Виды воспитания. Классификация видов воспитания с содержательной точки зрения. Междисциплинарный подход к воспитанию.



В основе воспитания лежит достоинство личности. С. Френе.

Существует много классификаций видов воспитания.

Так, по формам (институциональному признаку) различают:

- семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное;

по содержанию:

- трудовое, умственное, физическое;

по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:

- авторитарное, свободное, демократическое;

по объектам воспитания:

- идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим кратко некоторые из видов воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

Целями социального воспитания являются:

- относительно целенаправленное позитивное развитие;

- духовно-ценностная ориентация;

- выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.

Для этого, во-первых, организуется социальный опыт воспитуемых, во-вторых, осуществляется их образование, в-третьих, оказывается индивидуальная помощь. Все три составляющих имеют яркую этническую и социально-культурную окраску.

Взаимодействиевпроцессе социального воспитания – это всегда диалог воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой. Этот диалог осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация – коллективы, ее составляющие; коллектив – личность; коллектив – микрогруппы – личность; педагог – коллектив; педагог – личность. Содержанием такого диалога могут являться информация, система ценностей, стереотипы и императивы поведения, деятельности, игры и пр. Воспитательная эффективность взаимодействия в процессе социального воспитания определяется объективными (воспитательные организации) и субъективными (приобретение личного опыта адаптации и обособления в социуме) факторами.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность– термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравыже в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль– общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение).

Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – ее императивный характер, совесть – интимно-личностную природу.

Нравственное воспитание – понятие условное. Существует объективная сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, результатом которых должен стать планируемый нравственный результат.

Нравственное воспитание – это не обучение нравственности. Обучить нравственности нельзя. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «нравственное воспитание» понимается как обучение нормам общественного приличия и нормам этикета. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях. Соблюдение норм этикета принято называть воспитанностью или культурностью. Это еще не нравственность, но необходимая ее составляющая. Культура поведения представляет собой совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает нравственный стандарт общества и усвоение положений, регламентирующих деятельность людей, как-то: культура общения, внешности, речи, культура полемики, бытовая, этническая культура и пр.

Парадигма социального воспитания – это парадигма, которая ориентируется на приоритет социума в воспитании человека (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье). Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помо­щью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого. Представители биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияния последнего. Представители еще одного направления акцентируют внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологиче­ской, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Кроме того, виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

Педагогические теории воспитания

Труд – центр всей школьной работы.

Дж. Дьюи

Многочисленные педагогические теории воспитания определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель – идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: все дело в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ори-ентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа СелестенаФрене, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире.

Другим, не менее важным подходом в воспитании, является деятельностный подход. Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят о ситуативном подходе в воспитании.

В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд следующих педагогических правил, которых следует придерживаться педагогу.

Правило первое. В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

Правило второе. При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справедливости и честности.

Правило третье. В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое. По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое. В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный илиличностно-деятельностныйподходкак в воспитании, так и в обучении.

В педагогике как науке (да и в самой педагогической практике) в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики и для совершенствования педагогической практики.

Суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педаго­гическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности – это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании важно проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллективизма и сопричастности всему тому, что делается в классе, школе, городе, стране. Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры – все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблема преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и другие ценности. Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев).

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход в воспитании отражает системувзглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческоеразвитие и саморазвитие являются приоритетными. Этотподход в воспитании ориентирован на то, что система взаимоотношений на уровне «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении,справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой цен­ностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой – ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Сущность воспитания и его виды

Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике . оно употребляется в широком и вузком смысле.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личности. В данном случае воспитание практически отождествляет с социализацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как социально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производственных сил общества, созидателями собственного счастья.

Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность.

Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.

В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

Воспитание-категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил, развитие человека.

Воспитание-категория общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

Основным законом воспитания как общественного явления является закон обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старший поколений в качестве необходимого условия вхождения в общественную жизнь,осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно- исторических условиях.

С основным законом органично связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многовековая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное-поддержание жизни, производство материальных благ.

