Куклотерапия для детей с ограниченными возможностями



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность куклотерапии …………………………………………………...……..5

2. Куклотерапия для детей с ограниченными возможностями …………...……..11

3. Сценарии проведения сказок с применение кукол …………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………..……………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….………………………………………………..……20

ВВЕДЕНИЕ

       Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности метода позволяют решить разные важные задачи, например: помогает справиться с застенчивостью, ревностью, агрессивностью, невротическим шутовством и другими детскими проблемами. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

     С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Актуальностью являетсято, что возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, социальзации детей с ограниченными возможностями, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.

       Объект -влияние куклотерапии на социализацию детей с ограниченными возможностями.

       Предмет –сущность куклотерапии, куклотерапия как организация досуга у детей с ограниченными возможностями.

       Цель - рассмотреть куклотерапию как организацию досуга и социализацию у детей с ограниченными возможностями.

 

      Задачи:

       1.Раскрыть понятие и сущность куклотерапии.

       2.Рассмотреть куклотерапию как организацию досуга для детей с ограниченными возможностями.

      3. Рассмотреть сценарии проведения сказок с применение кукол

       Структура работы: состоит из введения, трех глав заключения и списка литературы

 

 


Сущность куклотерапии

 

        В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

            Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

         Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:[1]

Коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

Релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

Развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);

Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

     В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

      Пальчиковые куклы.Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

      Куклы-марионетки.Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

       Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

         Плоскостные куклы.Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости.Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

     Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

      Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.Для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе раннего возраста применяю куклотерапию.[2]

       Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

      При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

        Для малышей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – обезьянка, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыши обучают ее хорошим манерам и кормить кашей.

         Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает.

           Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

        Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

       Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поете колыбельную песенку и пр. Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

        Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

       Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует, принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.


 

Куклотерапия для детей с ограниченными возможностями

         Коррекционно-развивающая программа по социализации детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии строилась с учетом опыта накопленного в педагогике и психологии.

          Коррекционная программа основывается на взаимодействии взрослого и ребенка. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть своё “Я”. Важная роль в программе отводится методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.), лечение психических заболеваний.

            Куклотерапия, как часть игротерапии, как и другие формы терапии (музыкотерапия, библиотерапия, психодрама и др.), имеет эмоционально стрессовое воздействие на личность.[3]

Мы полагаем, что именно на занятиях по куклотерапии создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства о сокровенном, важном. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

         В структуре занятия просматриваются две основные части: одна– диагностическая (личностная, межличностные отношения) и вторая– коррекционно-развивающая (творческая- составление, придумывание сценария сказки, сказочного представления, используя результаты диагностики, изготовление кукол, рисование декораций, подбор музыкального репертуара). На занятиях могут использоваться различные техники, например техника “Придумай свою сказку. В работе с семьей отлично зарекомендовал себя метод совместной режиссуры.

        Цель программы – ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, за счет гармонизации процесса созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции). Нравственно-воспитательные воздействия кукольного театра как вида искусства, приобретающее конкретную феноменологическую и индивидуальную направленность. Помощь семьям имеющим детей инвалидов.

Основные задачи

     Диагностическая: наблюдение за поведением ребенка во время репетиции, игры, свободного общения, а также в специально смоделированной ситуации (естественный эксперимент) дает объективный материал для клинической, личностной и семейной диагностики.

Помочь ребёнку отреагировать имеющиеся подсознательные аффекты и комплексы, облегчая перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект (куклу).

      Обеспечение автоматизации усвоенных раннее логопедических и психологических навыков за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.

Коррекция форм отклоняющегося поведения путем разыгрывания типичных конфликтных ситуаций взятых из жизни самих детей (смена ролей на противоположные, обсуждение эффективных и неэффективных поведенческих моделей, их положительное или отрицательное подкрепление может гармонически, без морализования сопровождаться анализом внутреннего содержания конфликта). Спрятавшись за ширму, говоря от имени куклы, закрывшись маской ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди, без травматического ущерба для психики. В качестве ведущего выдвигается мотив обретения на занятиях актерских навыков.

       Гармонизировать эмоциональную и нравственную сферу ребенка, актуализация зоны ближайшего развития личности (разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями, или специалистами центра, основанных на диагностических данных, делает личностное реагирование более зрелым).

       Способствовать творческой самореализации и обогащению социальными навыками. (Участие в работе кукольного театра компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах,.

Совершенствование предпосылок интеллекта.

Осуществление косвенного внушения правильного поведения, автоматизация усвоенных поведенческих навыков.

Организация занятий

     Занятия проводятся с группой из 4-6 человек 1-2 р. в неделю. Длительностью занятий 30-60 минут в зависимости от работоспособности детей. Пространство кабинета организовано таким образом, чтобы можно было свободно, плавно перейти от одного вида деятельности к другому (диагностика, работа с куклой, рисование декораций, репетиция песен и т.д.).

       Персонажи будущего спектакля расположены так, чтобы можно было свободно ими манипулировать.

     Необходимые декорации дополнительно выполняются детьми на занятиях по моделированию, кукольные персонажи шьются на занятиях по труду или вместе с родителями.

Правила проведения занятий

      Самое главное условие эффективности таких занятий – выработка желания добровольного участия в них детей и взрослых. Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, мною был придуман постоянный герой всех спектаклей – дракончик Памси. Чтобы занятия не были утомительны для детей, их структура в любой момент могла меняться. Первые занятия посвящены личностной и семейной диагностике. Во время диагностики выяснялось, как дети понимают определенные нравственные понятия: добро-зло, трудолюбие-леность и т.д. Им предлагалось взять любую куклу персонаж и наделить ее теми качествами, которые детям были менее понятны или наоборот хорошо понятны. Обыгрывая куклу, у детей возникали разные элементы сюжетов будущего спектакля. Несколько занятий уходило на сочинение и написание сценария спектакля, подбор героев.

        Детям давалась полная свобода для сочинительства, выбора героя, которого они хотели бы сыграть, заранее обговаривалась вся подготовка к спектаклю: рисование декораций, пошив кукол.

        Если ребенок отказывался, не желая играть предложенную ему роль, с ним заранее обговаривалось, что он всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Ребенку предлагалось все-таки попробовать.

        Кульминацией работы всегда являлась премьера спектакля с приглашением родителей, гостей, где сама ситуация вынуждала ребенка превозмочь эмоциональный барьер (участие в спектакле, выход на поклон, представление артистов перед зрителями), проявить эмпатию (вместе порадоваться своему успеху.

         Насыщенная положительными эмоциями игра с куклами, необходимость исправить “испорченный” характер (иначе свой собственный), позволяет обеспечить автоматизацию усвоенных поведенческих навыков.

         В любой сочиненной детьми сказке-спектакле, герой, преодолевая трудности и препятствия, все-таки достигает цели и побеждает. Победа – это преодоление себя, демонстрация решенной индивидуальной проблемы, способность оказать поддержку другому, удовлетворить свою потребность в оказании помощи другому, становясь от этого сильным и смелым, более уверенным в себе – этот факт помощи имеет важное терапевтическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в свои силы и формирование более позитивного отношения к себе.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!