Формирование культурных потребностей различных групп населения средствами социокультурной деятельности.



Социально-культурные технологии представляют собой совокупность средств, форм, методов социально-культурной деятельности, используемых для достижения целей воспитания. Существует понятие культуротворческой технологии и ее видов – технологий художественно-творческой и художественно-развивающей деятельности, различными исследователями отмечено их позитивное влияние на формирование культурных потребностей через вовлечение личности в процесс непрерывного культурного просвещения, создание ценностей культуры, последовательное формирование духовно-эстетических чувств и идеалов, стимулирование социально-культурной активности.

Культуротворческие технологии широко используются в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений для достижения планируемых результатов обучения и воспитания. Их востребованность объясняется ростом интереса к использованию системного подхода в педагогической среде и его эффективностью в воспитании подрастающего поколения, а также необходимостью социально-культурного партнерства субъектов педагогического процесса.

Использование культуротворческих технологий социокультурной деятельности создает благоприятные условия в школе, в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, а также домами культуры, общественными организациями для разработки методик содержательной организации детского, подросткового, молодежного досуга, направленного на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Следовательно, культуротворческие технологии – это универсальные формы педагогического воздействия, занимающие одно из важных мест в формировании культурных потребностей не только школьников, но и других групп населения. Они могут являться основой организации содержательного досуга в рамках школы, их применение характеризуется тесным творческим сотрудничеством детей и взрослых, объединением их единой альтруистической целью.

Формирование культурных потребностей различных групп населения представляется возможным средствами СКД. К средствам СКД относится:

1) Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

2) Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

3) Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

4) Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

5) Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

Таким образом, средства СКД - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей в условиях свободного времени.

Рассмотрев основные подходы к формированию культурных потребностей различных групп населения средствами СКД мы определили сущность данной системы. Она представляет собой процесс планомерных культурных воздействий на население, как ценностное интегративное личностное образование направленное на формирование культурных запросов и потребностей

Основные этапы исторического развития культурно-досуговой деятельности в процессе социодинамики культуры.

Свободное время человека, а также его занятия, которые относятся к культурно-досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а сформировались исторически. Члены первобытного общества (40 — 35 тыс. лет назад) не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо формирование зрелых социальных отношений (общественное производство, социальная стратификация, правовая и политическая практика), которых в первобытном обществе либо не существовало, либо они не приобрели отчетливых форм.

В первобытную эпоху постепенно зарождается активный отдых — различные игры, состязания в ловкости и силе. Подобные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были включаться и дети, и взрослые. Эти занятия стали первичными формами досуга.

В ходе антропосоциогенеза возник особенный вид коллективной активности — праздник, когда в общественной психологии и индивидуальном сознании людей происходили конструктивные сдвиги. Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значимого успеха: удачной охоты, спасения от природных катаклизмов, победы над врагом. Люди испытывали естественную радость, стремились быстрее забыть о пережитом, снять стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включались в коллективные игры и активный процесс общения. Если событие повторялось систематически, то праздник становился традицией.

Отдых, свободное время и досуговые занятия в Древнем мире.

В обществах Древнего мира стали формироваться государственно-правовые отношения. Возникла частная собственность, имущественное расслоение, институт семьи. Интенсивно растут городские поселения. В городе появляется множество новых занятий и профессий, связанных с письменностью, государственным управлением и правовой деятельностью. Деятельность горожан стала приобретать формы духовной активности. Среди привилегированных слоев населения появлялись нетрадиционные формы досуга.

Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняются дома, и те, которые проходят в общественных местах на городской улице.

Женщины проводили свободное время дома и использовали его на любительские занятия — занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно передавали детям фольклор. Мужчины личное свободное время могли проводить как дома, так и вне его — на охоте, в публичных местах, в путешествиях.

Рождаются профессии, представители которых заняты развлечением богачей в свободное время или трудятся в области художественных ремесел, искусства, философии. А также появляются специалисты, занятые организацией общественных праздников и развлечений большого количества людей.

Досуговые занятия в средние века (V—XIV вв.). В этот период в основных регионах мира продолжали существовать патриархальные формы жизнедеятельности и проведения досуга. Постепенно появляются инновационные экономические, общественные, художественные, культурно-досуговые формы.

