Языческие и христианские элементы мировоззрения



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)


Факультет архитектуры и дизайна

Кафедра культурологии

Дисциплина «Культурная антропология»

 

РЕФЕРАТ

на тему          Этническая специфика донского казачества и его статус в мире.

Выполнила

студентка ________________Никуличева Анастасия Александровна_________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель

работы студентак.п.н, доц.           ___________                                               Р. Р. Вахитова

(уч. степень, должность, подпись, дата, и.о. фамилия)

 

Автор работы

студентка группы №_______КЛ 1.16_____ .                        ___ ___________                  

(№ группы, дата, подпись)

Нижний Новгород – 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Донское казачество в истории России...............................................5

1.1 История возникновения и развития донского казачества.................5

1.2 Языческие и христианские элементы мировоззрения.......................8

ГЛАВА 2 Феномен донского казачества.........................................…...…........11

2.1 Общая характеристика культуры. Обычаи и традиции...............…..11

2.2 Статус донского казачества в мире………...................................…..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……17

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…..18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многочисленный народ, проживающий на берегах Дона, Кубани, Терека, Нижней Волги, Амура и некоторых других территориях издавна называл себя казаками. Казаки селились на окраинах государства и защищали его в тяжёлые годы. Поэтому казачество сыграло важную роль в истории России. На протяжении долгих веков казачество являлось универсальным родов войск. Позже сложилось несколько крупных сообществ, проживавших вблизи крупных торговых путей. Они расселились в низовьях Днепра, Дона, Волги. 

Донское казачество – самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на территории современной Ростовской и Волгоградской областей, а также Луганской и Донецкой областей. Их историческое название связано с рекой Дон. По своему национальному составу казаки являлись в основном русскими. Но также это был тот народ, который наиболее плотно общался с соседними культурами, преимущественно ближневосточными. Такое тесное общение было вызвано географическим положением, ведением торговли и другими факторами. Всё это привело к тому, что донское казачество стало обладателем не только славной истории, но и самобытной культуры, вековых традиций и обычаев. Донское казачество, являясь и частью русской культуры, представляет собой отдельный этнос с характерными, только ему присущими особенностями. Поэтому очевидна актуальность изучаемой темы.

Объектом исследования является этническая специфика донского казачества и его статус в мире.

Предметом исследования является культура и традиции донского казачества.

Целью работы является изучение этнической специфики донского казачества через изучение его истории и культуры.  

Задачами работы являются:

а. изучить историю донского казачества;

б. определить роль языческих и христианских элементов в мировоззрении и культуре;

в. дать общую характеристику культуры, а также изучить обычаи и традиции;

г. определить статус донского казачества в мире.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1 Донское казачество в истории России

История возникновения и развития донского казачества

Среди историков существуют споры на счёт того, кто такие казаки и когда они появились. И до сих пор нет единого ответа на эти вопросы. Одни историки были склонны полагать, что казачество возникло в XVI веке и им стали крестьяне, люмпены и некоторые разбойники, которые бежали из Центральной России и скрывались от царя на Дону. Однако у этой версии нет основательных доказательств, кроме казачьего фольклора и некоторых упоминаний в официальных документах.

Большинство же современных исследователей отвергают такую концепцию. Они считают, что казаки – это народность, которая образовалась в начале новой эры как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака и Приазовских Славян Метео-Кайсаров – с некоторой примесью Аланов[6]. Также они полагают, что история казачества насчитывает более двадцати веков, что подтверждается данными историков, географов и археологов.

У казаков было и своё государство, которое достигло расцвета в конце X века. До конца XIV века казаки выступали на стороне Золотой Орды. Они пользовались автономными правами и при этом сохраняли славянский язык, веру и имели свою Церковь. Но когда в Орде начались междоусобицы, казаки перешли на сторону Руси и приняли участие в Куликовской битве. Однако после этого татары заставили казаков покинуть территории степной части Дона. И лишь в XVI веке казаки решили вернуть свои земли. Казаки Верхнего Дона объединились с нагайскими и астраханскими казаками и вступили в борьбу с турками и ордынцами, тем самым вернули себе территории Нижнего Дона.

