Тема № 22. Рэвалюцыйны уздым у Кітаі у 1919-1923 гг. Суньятсенізм.



Причины национальной революции:

К началу новейшего времени Китай был отсталой полуфеадальной и полуколониальной страной.

1.Помещичье землевладение в деревне,

2.Хозяйственная раздробленность,

3.Междоусобные войны за власть военных губернаторов (воз­главляли отдельные регионы Китая),

4.Колониальная политика западных государств и Японии,

5.Сохранение господства иност­ранного капитала

Прогрессивные силы Китая искали пути выхода страны из тяжелого положения.

Вождь национально-освободительного движе­ния в Китае - руководитель национальной партии (Гоминь­дан) Сунь Ятсен (1866—1925), возглавил военное правительство в 1917 г. (г. Гуанчжоу (Кантон)).                   

Став генералиссимусом, он объявил о начале Северного похода за объединение страны.

В 1917—1919 гг. Сунь Ятсен обосновал программу реформ, в основе ее лежали «три народных принципа», (1905 г.):

1. «национа­лизм» -свержение цинской династии и возвращение власти китайскому (ханьскому) правительству.

2. «демократизм» (или «народовластие») - установление в стране после свер­жения монархии буржуазно-демократической республики.

3. «народное благоденствие- справедливое решение аграрного вопроса.

После 1917 г. Сунь Ятсен разработал новое содержание этих принци­пов:

1.«национализм» - получение независимости от Запада, возрождение и объединение нации, достижение высокого уровня развития стра­ны. По мнению Сунь Ятсена, 400-миллионная китайская нация являлась самой великой и цивилизованной в мире. Она имела самую древнюю исто­рию, самые высокие моральные принципы и духовные качества.

Возродив древние ценности и национальный быт, китайцам следовало, согласно принципу национализма, использовать научно-технические дости­жения Запада и модернизировать экономику страны. Сунь Ятсен ставил перед Китаем задачу через десять лет догнать и перегнать по уровню эконо­мического развития Европу и Америку. Его идея о необходимости ускоренно­го прогресса — «большого скачка» — сыграла заметную роль в новейшей истории Китая.

2. «демократизм» —установление республиканского строя- пять ветвей власти: исполнительная, законодатель­ная, судебная, экзаменационная и контрольная. Народу предоставлялись четыре права: избирать, отзывать депутатов, выступать с законодательной инициативой, проводить референдум. Сунь Ятсен считал, что на пути к пол­ной демократии страна должна пройти периоды военной и партийной (го-миньдановской) «опеки» над народом.

3.принцип народного благоденствия — ограничение помещичьего земле­владения, наделение бедных крестьян землей («каждому пахарю — свое поле»). В промышленности намечалась широкая национализация предприятий, вытеснение частного капитала и установление «госу­дарственного социализма». Мелкая част­ная собственность сохранялась.

Незадолго до смерти Сунь Ятсен сформулировал политическое завещание в виде

3 установок:

- дружба с CСCP,

- сотрудни­чество с Коммунистической партией Китая,

- опора на народные массы.

Вывод: Суньятсенизм стал основной идейно-политиче­ской предпосылкой национальной революции.

04.05.1919 г. демонстрация пекинских студентов - против передачи Японии по условиям Версальского договора провинции Шаньдун (бывшая немецкая колония). «Движе­ние 4 мая» стало началом активной борьбы Китая за нацио­нальную независимость.

В 1924 г. на юге Китая в городе Гуанчжоу прошел I съезд Гоминьдана, на котором в его состав была принята созданная в 1921 г. Коммунистическая партия Китая (КПК). Однако целиэтих партий были разными:

- Гоминьдан боролся за будущее Китая на основе «трех народных принципов»,

- КПК ставила перед собой совершенно нереальные в тот период задачи — подготов­ку социалистической революции, захват власти и строительство социализма.

Большую поддержку Гоминьдану оказал СССР. Сотни китайцев получи­ли военное образование в Советском Союзе, при его помощи была образова­на военная школа на юге Китая. СССР послал в Китай своих военных советников. Главным военным советником Сунь Ятсена был В. К- Блюхер. С помощью СССР на юге Китая была создана военно-революционная база Гоминьдана и КПК, что стало важной военно-политической предпосылкой революции.

