ГЛАВА 2 Феномен донского казачества



Общая характеристика культуры. Обычаи и традиции

Просторы донских степей, плодородные почвы и благоприятный климат поспособствовали быстрому заселению Дона. Казаки селились в степи, они составляли свои казачьи становища и образовывали станицы. Большое значение на Дону имела хозяйственная производительная деятельность. При этом наибольшее развитие получили коллективные формы хозяйствования. Так всю полученную добычу казаки складывали, а затем делили поровну. Излюбленным занятием была охота, её называли гульбою, а также рыбная ловля.

Одним из основных занятий донцев было скотоводство, где большую роль играло коневодство. Казаки выращивали скот как самостоятельно, так и добывали его у неприятеля.

Кроме своеобразных природных условий жизни на формирование самобытной культуры влиял и военный уклад жизни. Так интересами ведения оборонительной и наступательной войны определялось возникновение казачьих поселений-городков и стругового флота. Кроме того воинским духом пропитана вся литература донского казачества, а в первую очередь устное народное творчество.

Высшим органом самоуправления являлся войсковой круг. Он определял не только военную, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. Члены войскового круга договаривались о месте поселения, принимали решение о помощи старикам, вдовам, сиротам и погорельцам. Там же поровну делили добычу и государственное жалование, новобранцев принимали в казаки. Таким образом, войсковой круг способствовал выработке своеобразного кодекса нравственности в среде донского казачества.

Издавна казаки занимались и торговлей. А за участие в покорении Астрахани и Казани Иван IV даровал казакам право беспошлинной торговли. Донские казаки поддерживали торговые отношения практически со всеми соседними странами и народами.

Культура донского казачества являлась составной частью русской культуры, так как в большей степени в казачество входил русские люди. Но при этом донские казаки наиболее тесно общались и соприкасались с соседними народами: татарами, украинцами, и некоторыми другими народами, относящимися к группе тюркских культур.  

Тесное общение с этими культурами отразилось и на своеобразии культуры донского казачества. Так у тюркских народов, горцев Кавказа и калмыков были переняты некоторые элементы костюма. У татар была позаимствована система скотоводства, оно было кочевым. Переняли от татар и вид седла. Седло по татарскому образцу было с деревянным ленчиком и высокими луками, с подушкой и сумами перемётными, вооружались казаки саблей и луком со стрелами. Влияние украинской культуры проявляется в фольклоре. Фольклор донских и запорожских казаков сходен использованием близких образов и сюжетов. К таким можно отнести образы Днепра Славутича и Дона Ивановича воды, которых помутнели от гибели сынов-казаков. Некоторые исследователи считают, что восьмигранная форма церквей, выстраиваемых на Дону, была заимствована у украинцев.

В культуре донских казаков прослеживаются элементы, свойственные и определённым регионам России. Так выявлены сходства с культурой Северо-запада Руси во внутреннем политическом устройстве. С этой же культурой схожи и некоторые черты характера, такие как отвага, свободолюбие, буйный нрав.

На Дону были распространены общерусские культы Николы угодника, святых Соловецких чудотворцев Засимы и Саватия.

Преемственность из других культур прослеживается и в языке. Так из тюркского языка перешли слова есаул, каторга, ясырь, аманат они мало употреблялись в других городах и уездах. Название праздничного платья донских казачек – кубелек – произошло от тюркского слова, что обозначало бабочка, мотылёк. А также кичка – головной убор казачек с двумя или четырьмя рожками; чулан – сени в доме и многое другое.

Вся специфика культуры донского казачества ярко выражается в традициях и обычаях. Там же находят отражение все элементы, привнесённые из других культур. Особенно обычаи проявляются в дни праздников. Так церковные праздники казаки отмечали совместно. В домах распевали псалмы и богатырские песни. На престольные праздники в станичной избе по обычаю устраивался общий обед. Куда несли всё, у кого что есть. Существовал и обычай приглашать на обед стариков.

На Рождество не обходилось без гаданий и колядок. Существовало множество разнообразных способов гадания. В некоторых станицах существовал такой рождественский обряд как «бабья каша». Он осуществлялся на второй день Рождества. У бабки-повитухи собирались те женщины, у которых та принимала роды. Повитуха варила кашу и угощала казачек в обмен на подарки.

Во время святок, например, никто не выбрасывал мусор из дома, также были запрещены и некоторые другие хозяйственные работы. Лишь на Новый год – 14 января – ранним утром мусор выносили и сжигали, обкуривая дымом сады.

Обряды в праздник Крещения были связаны, конечно, с водосвятием. Традиционно на реке делали над прорубью Иордань, куда ходили крестным ходом, чтобы осветить воду. На этом заканчивалось святочное веселье. Донцы ходили по улицам станицы и прощались друг с другом, просили прощения за все обиды и желали благополучия в новом году.

С особенным размахом праздновали масленицу, а затем и пасху. И там существовали свои нерушимые традиции. В пасху, например, все взрослые и дети участвовали во всенощной. Эта церковная службы начиналась после захода солнца и длилась всю ночь.

Существовало много обычаев и обрядов, связанных с рождением ребёнка. Так существовал обычай размывания руки. Через 6 недель после родов повитухе дарили платок, выражая тем самым благодарность за благополучный исход. Этим платком она вытирала руки, показывая окончательное вхождение младенца в жизнь, смывание ею греха первородности.

Конечно, кроме этого существовало множество других обычаев и традиций. Они были связаны с церковными и календарными праздниками, со сватовством и заключением брака, с проводами на службу, да и просто с повседневной жизнью.

На становление казачьей культуры, складывание обычаев и традиций оказали влияние православие, военный уклад жизни, а также контакты с другими культурами. Этническое своеобразие культуры донского казачества сложилось  и в том числе благодаря переплетению в ней элементов культур тех этносов, которые составили казачье сообщество на Дону. Повлияло на культуру и совместное существование православных и языческих представлений.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!