Позже образовались две казачьих республики –  на Дону и Нижнем Днепре. Московские князья поддерживали переселение казаков на Дон. Даже Иван Грозный отпустил многих казаков, которые служили у него, и в дальнейшем поддерживал их.

Когда же к власти пришёл Борис Годунов, всё изменилось. Он перестал высылать на Дон жалование, запретил беспошлинную торговлю и посещение казаками Московского княжества. Кроме того Борис Годунов отказался от казаков как защитников границ русской земли. Между Москвой и Доном он основал город Царёв Борисов с русским гарнизоном. В связи с этим в периоды смуты казаки поддержали Лжедмитрия. Но в 1613 году атаман Межаков оказался одним из тех, кто помог закончить смуту и возвести на престол Михаила Романова.

Казаки Центральной России были старообрядцами, поэтому после реформ патриарха Никона они хлынули на Дон. Стала образовываться новая прослойка – это были казаки бесхозяйственные, недовольные новой политикой государства и церкви. Пожалуй, главным противником нововведений стал Степан Разин. Но старожитные казаки не поддержали его, и после поражения Разина, они приняли присягу  государю. При этом казаки оставались автономными. Московские правители не могли назначать на Дон своих управителей, у них действовали свои законы, и цари не могли вмешиваться в экономическую и социальную жизни казачества.

Следующее восстание казаков произошло в годы правления Петра I. Из-за того, что он не хотел мириться с бегством крестьян на Дон, возникли некоторые разногласия, что привело к восстанию под предводительством Кондратия Булавина. Но после этого казаки-новоприходцы вернулись под власть государя, а на Дону остались лишь старожилы.

Зимой 1775 года на Дону утвердилось гражданское правительство, донские старшины получили права русского дворянства, началось социальное расслоение.

С 1709 года и до революции положение казачества практически оставалось неизменным. За исключением того, что в 20 годах XIX века военный министр А. И. Чернышёв потребовал подчиниться государственной власти. В результате пострадали борцы за казачьи права – атаманы А. Денисов и А. Иловайский. Атаманом всех казачьих войск был назначен наследник престола Александр, остальные атаманы стали назначаться. Земли донских казаков получили статус колонии с некоторыми признаками автономного управления. А в 1835 году вышло Положение об управлении Войском Донским, по результатам которого донское казачество становилось особым военным сословием. Был установлен точный срок службы, для казаков-дворян срок службы составлял 25 лет, а для рядовых – 30 лет. Также было ограничено право селиться на войсковых землях лицам не казачьего происхождения. Но при этом  за донскими казаками сохранялись все привилегии.

Вообще казачьи войска участвовали во всех битвах, значимых для судьбы русского государства. Они стали верными защитниками трона и избежали коренных изменений в гражданских правах.

Тяжёлые времена для казачества наступили с приходом революции и гражданской войны. Казаки продолжали жить замкнутыми общностями, избегали контактов с русскими и другими народами, при этом подчёркивали свою исключительность. В результате красные заняли территории Дона, и была провозглашена Донская Советская Республика, а вместе с тем новые законы. Дальше казаки боролись только за свою независимость, но крах казачьего сопротивления привёл к тому, что казачество было упразднено, запрещены всяческие атрибуты и искажена история.

В последующие годы отношение к казачеству менялось в лучшую сторону, и сейчас ведётся работа по его возрождению. Движение за возрождение Донского казачества неизбежно. Но существуют некоторые проблемы. Для этнического самоопределения необходимо по крупицам собирать культурное наследие предков. А пока возрождение казачества в том виде, в котором оно существовало на протяжении долгих веков невозможно.

 

 

Языческие и христианские элементы мировоззрения

 

В течение длительного периода формирования донского казачества на территории Дона стекалось большое количество людей разного вероисповедания. Для них было важно чувство личной веры, но при этом они жили по законам общинного братства. Именно состояние «Бога в душе» являлось изначальной чертой характера донского казака и гармонизировало его жизнь[2, с.241].

