Классический этап в развитии западного социологического знания: творчество О. Конта.



Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе», или «учение об обществе». Впервые его употребил в 1839году французский ученый Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях - «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» - Конт высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

Социологическая теория Конта состоит из «социальной статики» и «социальной динамики». Основным фактором социальной динамики он считал духовное развитие. Конт пытался уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, как это делают естествоиспытатели. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. В своей работе «Курс позитивной философии» он переформулировал приводимые ранее Джамбаттистом Вико и Робером Тюрго три стадии истории познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух. Это стадии:

1. Теологическая, или фиктивная.

2. Метафизическая, или абстрактная.

3. Научная или позитивная.

Конт считал, что после того как человечество пройдет первые две стадии, оно перейдет к концепции позитивной науки. Критерии позитивности - познание законов, предвидение, практическое применение. Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой - к социальному устройству.

Но самое важное - то, что всоставленную им систему (классификацию) наук и их методов Конт наряду с математикой, механикой, астрономией, физикой, химией, биологией ввел социологию. Мало того, по мнению Конта, социология является самым сложным из элементов позитивной науки, чтобы заниматься ею, нужно усвоить все основные науки. Поэтому мы вправе считать Конта основателем социологии, так как именно он включил социологию в свой проект систематизациинаук и тем самым заложил основы для последующего академического закрепления статуса социологии как отдельной науки.

 

Классический этап в развитии западного социологического знания: творчество Герберта Спенсера.

 

Автор биологической концепции: общ-во рассматривается по аналогии с био организмами и их эволюцией. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеч. истории, а на том, почему происходят соц. перемены и почему в общ-ве возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (соц.). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи он обосновывает постулат, согласно кот-му изменения происходят в общ-ве по мере того, как его члены приспосабливаются к прир. или соц. среде.

Главная идея - процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и ф-ций общества.

Активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Он выступал не только против идей соц. революции, но и против каких бы то ни было соц. реформ, и даже против любого вмешательства гос-ва в обществ.жизнь. Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.

 

Классический этап в развитии западного социологического знания: творчество К. Маркса.

В XIX веке возникла и марксистская ветвь социологии, которая существует уже более 150 лет. К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895) сформулировали ряд идей на основе разработанного ими материалистического понимания истории. Они ввели понимание формационного (стадийного) развития общества, структурного построения каждого общества, состоящего из базиса (производственных отношений) и надстройки (политических, юридических, религиозных и философских взглядов). Кроме того, Марксом и Энгельсом была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества - пролетариат, буржуазия - и проанализированы все формы классовой борьбы.

Многие марксисты стали впоследствии определять исторический материализм как социологию, отличную от социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма. В целом, существует точка зрения, что именно возникновение исторического материализма стало главным стимулом для развития классической западной социологии в XX веке именно как альтернативы марксизму.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 683; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!