 

Тема № 23 Нацыянальная рэвалюцыя уКітаі. Гаміньданаўскі рэжым.

Национальная революция 1925—1928 гг. Толчком к революции стало убийство японцем китайского коммуниста, рабочего текстильной фабрики Шанхая. По призыву КПК 30 мая 1925 г. шанхайские студенты вышли на антиимпериалистическую демонстрацию. Полиция, охранявшая междуна­родный квартал, расстреляла мирное шествие. После этого в Китае нача­лась национально-демократическая революция.

Гоминьдан как самая массовая и влиятельная политическая партия в стране возглавил революцию и объявил уже существовавшее правительство в Гуанчжоу национальным. Была сформирована также Национально-революционная армия (НРА). С помощью НРА Гоминьдан и КПК устано­вили свою власть на юге Китая и стали готовиться к проведению так называемого Северного похода. Он начался в июле 1926 г. Во время похода по плану, разработанному В. К. Блюхером, были разгромлены силы мили­таристов в центре и на севере Китая, выступавшие против объединения страны.

Во время Северного похода обострились противоречия между КПК и Гоминьданом. Это привело к выступлению правых гоминьдановцев против КПК в марте 1926 г., а в апреле 1927 г. — к военному перевороту. Его возгла­вил один из лидеров Гоминьдана, командующий НРА Чан Кайши. Он опасал­ся усиления влияния КПК в революции. Летом 1927 г. в Китае началась гражданская война между коммунистами и гоминьдановцами. В этих сложных условиях НРА продолжила Северный поход, и летом 1928 г. значительная часть Китая была объединена под властью Гоминьдана. Главная задача рево­люции была выполнена.

Гоминьдановский Китай в 1928—1939 гг. К 1935 г. Чан Кайши уда­лось утвердить режим Гоминьдана в большинстве провинций страны. Была начата работа по развитию национальной промышленности, поощрялись фермерские хозяйства в деревне, осуществлялось государственное плани­рование и регулирование экономики. Но главными факторами, препятство­вавшими экономическому росту, стали гражданская война и япон­ская агрессия против Китая.

Летом 1930 г. КПК выдвинула план захвата власти путем штур­ма городов Красной Армией, организации восстаний и диверсий. По этому плану СССР и Монгольская Народная Республика (МНР) должны были ввести войска в Маньчжурию и вступить в войну с Японией. Это стало бы началом нового этапа мировой револю­ции. Коминтерн осудил такую путчистскую тактику КПК.

В 1931 г. коммунисты провозгласили образование Китайской Советской Республики (КСР) с центром в городе Жуйцзине (про­винция Цзянси). Правительство КСР возглавил Мао Цзэдун. В республике был установлен режим красного террора и военного коммунизма.

КПК продолжала бороться против Гоминьдана. Чан Кайши в свою оче­редь в 1930—1934 гг. провел пять походов против советских районов, в которых власть находилась в руках коммунистов. Красная Армия во главе с Мао Цзэдуном в октябре 1934 г. вырвалась из кольца гоминьдановских войск и, пройдя более 12,5 тыс. км, вышла на север Китая, где она могла получать помощь из СССР. Этот «великий поход» завершили лишь около 10 тыс. красных солдат. На севере Китая при участии СССР была создана новая революционная база КПК.

Япония воспользовалась трудным положением Китая и в 1931 —1932 гг. захватила Маньчжурию. Японцы провозгласили марионеточное, якобы не­зависимое государство Маньчжоу-го во главе с последним китайским импе­ратором Пу И. В 1937 г. Япония развязала новую войну против Китая. Захватчики учинили варварские расправы над мирным населением. Осо­бенно жестокой стала резня жителей города Нанкин, в ходе которой погибло 300 тыс. чело­век. К осени 1938 г. Япония захватила основные центры Северного, Центрального и Южного Китая.

