Воспринимаемый цвет в живописи



Лекция № 8

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ

Вопросы:

1. Классификации цветов на основе психофизических их свойств

2. Воспринимаемый цвет в живописи.

3. Основные характеристики цвета как выразительного средства живописи.

4. Локальный цвет объекта. Условия освещения.

5. Основные, дополнительные и смешанные цвета.

6. Виды цветовых смешений.

Классификации цветов на основе психофизических их свойств

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические – это белый, черный и вся гамма оттенков серого. К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки.

хроматические цвета ахроматические цвета

 

Ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Они отличаются между собой по светлоте. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.

К другой группе относятся цвета солнечного спектра и их производные. Они составляют группу хроматических цветов. Хромотические цвета - все спектральные и многие природные.Это — все цвета, кроме черного, белого серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Хроматические поверхности характеризуются взаимодействием спектральных цветов, их смешением, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.

Белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы не значительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей относятся к ахроматическим цветам.

Отдельная смешанная группа ‑полухромотические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахромотическими цветами.

Психофизические характеристики цвета:

Характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические, эмоциональные реакции. Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон, насыщенность и интенсивность, чистота цвета, температура цвета.

Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кромеахроматических) и дать ему название.

Цветовой тон (доминирующая длины волны) — длина волны спектрального цвета, который при разбавлении белым светом дает данный цвет. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Это также совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесен к какому-либо определенному спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону.

В живописи ‑ цветовой тон – это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота — степень близости цвета к белому или степень отличия данного цвета от черного. Это субъективная яркость участка изображения, отнесенная к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится близким к белому.

Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость". Яркость цвета - это коэффициент отражения (Р) равный отношению отраженного светового потока (Fотр) к падающему (Fпад) взятое в процентах:Р=(Fотр/Fпад)*100%

3) Насыщенность.

Насыщенность — это интенсивность определенного тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического цвета. В физическом плане насыщенность цвета определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Так же можно сказать, что это доля пигментов в изначальном чистом цвете. Заменяется понятием чистота. Чистота - это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси.

Оствальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого. В противоположность ему Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны.

Цветовой тон + Насыщенность = Цветность

Ахромотические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

Но интенсивность– это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: "не чистый" оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Температура цвета. Это его относительная теплота или холодность.

Цветовая температура (в кельвинах) — характеристика хода интенсивности излучения источника света как функции длины волны в оптическом диапазоне. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит от красного через желтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет голубой цвет. Цветовая температура определяется (по формуле Планка) как температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение. Говоря о цвете, стоит упомянуть об идеализированной модели, широко применяемой в физике — абсолютно черному телу. Это такое абстрактное тело, поглощающее все падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах и ничего не отражающее. Несмотря на название, абсолютно черное тело само может испускать электромагнитное излучение любой частоты и визуально иметь цвет. Спектр излучения абсолютно черного тела определяется только его температурой. В природе таких тел не существует. Наиболее черные реальные вещества, например, сажа, поглощают до 99 % падающего излучения в видимом диапазоне длин волн, однако инфракрасное излучение поглощается ими значительно хуже. Среди тел солнечной системы свойствами абсолютно черного тела в наибольшей степени обладает Солнце.

В живописи принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета холодные и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.

Холодные и теплые цвета

Цветовой круг условно делят на две части — теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть частица этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня которые в природе действительно дают тепло.

Холодные цвета:синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с предметами и явлениями действительно холодными — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.

Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.

Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.

Самый горячий: Красно-Оранжевый.

Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).

Нейтральные ( Зеленый и Пурпурный).

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П.Пикассоодно время работал с холодными цветами, в другой период — с теплыми (так называемые голубой и розовый периоды в его творчестве).Одни художники пишут красками теплого оттенка (Рембрандт, Рубенс, Тернер, Д.Левицкий, Тициан, В.Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Эль Греко, В.Борисов-Мусатов, М. Врубель).

 

Воспринимаемый цвет в живописи

Как было сказано выше в темноте мы не видим никаких цветов. Когда глазами фиксируются отраженные лучи солнечного или электрического света —у нас возникает ощущение цвета.Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Волновая природа света — это основа восприятия цвета через органы зрения.Пи этом свет имеет двойственную природу: при распространении он ведет себя как волна, а при поглощении и излучении — как поток частиц.

Все предметы отражают свет. Цвет предмета зависит от того, какие цветовые лучи он отражает, а какие поглощает. Белые предметы отражают почти весь световой поток, а черные предметы почти весь свет поглощают.

Итак, свет принадлежит пространству, а цвет — предмету. Для передачи в живописи хроматического контрастирования цветов художник анализирует отраженные от предметов световые потоки, их взаимоотражения и пространственные смешения.

В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При их смешении получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги.

Всмесях красок при смешении всех спектральных цветов представленных в палитре художника получится также ахроматическая, но далёкая от белого темно-серая краска. Разницу обеспечивает свойство вещества и принципы смешения цвета, находящегося в разных физических измерениях – световой поток и пигментированное вещество с различными поглощающими свойствами. Краски в этом случае скорее предметы (имеющий схожие физические и различные химические свойства), отражающие и поглощающие световые потоки в разной степени.

Кроме того на формирование цветового состояния живописи влияют многие факторы:

1. химическая основа, в которую замешан пигмент – химический состав связующего вещества краски (масло, акварель, гуашь, темпера, акрил и другие краски, а так же пастель, карандаши и пр.) Одна и та же краска с единой пигментной основой, но с разным связующим может отличаться по цветовому тону и насыщенности;

2. свойства химического красителя ‑ пигмента. От него зависит не только цвет, но свойства краски.Все живописные краски являются пигментными. Это поглощающие краски, их смешение происходит по правилам вычитания, следовательно, чем большее количество разных пигментов смешивается тем в большей степени ахроматизируется цветовая смесь;

3. фактура и цвет «поверхности-основы» (холст, бумага, картин, дерево, камень и другие поверхности, а так же грунт). Влияют не только цвет и текстура поверхности, но и ее химические и физические свойства, вступающие в химическую реакцию с краской и изменяющие ее свойства.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!