный вклад в развитие всей русской художественной словесности. Поэтому прав был Белинский В.Г., назвавший Ломоносова «Петром Великим русской литературы».

Творчество А.П.Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1718—1777) был первым писателем-дворянином, для которого литературная работа стала основным делом жизни. Даже в те годы, когда он находился некоторое время на военной службе и был директором театра, литературная работа стояла для него на первом месте. С 1761 года, когда Сумароков вовсе отошел от всякой служебной деятельности, он всецело предался писательству.  

Литературная деятельность Сумарокова носила исключительно разнообразный и напряженный характер: он выступал как драматург, как поэт, разрабатывавший почти все известные в его время стихотворные жанры, как теоретик, критик, историк, публицист.

1) Сумароков являлся одним из ведущих теоретиков русского классицизма. Утверждению доктрины русского классицизма в первую очередь способствовали эпистолы Сумарокова 1748 года «О русском языке» и «О стихотворстве», ставшие манифестом этого литературного направления (в 1774 году они были объединены под одним названием «Наставление хотящим быть писателями»).

2) Огромную популярность Сумарокову принесла его любовная лирика. В любовных элегиях и «пастушьих стихах» Сумароков полностью следует поэтике классицизма. В то же время песни поэта представляют значительный шаг вперед в развитии этого жанра.

В лучших песнях Сумарокова выражалась целая гамма человеческих переживаний – неразделенная и торжествующая любовь, тоска, разлука, ревность. Поэт в равной степени мог выступить от лица как мужчины, так и женщины (причем в последнем случае, пожалуй, удачнее). Так, безответная любовь женщины побуждает ее с горечью произнести: «Ты ко мне, как камень, / Я к тебе, как пламень». Искренней грустью наполнены стихи о разлуке двух влюбленных («Не плачь так много, дорогая, / Что разлучаюсь я с тобой. / И без того, изнемогая, / Едва владею я собой»). Подлинная поэзия и истинная грусть звучат в признании женщины, разлученной со своим возлюбленным («Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой...») и терзаемой старым ревнивым мужем: «Сокрушил злодей всю молодость мою; / Но поверь, что в мыслях крепко я стою; / Хоть бы он меня и пуще стал губить, / Я тебя, мой свет, вовек буду любить».

Чтобы полнее представить себе значение лирики Сумарокова в развитии русской поэзии, следует отметить ее жанровое разнообразие, относительно простой, нередко близкий к разговорному язык, а также (в ряде случаев) тесную связь с народным творчеством. 

Следует признать, что песни Сумарокова не вмещались в рамки классицистических ограничений. Здесь начинали проявляться новые тенденции, которые получат дальнейшее свое развитие позже – в творчестве Г.Р. Державина, И. И. Дмитриева и других поэтов, готовивших (в разной мере и разных аспектах) утверждение новых эстетических принципов.

Несмотря на то, что классицист-Сумароков не стремился сделать свои произведения достоянием широкой публики, многие стихотворения и любовные песни пришлось по вкусу широкому кругу читателей, о чем свидетельствует их проникновение в рукописные сборники.

3) Одна из насущных задач, стоящих перед русской культурой 40 – 50-х годов XVIII века – создание национального публичного театра. Первая такая попытка при Петре I оказалась малоудачной. В последующие десятилетия после смерти Петра придворный театр оказался в руках заезжих иностранных трупп. Но нужно было в первую очередь создать свой, отечественный репертуар, пьесы, написанные на русском языке.

Рождение русской драматургии связано с именем Сумарокова. Ответом на потребность в театральных представлениях на русском языке стало появление в 1747 году трагедии «Хорев», которая была в 1749 году разыграна питомцами Шляхетного корпуса. Спектакль имел шумный успех и вскоре был поставлен во дворе. Это послужило толчком к созданию постоянного русского театра. В 1756 году по указу императрицы был организован «Русский для представления трагедий и комедий театр», директором которого был назначен Сумароков.

Возникновение русского театра имело огромное значение для всего развития русской литературы XVIII века, в которой драматургические жанры начинают занимать с этого времени одно из основных ведущих мест.

Сумароков превратил сцену национального театра в трибуну пропаганды высоких нравственных и политических идеалов «просвещенной монархии». За свою творческую жизнь он написал 9 трагедий: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза» (1758) (позже переделанная в «Ярополк и Димиза»). Затем последовал перерыв в 10 лет, после чего появились трагедии: «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774), принесших ему подлинную славу среди современников. Недаром Н. И. Новиков сказал о нем: «Хотя первый он из россиян начал писать трагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел во оных, что заслужил название Северного Расина».

Новой чертой трагедий Сумарокова, резко отличавшей их от всей предшествовавшей ему русской драматургии, являлось то, что в основу их была полностью положена драматургическая система европейского классицизма XVII – XVIII веков.

4) Основоположник жанра русской классицистической трагедии, Сумароков был создателем и первых образцов новой комедии.

Первые комедии Сумарокова («Тресотиниус», «Чудовищи» и «Пустая ссора»), которые были написаны в 1750 году (почти одновременно с первыми трагедиями) и тогда же поставлены на сцене. 

Всего сохранилось двенадцать комедий Сумарокова, написанных им с 1750 по 1772 годы. Наиболее примечательными являются  три последние комедии, в том числе «Рогоносец по воображению», которая является едва ли не самой художественно-значительной пьесой Сумарокова и по существу представляет собой уже бытовую комедию.

5) Большой популярностью пользовались «притчи» – басни Сумарокова. Не случайно современники называли Сумарокова не только «Российским Расином» и «Северным Мольером», но и «Северным Лафонтеном».  Н.М.Карамзин считал басни  лучшим из всего, что было написано Сумароковым.

Сумароков писал басни в течение почти всей своей творческой жизни (в журналах они начала появляться с 1755 года). Три книги были выпущены Сумароковым при жизни. Еще три было прибавлено в посмертном полном собрании сочинений. Всего эти шесть книг включают 378 «притчей» (впрочем, среди них имеются стихотворения и других жанров).

По словам литературоведа Н.Л.Степанова, басни Сумарокова – «это не рационалистически ясный и закономерный мир классицизма, а живой, грубовато-правдоподобный быт, гротеск, напоминающий присказки и прибаутки». Простой разговорный, с включением просторечных слов язык и метрика (разностопный ямб) басен, афористичное звучание их концовок были значительным достижением Сумарокова по сравнению с его предшественниками в этом жанре: Кантемиром, Тредиаковским, Ломоносовым. Поэтому именно Сумарокова принято считать родоначальником стихотворного басенного жанра, ставшего одним из популярнейших в XVIII веке, что, несомненно, во многом подготовило басенное творчество И.А.Крылова.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2997; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!