В 1928—1931 гг. Советский Союз враж­дебно относился к гоминьдановскому Китаю. Чан Кайши выступил против нарушения СССР принципа равенства управления Китайско-Во­сточной железной дорогой (КВЖД) согласно советско-китайскому договору 1924 г. В 1929 г. произошел вооруженный конфликт на КВЖД между СССР и Китаем. Однако после того как Япония захватила Маньчжурию, СССР и Китай в 1932 г. восстановили дипломати­ческие отношения.

Японская угроза Китаю и СССР заставила Коминтерн и совет­ское правительство искать пути примирения КПК и Гоминьдана. Когда в конце 1936 г. Чан Кайши был арестован союзниками ком­мунистов в городе Сиань, в сложившуюся ситуацию вмешался И. В. Сталин. От имени Коминтерна была послана телеграмма с целью склонить Гоминьдан к союзу с КПК и к совместной борьбе с Японией при условии сохранения жизни Чан Кайши. Предложе­ние Сталина было принято, и в 1937 г. был образован единый нацио­нальный антияпонский фронт, а бывшая Китайская Советская Республика стала именоваться Особым районом Китая. КПК и Гоминьдан стали вести совместную борьбу против Японии. СССР в 1937 г. заключил договор с Китаем, согласно которому режим Чан Кайши получил значительную финансовую и вооруженную поддержку со стороны Советского Союза.

С конца 1920-х гг. в Китае начал складываться маоизм, или «китаизированный марксизм», в основе которого лежала идея уско­ренного построения социализма с китайской спецификой. Уже тогда Мао Цзэдун выдвинул тезис об особой роли китайского крестьянства и созданной в деревне Красной Армии в процессе борьбы за социализм. Лозунг «Винтов­ка рождает власть» стал широко применяться в советских районах Китая.

Чан Кайши (1887—1975)

Генералиссимус, главнокомандующий НРА, Чан Кайши окон­чил военные академии в Китае и Японии. Еще в годы учебы познакомился с идеями Сунь Ятсена. Получив хорошую во­енную подготовку, Чан Кайши стал генералом и одним из лидеров Гоминьдана. В 1923 г. он посетил СССР, где изучал военный опыт Красной Армии и вел переговоры с руковод­ством Советского Союза. В 1926—1927 гг. Чан Кайши вы­ступил против курса КПК на превращение национальной де­мократической революции в социалистическую. Это привело к разрыву союза между КПК, Коминтерном и Гоминьданом. В борьбе против КПК Чан Кайши стал опираться на поддержку США и Германии, которые присылали ему группы военных советников.

 

Тема № 24 Індыяу 1918- 1939 гг. Гандзізм.

Революционный подъем 1918—1922 гг. Подъем национально-осво­бодительного движения в Индии был вызван колониальной политикой Анг­лии, обнищанием и обезземеливанием крестьян, массовым голодом.

Стремясь нейтрализовать борьбу индийцев за независимость, англий­ские колониальные власти стали разрабатывать план реформ для Индии. Новый законопроект об управлении Индией предусматривал выборы де­путатов в парламент и расширение круга избирателей. Однако англий­ские власти сохранили за собой право вето на решения парламента и имели возможность арестовать любого оппозиционера. Индийский на­циональный конгресс (ИНК) осудил проект реформ. По всей Индии в 1919—1922 гг. состоялись массовые выступления за национальную независимость.

Духовным лидером борьбы индийцев против английской колониальной политики стал М. К. Ганди. Он решительно требовал отказаться от устарев­ших догм индуизма, чтобы на новой духовной основе сплотить индийское общество и усилить борьбу за освобождение страны от британского господ­ства. Ганди выступил за безусловное равенство каст. Он считал, что Бог предстает перед человеком в виде Истины, для познания которой люди дол­жны соблюдать принцип ахимсы — непричинения духовного или физиче­ского вреда всему живому. Ганди отстаивал положение о непротивлении злу насилием. Поэтому ему были близки взгляды Л. Н. Толстого, которого он называл своим учителем.

С ахимсой был тесно связан и другой путь духовного совершенствова­ния — принцип страдания и сострадания. Человек не может быть счастлив, если страдают или обижены другие люди, учил Ганди. Ахимса и сострадание являются основой любви человека к живому миру и прежде всего к другим людям, в том числе к преступникам и врагам. Ганди отмечал, что нужно отделять человека от его поступка. Плохие дела и преступления людей сле­дует осуждать, но человека надо только любить и уважать.

