Некоммерческая и коммерческая сферы культуры: общее и особенное.



В современных условиях коммерческая деятельность становится неотъемлемой составной частью технологического процесса. Она осуществляется не путем вмешательства в художественный процесс, а путем создания условий для его протекания через экономическую поддержку тех культурно-досуговых структур, которые реализуют целесообразную политику, задание правил взаимодействия разных структур (школ, направлений, движений) в обществе и, наконец, выращивание новых (альтернативных существующим) субъектов культурно-досуговой деятельности.

Коммерческая деятельность учреждения культуры определяется личностными, производственными и общественными целями коллектива. Она может стать целенаправленным процессом, вытекающим из потребности общества, если будет плановой, целесообразной, обеспечивающей творческую раскрепощенность всех членов коллектива, и выступать как саморегулирующаяся подсистема, сохраняющая свою целостность и качественную определенность благодаря способности обеспечить функционирование творческого процесса.

Одной из задач коммерческой деятельности учреждений культуры является широкое и повсеместное использование целевых культурно-досуговых программ, ориентированных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения. Учитывая, что достигнуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть просчитаны творческие, экономические и организационные возможности коллектива учреждения культуры. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессиональных работников культуры с населением.

Предпринимательство, меценатство и спонсорство в сфере культуры.

Проблемы спонсорства, благотворительности и меценатства заключаются прежде всего в отсутствии государственного поощрения и поддержки меценатов и спонсоров, в отсутствии законов о меценатстве и спонсорстве, а также, путанице этих понятий, а путаница эта, в свою очередь, вызвана отсутствием необходимых законов и неграмотного разграничения российскими предпринимателями корыстных, деловых, выгодных для бизнеса поступков и крайне важной, но отнюдь не прибыльной деятельности.

Спонсорство представляет собой один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиции. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство.

Более точно в содержательном смысле выглядит следующее определение спонсорства: Спонсорство (лат. spondee—ручаюсь, гарантирую)—это, как правило, деятельность юридических лиц и основано (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией, с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.

Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.

Не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что она является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития, то есть защищает от излишнего вмешательства государства в культурный процесс. Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. Так, спонсорство в сфере культуры является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию.

Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором стоит задача—определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли начинающий творческий коллектив или популярный. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и так далее.

Меценатство и благотворительность в своей основе имеют нравственные ценности, отражающие стремление к справедливому социальному устройству, к гуманности, гармонии, и консолидации в обществе, и их появление возможно при наличии высокой культуры предпринимательства. Однако следует четко разграничивать понятие спонсорства и меценатства, поскольку спонсор, в отличие от мецената, преследует коммерческую цель - получение прибыли, его выбор рационален, для него необходима личная известность, реклама банка и его марки, привлечение новых партнеров и клиентов. Меценатства и благотворительность имеют в своей основе получение не коммерческой выгоды, как спонсорство. Они влияют на эффективность предпринимательства косвенным образом. Меценатство и благотворительность, как бизнес-коммуникации, имеют в своей основе гораздо сложную мотивацию ее использования. Чем выше культура предпринимательства, чем чаще выступает в качестве мецената, продвигающего свою философию, свою миссию по отношению к обществу.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1055; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!