Особенности развития творческого мышления детей 9-10 лет



    Обобщая данные, полученные в результате анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, можно выделить основные принципы диагностики творческого мышления [7, 9, 13, 19].

    Творческое мышление, согласно исследованиямявляется дивергентным. То есть происходит в различных направлениях от проблемы, а не направлено на поиск из множества решений единственно верного как при конвергентном мышлении. Тем самым, многочисленные существующие методы диагностики мышления не подходят.

    Для диагностики творческого мышления берётся за основу разделение творческого мышления на вербальное и невербальное в соответсвии с факторами интеллекта: образным и вербальным.

    Люди с конвергентным мышлением употребляют часто стереотипные, шаблонные вербальные формы выражения мысли. Творческое же мышление подразумевает уход от стереотипов, оригинальность и нестандартность.

    Критериями оценки творческого мышления в экспериментальной психологии названы:

а) индекс продуктивности (количество ответов к заданию);

б) индекс оригинальности (количесвто обратных общим для выборки ответам);

в) индекс уникальности (не встречающиеся в выборке ответы).

    Для повышения качества диагностики в процессе тестирования необходимо создание креативной среды. Не должно быть ограничений во времени, привязки к определённому результату, отсутствие соревновательностьи и жёсткой установки на творчество. Такие условия тестирования создадут возможности для проявления творческого мышления, что позволит в последующем его оценить и изчучить.

    В оценке результатов диагностики стоит так же учесть тот факт, что низкие показатели не свидетельствуют о полной несформированности творческого мышления у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

    Таким образом, диагностические методики позволяют выявить показатели творческого мышления для конкретной выборки в момент тестирования.

    Сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН были созданы и апробированны некоторые достоверные методы изучения творческого мышления [9, 10].

    К таким методам учёные отнесли диагностику невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994). Данная методика представляет собой тест, который  можно проводить в индивидуальном или групповом порядке. Для создания благоприятной атмосферы для тестирования, необходимо соорентировать испытуемых на свободное выражение собственных способностей и мыслей, избегая при этом открытого обсуждения предметной направленности методики. Иними словами не сообщать о том, что тестируются именно творческое мышление) Тест можно представить как возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно на каждую картинку уходит по 1 - 2 мин.

    Тест представляет собой набор из 6ти картинок с определёнными элементами (линиями). Испытуемому необходимо дорисовать картинку до изображения. Картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга. Такой тест  даёт наиболее надежные результаты.

    Показателями творческого мышления для данной методики будут оригинальность и уникальность. При этом обращается внимание на то, что двух идентичных изображений не может существовать, поэтому в оценке оригинальности  следует учитывать статистическую редкость типа (или класса) рисунков. Автор прилагает к методике атлас, в котором приводит различные типы рисунков и их условные названия [31].

    Ещё одна диагностика вербальной креативности, широко представленная

в экспериментальной психологии - методика С. Медника, адаптирована   А.Н. Ворониным. Эта методика нацелена на выявление и оценку вербального мышления, которое часто может быть скрытным. Испытуемым предлагаются тройки слов, к которым нужно подобрать ещё одно. Например, скоро-тихо-кртако, испытуемый может добавить слово говорить. Слова можно изменять грамматически, использовать предлоги, но не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

    Для оценки результатов тестирования проводится сопоставление ответов испытуемых с типичными для выборки ответами. Каждому оригинальному ответу выставляется балл, затем подсчитывается индекс оригинальности как среднее арифметическое. При этом может не совпадать количество ответов и количество слов-заданий.

    Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов определяется место испытуемого относительно выборки и, соответственно, позволяет сделать вывод о степени развития творческого мышления.

    Стоит отметить, что количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого [31].

    В современной психологии феномен творческого мышления остаётся до конца неизученным. Однако существует значительное количество исследований по данной проблеме. Основываясь на общности данных этих исследований в рамках данной работы были определены основные критерии оценивания творческого мышления: оригинальность вербального и небербального творческого мышления.

    В данном исследовании рассмотрена методика диагностики творческого мышления, в частности описаны условия эффективного тестирования.

    Процедура исследования творческого мышления рассмотрена на примере конкретных, наиболее достоверных и распространённых в психолого-педагогической теории и практике методик: Торенса и С. Медника.

На сколько же данные методики эффективны для диагностики и изучения творческого мышления детей 9-10 лет можно будет судить по результатам эмпирического исследования, представленным в следующей главе данной работы.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!