Непременным условием духовного роста человека, согласно учению Ганди, являлся отказ от чрезмерного накопления собственности, материальных благ, а также ограничение мирских желаний и страстей. Только духовное и нравственное обновление людей может стать основой для достижения неза­висимости Индии и создания в будущем общества благоденствия. Основным методом завоевания независимости страны Ганди считал сатьяграху (упорство в истине) — мирную борьбу против английского господства в Индии.


Сатьяграха проявлялась в двух формах — нена­сильственном несотрудничестве с колониальны­ми властями и гражданском неповиновении.

В апреле 1919 г. во время общеиндийской сатьяграхи произошли волнения и стычки с анг­лийскими войсками. Власти ввели военное по­ложение и расстреляли мирный митинг протеста в городе Амритсар. Было убито около тысячи че­ловек. Расстрел положил начало революцион­но-демократическому подъему. По всей Индии прошли массовые волнения крестьян и рабочих. ИНК объявил бойкот выборов в парламент. Ганди дружелюбно относился к СССР, но отвергал марксизм и не одобрял идею диктатуры пролетариата. В то же время Индия, по мысли Ганди, должна была пока­зать миру пример избавления от бед, кото­рые несла с собой западная цивилизация. Он призывал немедленно отказаться от ве­дения войн и насилия, прекратить без­удержную индустриализацию.

Гандизм в 1918—1939 гг. стал духов­ной и политической основой националь­но-освободительной борьбы в Индии и официальной идеологией Индийского национального конгресса — общенародной национальной партии, ру­ководителем которой был Ганди. Начиная с 1919 г. он несколько раз проводил массовые общенациональные сатьяграхи против колониаль­ных властей.

В 1922 г. произошли кровавые столкновения населения с полицией. Ганди осудил насильственные действия и прекратил акции гражданского неповиновения. Революционный подъем 1918—1922 гг. закончился.

Против ненасильственных, мирных форм борьбы выступили индийские коммунисты во главе с М. Н. Роем, который полагал, что Индия созрела для социалистической революции.

Новый подъем борьбы за независимость страны в конце 1920-х — 1930-е гг. В 1927 г. левое крыло ИНК во главе с Дж. Неру впервые в исто­рии конгресса добилось принятия резолюции о борьбе партии за достиже­ние полной независимости Индии. По решению ИНК 26 января 1930 г. был отмечен День независимости. Индийцы по всей стране давали клятву бороться за осво­бождение родины.

В марте 1930 г. Ганди опубликовал основные требования ИНК к Англии и объявил о начале новой кампании граж­данского несотрудничества. ИНК отказал­ся участвовать в конференции «круглого стола» в Лондоне осенью 1930 г. В марте того же года Ганди и его сподвижники от­правились на берег Аравийского моря («соляной поход») и стали выпаривать соль из морской воды, нарушая соляную монополию англичан и отказываясь от уплаты соляного налога. Вся Индия поднялась на мирный бунт. Англичане перешли к массовым репрессиям против демонстрантов. Было арестовано около 100 тыс. человек, в том числе и сам Ганди. Массовые выступления индийцев против английского господ­ства продолжались до лета 1933 г. Коммунистическая партия Индии (осно­вана в 1925 г.) не поддержала гандизм, политику ИНК и сатьяграхи 1930—1933 гг.

В 1933 г. ИНК прекратил кампанию несотрудничества. На парла­ментских выборах 1934 и 1937 гг. конгресс одержал убедительную побе­ду и возглавил большинство провинциальных правительств. В 1935 г. был принят Закон об управлении Индией, который стал новой конститу­цией Индии, прозванной самими индийцами «рабской». Выступления против конституции способствовали подъему национально-освободитель­ной борьбы


Тема № 25 Нацыянальная рэвалюцыяу Турцыі. Рэформы кемалістау.

Национальная революция в Турции1919—1923 гг.