Объективным законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания и обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройки. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание педагогического процесса в обществе определяются интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, участия в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессов. Этот закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединять воспитание и обучение с производительным трудом и с жизнью общества.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать как закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальный, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей.Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности.

Рассмотрим основные модели воспитания.

Прагматическая модель воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления – научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности.

Антропоцентристская модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида.

Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское; индивидуалистическое и другое воспитание.

Духовное воспитание- это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. В этом процессе создается культура жизненного самоопределения.

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию-пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Н.А. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Определение личностного смысла выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Каждый человек, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности.

Личностный смысл жизни - понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Он осознается как «значение–для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы.

Неумение осознать это приводит к тому, что он не находит своего места в жизни, не раскрывает свой внутренний потенциал. Утрата смысла жизни человеком приводит к депрессии и даже попыткам самоубийства.

В.Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» писал, что мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты поэтому воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть.

Человек обретает смысл жизни, понимая ценность жизни всего живого и каждого человека как венца творения природы, обогащая сознание «знанием всех богатств которые выработало человечество», развивая свои способности и склонности, потребности в самореализации, самоактуализации, выбирая профессию, отвечающую его способностям и интересам личности.

Умственное воспитание. Знание и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием составляют содержание понятия интеллектуальной культуры. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения (читать, писать, считать, излагать свои мысли) и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и т.п.). Интеллектуальная культура формируется в процессе интеллектуального воспитания, которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе.

Задачи умственного воспитания:

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании; развитие всех видов мышления(теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и др. )., опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;

развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности

Эти цели достигаются в учебном процессе, в процессе самообразования, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми.

Показатели интеллектуальной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения, одним из элементов которого является теоретическое мышление.

Теоретическое мышление представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Нравственное воспитание- формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Как форма общественного сознания мораль представляет собой совокупность правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Она обусловлена обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, несет ответственность за свой выбор.

Нравственную структуру личности составляют знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, моральной мотивации и этических оценках. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Выделяют следующие уровни нравственного развития: доморальный-синкретический и конвенциональный - и автономной морали (Л.Колберг). На доморальном уровне ребенок соблюдает принятые нормы из страха наказания, стремления не выпасть из определенной социальной группы. На уровне автономной морали происходит осознание сущности нравственных понятий, принятие или непринятие тех или других, выбор нравственного поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, вовлечение детей в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор

Формирование самоуважения личности - одна из значимых задач нравственного воспитания. Не уважая себя, человек никогда не научится уважать других людей.

Этическое воспитание - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющие свой целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины .Оно является составляющей нравственного воспитания. Один из его главных методов - этические беседы.

Подобно всем направлениям воспитательной работы нравственное воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. Содержание всех учебных предметов имеет нравственные аспекты.

Необходимо обратить внимание на роль компьютера в процессе нравственного или безнравственного становления личности. С одной стороны, возможность приобщиться к богатствам мировой культуры, вступить в широчайший контакт с людьми разных стран, разных профессий и интересов - неисчерпаемый источник формирования и постижения нравственных норм и отношений. С другой- засоренность и бесконтрольность информации, которая размещается на разнообразных сайтах и в Интернете, жестокие и часто безнравственные игры, построенные на обмане, хитрости и предательстве, виртуальная реальность, в которой безнаказанно можно совершать любые преступления, превращают компьютер для подростков и молодежи в источник садистских развлечений, потребления порнографии, пробуждают самые неизменные и порочные человеческие наклонности.

Гражданское воспитание – это процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Гражданская культура и гражданственность-результат гражданского воспитания. Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

В настоящее время нельзя говорить о полноценном формировании культуры современной личности без сформированности у нее глобального, общечеловеческого мышления. Следовательно, выделяют еще один вид воспитания- общечеловеческое воспитание.