В деревнях и, меньше, в городах хорошо сохранился пласт народной смеховой культуры, своими корнями уходящий в античность. В средневековье пользовались признанием фольклорные формы (мифы, легенды, сказки, народный юмор). И горожане, и жители деревень отмечали календарно-обрядовые, трудовые, семейные праздники.

Качественные изменения в основных сферах жизнедеятельности людей и характере досуга в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.), Новое (XVII—XIX вв.) и Новейшее время (XX—XXI вв.).

Досуг приобретает для человека огромное значение — в течение небольшого промежутка времени он должен компенсировать издержки интенсивного труда, растущее физическое и эмоциональное напряжение.

Появление у работников фиксированного свободного времени не только в конце дня или недели, но и отпуска позволяет эффективно использовать свободное время в течение всего года на восстановление сил, общение с близкими людьми, развлечения. Все это создает предпосылки для роста в экономике масштабного сегмента сервиса — сферы рекреации и досуга, игровой деятельности и развлечений.

Небывалое распространение получают виды и жанры массового искусства. Вместе с массовой культурой и искусством приходят глобальная коммерциализация и дегуманизация художественной и досуговой практики.

В XX в. на основе массового искусства и благодаря новым техническим возможностям чрезвычайно быстрыми темпами развивается индустрия развлечений. Возникают и развиваются кино, эстрадные шоу, аудиовизуальная культура, компьютерные игры, развлекательные и тематические парки. Индустрия развлечений дополняется игорным, ресторанным, художественным и модельным бизнесом. Особую нишу в индустрии развлечений в ХХ в. занимает такое сложное по структуре и продолжительное досуговое занятие, как туристическое путешествие.

Время досуга, проводимое в домашней обстановке, уменьшается, а доля досуговых занятий в общественных формах растет.

Культурно-досуговая деятельность на современном этапе. В конце ХХ в. в развитых странах стали проявляться признаки постиндустриального общества. Его динамика определялась не индустриально-массовым производством, а наукоемкими информационно-компьютерными технологиями, развитием услуг в социальном и культурно-досуговом сегментах сервиса. Информационная революция приводит к формированию единого культурного пространства, наступает эпоха плюрализма и полистилизма.

Подобная системная трансформация, разумеется, накладывает отпечаток на проведение человеком свободного времени. Формируется глобальная инфраструктура индустрии досуга и культурно-досуговой деятельности с ее отличительными параметрами. Особое место во взаимодействиях последней трети XX в. начинают занимать компьютерные сети, позволяющие осуществлять децентрализованное общение миллионам людей в режиме реального времени. Отражением глобализационных процессов служит развитие индустрии глобального туризма.

Постиндустриальное общество меняет соотношение между рабочим и свободным временем в сторону увеличения объема последнего. В основе этого явления лежит ряд причин. Во-первых, индустриальное и постиндустриальное общество постепенно отчуждают человека от труда.

Постиндустриальное общество, помимо диспропорций между производственным и досуговым временем, несет более серьезные издержки социально-культурного и духовного плана. Динамичное развитие техногенной цивилизации приводит к кризису самого человека. Современный темп жизни, высокая насыщенность искусственной среды техникой, распространение бездуховности создают неблагоприятные условия для семьи и отдельного человека. Социологические исследования подтверждают, что люди испытывают общую духовную дезориентацию, например, деформируется потребность в супружеских отношениях и детях. Досуг в таких условиях может приобрести значение суррогатного отдыха, которое не оздоравливает, а еще больше разлагает общество. Если в различных традиционных культурах существуют социальные механизмы, позволяющие человеку преодолевать временную душевную опустошенность, чувство утраты смысла жизни, то постиндустриальное общество не имеет надежной опоры, чтобы помочь человеку.

Тенденции дегуманизации досуга в настоящее время свойственны в большей степени развитым в экономическом отношении странам. Однако, многие развивающиеся государства смогли успешно провести модернизацию экономики, сформировать современный уклад жизни населения, когда традиционные и современные нормы досуговой деятельности органично интегрированы друг в друга.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!