Первая мировая война закончилась для Османской империи полным поражением. 30.10.1918 г. – перемирие (Турция лишалась захва­ченных ею арабских земель, распускалась ее армия, Стамбул оккупировался Англией). Антанта устанавливала контроль над проливами и планировала разделить Турцию. В мае 1919 г. греческие, итальянские и французские войска заняли ряд важнейших регионов Турции. Возникла угроза потери независимости страны.

В ответ на диктат Запада и бездеятельность султана и его правитель­ства развернулась освободительную борьба в Анатолии в 1918—1923 гг. возглавил генерал Мустафа Кемаль. Создавались общества «Защиты прав»,

На выборах в парламент в конце 1919 кемалисты получили большин­ство голосов. Палата депутатов при­няла Национальный обет — тор­жественную декларацию независимо­сти Турции. В ней содержались требования создания национального государства и вывода иностранных войск из Турции. Ответом англичан на Национальный обет стал роспуск пар­ламента.

март 1920 г.

союзники Антанты

Оккупировав Стамбул, разогнали палату депу­татов в Стамбуле, которая приняла «Национальный обет», воспроизводивший решения Сивасского конгресса.

Мехмед VI (1918-1922)

Направили против сил ВНСТ «халифатскую армию» для восстановления своей власти в стране. Однако скоро стало ясно, что она не оправдывает надежд ее организаторов.

Греческая армия

Заняли Восточную Фракию, значительную часть Западной Анатолии. Полагая, что с вооруженным сопротивлением ту­рок покончено

Итог:

Севрский мирный договор – август 1920 г. – официально закреплял раздел Турции.

 Турция как самостоятельное государство фактически прекращало свое существование.

Англия

Франция Италия Греция Армения

 юго-восток предполагалось создание, под протек­торатом Англии курдского государства - тер. Ирака.

Территория Сирии Северо-восток страны
             

1.Кемалисты в 1920 г. созвали Ве­ликое национальное собрание Турции и создали Временное правительство.

2.Разбили иностранные войска и доби­лись ликвидации условий Севрского мира 1920 г., по которому территория Турции делилась между странами Ан­танты — победителями в Первой ми­ровой войне.

3.Кемаль в 1923 г. стал президентом Турецкой республики, границы которой были определены Ло­заннским договором между Турцией и Антантой.

1

Временное правительство

Парламент. Конституциявременная(до 1924 г.)

22.04. 1920 г.

Сивасский конгресс- Пред­ставительный комитет. Глава М. Кемаль. Выполнял фун­кции временного правительства. Созыв в Анкаре - Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ). ВСНТ провозгласил себя единой законной властью в стране. Закон ВНСТ № 85 «Об основных организациях». Временной конституция Турции: 1.Верховная власть без всяких ограничений принадлежит нации. 2.Вся полнота законодательной и исполнительной власти передавалась ВНСТ, а от имени парламента — его правительству.
Антанта
В марте 1921 г. началось новое наступление греческих войск. Летом греческие части дошли почти до Анкары. Вавгусте 1922 г. - турецкая армия нанесла решающее поражение греческим войскам и заставить его покинуть территорию Анатолии.
Признание «новой Турции»: 1.Результаты военных действий 2.Не поддержка планов большевиков по созданию альтернативной мировой системы.

2

Цель – противостояние Англии

Советская Россия – сближение Турции
1. В июне 1920 г. Совнарком РСФСР заявил о своем признании правительства ВНСТ. Между Москвой и Анкарой были установлены диплома­тические отношения. Военная помощь из Советской России и утвер­ждение власти большевиков в Закавказье еще больше убедили Кемаля в правильности его внешнеполитического курса. 2. 16 марта 1921 г. в Москве между ВНСТ и Советской Россией был подписан договор «О дружбе и братстве между РСФСР и Турцией».

Лозаннская конференция.

Цель: урегулирование отношений Турции со странами Антанты (ноябрь 1922 — июль 1923)

турецкая делегация во главе с ближайшим сорат­ником М.Кемаля Исметом Иненю (1884—1973) сумела добиться глав­ного — международного признания Турции как независимого государства в территориальных границах, определенных «Нацио­нальным обетом».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!