Основные функции общечеловеческого воспитания:

развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению;

обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой терпимости с решением общечеловеческих задач;

налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, помогающие свободному общению детей со взрослыми и между собой, в ходе которого углубляется понимание процессов, происходящих в

мире, расширяется кругозор. Школьники могут принимать непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, взаимодействие и взаимопонимание между народами, сохранение окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем являются знание и понимание их детьми. Показателем является интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность в этом направлении.

Политическое и правовое воспитание - основные компоненты гражданского воспитания.

Политическое воспитание – формирование политического сознания ,отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно-нравственных позиций. Оно осуществляется на принципах: объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации: обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие жестких оценок и суждений; «открытее трибуны», политическая панорама и т.п.; деятельность клубов, проведение фестивалей, международных обменов и встреч и т.п.

Правовое воспитаниепроцесс формирования правовой культуры и правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения.

Нравственно-правовые и политические чувства - важнейший элемент правового сознания. Эти понятия подразумевают глубокое уважение к закону как проявлению воли народов, которое неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет гражданская совесть. Она является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность.

Трудовое воспитаниеэто совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии.

В задачи трудового воспитания входят:

политехническая и начальника экономическая подготовка;

выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем, ответственности и чувства долга;

подготовка к выбору профессии, профориентация.

Профориентация – оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение-готовность выпускника к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знания о профессии и ее требованиях к личности, понимание своих склонностей и индивидуальных способностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Основными компонентами профориентации являются: профессиональное просвещение, профконсультация, профдиагностика, профадаптация и профкоррекция. Типы профессиональной консультации: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, корректирующая (когда профессиональные желания и интересы подростка не совсем согласуются с его потенциальными возможностями, способностями, здоровьем).

Экономическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.Экономической сознание включает знания основных законов рыночной экономики, умение осмысливать новое в экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.

Экологическое воспитаниеэто целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.

В формировании экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществознание, право и экономика показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Школьники узнают о недостатках природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организаций, всех людей. Литература, изобразительное искусство и музыка – эстетический цикл раскрывает эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение ко всему живому.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей.

Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются художественное образование и художественное воспитание.

Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

Художественное воспитание – это процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Цель системы эстетического воспитания – обеспечить целостное эстетическое развитие личности, что связано с решением следующих задач: воспитать эстетические чувства; сформировать эстетическое сознание; обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; развить с помощью занятий искусством природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность – духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К основным средствам эстетического воздействия на школьников относятся различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.

Физическое воспитание – это система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособностью и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

В задачи физического воспитания входят: формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности и эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья: повышение физической и умственной работоспособности; развитие двигательных качестве, умений и навыков, закаливание, координация осанки; формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятия физической культурой и спортом; развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, психических свойствах и процессах, об основах гигиены, мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В школьную систему физического воспитания входят уроки физкультуры и ОБЖ, факультативные занятия, внеклассная спортивно-массовая работы: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продленного дня, медицинско-оздоровительные процедуры.

Средства физического воспитания включают гимнастики, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы - солнце, воздух и воды, гигиенические факторные силы – режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений. Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример, соревнования.

В процессе безопасной жизнедеятельности и формирования здорового образа жизни у детей появляется осознание опасности наркотического, токсического, алкогольного, никотинового отравления организма и психики, развивается нравственно-эстетическое отвращение и противодействие пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса лежат глубокие мировоззренческие, культорологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали, религии. Он должен быть построен на утверждении идеала норм здоровой, гармонической и счастливой жизни.

Гендерное воспитание – это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.

Можно назвать следующие задачи гендерного воспитания: правильная гендерная идентификация (отождествление); формирование нравственных межполовых взаимоотношений; подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям, воспитание культуры интимных чувств – привязанности, дружба, любви, верности, долга, заботливости, ответственности, бескорыстия, сострадания и т.п.; формирование установки на рождение и воспитание детей (репродуктивной установки); половое и сексуальное просвещение, формирование научных понятий и биологических и социальных проблемах пола, особенностях развития и поведения мужчины и женщины.

В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех значениях: 1) в социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности; 2) в широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений;3) в узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.

