Классический этап в развитии западного социологического знания: творчество Э. Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – франц социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни». Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том случае, если у нее будут собственные предмет и метод. Предмет социологии – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой соц феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:
1) соц факты являются внешними для индивидов;
2) соц факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;
3) устанавливаемые между соц фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что:
1) социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;2) она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к соц фактам.
|
|
Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что. Таким образом, в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в соц реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления:
1) принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);
2) давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.
Утрату ценностей он называл анемией. Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства:
1) эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;
2) анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;
3) альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;
4) фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.
Классический этап в развитии западного социологического знания: творчество М. Вебера.
|
|
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, основатель «понимающей социологии». В центре работы изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.
«Понимающая» социология Вебера : законы общества правильные, но каждый человек обладает собственным целепологанием. Постичь смысл человеческих поступков, которые осмыслены чел с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на др субъектов – задача социологии. Вебер пришёл к выводу, что ценности(моральные, политич, религиозн, эстетические) определяют направленность деятельности субъекта, а социолог сам исходит из определенной системы ценностей. По Веберу социальное действие – это действие сознательно осуществляемое индивидом и при осуществлении которого принимается во внимание ответное поведение других . В теории соц действия сущ концепция идеального типа – идеальная модель такого поведения, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.
Существует 4 основных идеальных типа соц действия по степени рациональности:
|
|
1. Целерациональное(в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели);
2. Традиционное(определяется традицией или привычкой);
3. Ценностно-рациональное(основано на вере в безусловную ценность определенного поведения независимо от его результата);
4. Аффективное(определяется эмоциональным состоянием индивида или аффектами). По мнению Вебера, наибольшей "очевидностью" отличается целерациональная интерпретация. Определенные "отклонения от нормального" недоступны человеческому пониманию и последующему объяснению в той же мере как другие процессы.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 640; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!