Несмотря на это традиции христианства сильны в казачьей жизни. Они формируют её основу. Так православие стало не просто верой, а фундаментом всей жизни казачества. Все наиболее значимые для человека события были связаны с церковью как то рождение, крещение, венчание и погребение. Соотносились также хозяйственный и церковный года – после Троицы косили сено, например, а после Рождества Богородицы убирали виноград и так далее. Кроме этого у донцев существовали и свои почитаемые чудотворные иконы – Аксайской Божьей Матери, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей Матери и других. Были и связанные с этим церковные обряды, например обряд проводов на службу. И благодарственный молебен по возвращении со службы.

Существовали и праздники, которые считались казачьими. К таким относились: Покров Пресвятой Богородицы, в память о взятии Казани; день Казанской Божьей Матери, в память об освобождении Москвы от поляков; День казачки – этот праздник приходился на Введение Богородицы во храм. Также существовали и особые дни поминовения предков. Так на Дону существовала Войсковая панихида. Она служилась в субботу перед Покровами Пресвятой Богородицы, сопровождалась выступлениями певческих хоров, воинскими состязаниями и трапезой.

Также на основе религии и православной веры выстраивались и взаимоотношения с другими народами. Так, например, если казаками хотели стать пленные, они должны были креститься, а если татары, башкиры или калмыки переходили к казакам добровольно, то они могли остаться и в своей вере. Известно, что частью донского войска становились и буддисты-калмыки. И всегда казаки воспринимали их как своих собратьев. Даже случалось, что члены одной семьи были приверженцами различных религий. Но казаки всегда уважали традиции и верования других народов.

Хоть православная вера и была главной составляющей жизни, но она хорошо уживалась с языческими представлениями. Составляя тем самым особое мировоззрение донского казачества. В рамках одной системы мировоззрения органично сливаются христианские и языческие элементы, иногда дополняя, а иногда противореча друг другу. Так, например, водяной, домовой и ведьма – чисто языческие представления сосуществуют с христианскими – господом, сатаной и чёртом. Также христианские персонажи могут служить классификаторами при интерпретации мифологических персонажей.

Встречаются косвенные, генетически восходящие к христианству наименования мифологических существ. Так, например косвенное название змея – чёрт, бес, нечистый дух – даёт представление о его происхождении. Христианские мотивы проявляются и при восприятии этого змея как одной из ипостасей чёрта. К ним можно отнести представления о том, что огненный змей боится младенцев, так как те непорочны и безгрешны. Всё это получило своё выражение в быличках.

Существуют и некоторые характеристики домового. Если его причисляют к нечистой силе, то считается, что домовой может нанести какой-либо вред человеку. Так этот образ включается в состав христианских персонажей, являющихся антиподами Бога. Но существует и другое восприятие – домовой не принадлежит нечистой силе. Это значит, что он будет оберегать и не причинит вреда. Сближение двух персонажей и проведение параллели между действиями домового и Бога и их одинаковая оценка становятся возможными благодаря осознанию общности их функции – наказание в случае нарушения какого-либо запрета [1].

Кроме того с Богом связывается и происхождение такого мифологического персонажа как домовая змея или уж. В донской традиции уж соотносится с понятием «святость».

Также на Дону существует культ дерева, который сохранился до сегодняшнего дня. Это культ груши-дички или, как её ещё называют, грушици. Это дерево всегда растёт перед домом и является к нему самым близким из всех остальных. Так дом оказывается как бы под охраной и защитой дерева. Вероятно, возникновение этого культа является отражением поклонения  адыгскому языческому божеству Сеозересу. Этот культ хорошо уживается с христианской религией. А Сеозерес воспринимается как защитник и покровитель человека, от этого то и появилась традиция высаживать перед домом грушу-дичку. Возникновение этого культа приходится ещё на дохристианский период и относится к первоначальному этапу формирования ядра культуры донского казачества.

Таким образом, можно говорить о том, что культура донского казачества формировалась под влиянием языческих и религиозных установок в мировоззрении. Чем объясняется самобытность и специфика культуры казаков.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!