Почему политическая философия не может до сих пор создать развитую теорию насилия?



Оппозиция разум-насилие --- Философия как артикуляция Разума способна дать (с той или иной степенью достоверности) теорию его развития и строения, т. е. того, как происходит подавление насилия. Но в этой теории подавления насилие всегда будет лишь чем-то вытесняемым, предполагаемым и в то же время ускользающим.

Но все же возможно ли как-то иметь с насилием дело «напрямую»,как-то теоретически ухватить его? Этим занимается постмодернизм - способом достичь улавливания насилия выступает деконструкция самого Разума. Таким образом удается, конечно, открыть всеприсутствие насилия и его конституирующую роль в отношении всего — от языка до любого общественного института, но эффект вытеснения и ускользания остается и даже, так сказать, удваивается. Есть ли другие возможности уловить насилие? Я полагаю, что да, и пятый тип определений насилия, пожалуй, свидетельствует об этом. Такая возможность открывается, когда Разум сопрягается не с ускользающим Насилием, а с покоящимся Господством. Но такое сопряжение Разума и Господства никак не может быть осмыслено умозрительной философией, стремящейся стоять на «точке зрения вечности». Оно создается таким специфическим контекстом, как революции нового времени, и познается в форме герменевтики революций. Умонастроения же правого или «лево-разочарованного» консерватизма, а также морализирующего либерализма, относящиеся к этим событиям как к музейным экспонатам, а не к живому в настоящем или достойному жить в настоящем прошлому, делают

герменевтику революций невозможной. А без нее в очередной раз наступает «конец истории».В условиях же такого «конца» насилие ускользает окончательно и обнаруживает себя только в совершенно дегенеративных формах

террора и контртеррора, преступности низов и коррупции верхов.

Зигмунд Бауман «Текучая современность». СПб.: Питер, 2008.

Что значит быть современным, по Бауману? Чем нынешняя форма современности отличается от предыдущих?

Действитель­ность должна освободиться от «мертвящих объятий» своей собствен­ной истории, — и это достигалось лишь путем «плавления твердых тел» (то есть по определению растворением того, что продолжает су­ществовать определенный период времени и не собирается изме­няться или обладает иммунитетом к его течению). Это стремление, в свою очередь, вызывало «профанацию священного»: развенчание прошлого и отречение от него, и прежде всего от «традиций», а именно того, что осталось от прошлого в настоящем.

Современность многозначна, и ее наступление и продвижение могут быть отслежены с помощью многих и различных маркеров. Тем не менее в качестве возможного «отличия, определяющего различия», выделяется одна особенность современной жизни и ее течения — ключевая особенность, из которой вытекают все другие характери­стики. Эта особенность — изменяющиеся отношения между простран­ством и временем.

Современность начинается, когда пространство и время отделены от жизненной практики и друг от друга, и поэтому их можно пони­мать как различные и взаимно независимые категории стратегии и действий, когда они уже не являются, как это было в течение дол­гих столетий, тесно связанными между собой и поэтому едва разли­чимыми аспектами жизненного опыта, скрепленными устойчивым, очевидным и неразрушимым взаимно однозначным соответствием.     


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!