Английское «education» происходит от латинского «educare», что означает «выведение человека на свет», «озарение человека». Таким образом, даже там, где в лексике присутствует только один термин - «education» (образование), главная задача школы видится не в трансляции знаний, а в формировании личности.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Воспитание – процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием. Воспитание – процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от терминологических споров и конъюктурных метаний. Это реальность человеческого бытия. Воспитание – процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В то же время другая часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей.

Система целей деятельности в теории воспитания рассматривается через: 1) развитие потребностей, запросов учащихся; 2) через развитие способностей учащихся (см. схему 1).

 

Воспитание отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в том числе образовательной, системы. Оптимальный путь к успеху – гуманистическая воспитательная система.

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общества, бытия (по сути весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитательных условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности.

Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. В то же время традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям. Только в 20 в. начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых, что нашло отражение в возникновении специальной отрасли педагогического знания – андрагогики.

Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания в различных странах.

Социокультурный опыт учащихся формируется через: 1) знания, умения, творчество; 2) опыт эмоционально-ценностных отношений

 

С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки эффективности способов и средств воспитания. Большое внимание воспитанию уделяет так называемая конфессиональная психология, разрабатываемая в целях формирования религиозного сознания и поведения.

Воспитание – это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика.

Осуществление воспитательной деятельности требует хорошо развитых коммуникативных способностей.

Рассматривая коммуникативные способности, следует учесть, что понятие “способности” как таковое трактуется по-разному различными учеными. В отечественной науке основные толкования даны такими учеными, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалева и другие. Концепция Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова сводится к синтезу свойств, особенностей личности, проявляющихся в деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. По мнению А.В. Петровского, способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, легко, глубоко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

 

Направленность образования на формирование коммуникативной личности в последние десятилетия обусловила повышение интереса российских и зарубежных педагогов и психологов к проблеме формирования коммуникативной компетентности специалистов. Эта проблема рассматривалась в работах таких отечественных и зарубежных специалистов, как, например, Д.Х. Вагапова, К.А. Власова, Н.В. Казаринова, С.В. Кульневич, В.Н. Куницына, В.И. Лавриненко, В.М. Лещинский, М.Е. Литвак, И.Р. Максимова, Ю. Мель, Р.П. Мильруд, П. Мицич, В.М. Погольша, Г.Г. Почепцов, У. Пфингстель, В.М. Снетков, Р. Хинтч, Н.Ю. Хусаинова, И.М. Юсупов и др.

Весьма показательно, что немецкие психологи У. Пфингстель, Р. Хинтч, Ю. Мель, сербский ученый П. Мицич, чешские психологи В. Каппони и Т. Новак и др., подчеркивая необходимость корректировки образа “Я” в ситуации социального перелома, делают акцент не столько на необходимости новых социальных знаний, сколько на способах поведения, взаимодействия, умения правильно понимать желания, ожидания и требования разных партнеров по общению, отдавать себе отчет в том, что коммуникативная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью, нетерпимостью, а, напротив, предполагает уважение к другим.

Рассматривая проблему коммуникативной компетентности, следует отметить, что в современной науке зачастую Языковая компетенция, по их мнению, – это потенциальное владение языком, то есть языковые знания, умения и навыки, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша определяют коммуникативную компетентность как “владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии”.

В настоящее время выделяют подкомпоненты коммуникативной компетентности: вербальную компетентность и невербальную компетентность.

Диалог (греч. dialogos) – речевая коммуникация посредством обмена репликами; переговоры, свободный обмен мнениями. В теории воспитания это – попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от воспитателя к воспитанникам и обратно. Здесь уместно напомнить высказывание литературоведа М.М. Бахтина, который подчеркивал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими ее, в процессе их диалогического общения.

Диалог это не просто вопрос – ответ. Ориентированный на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявление (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола и т.п.) отношения студентов к обсуждаемой проблеме, изучаемому предмету, людям, миру; способствует проявлению личностной позиции. Правильно построенный диалог создает атмосферу взаимопонимания, доверия, откровенности; позволяет участникам приобретать умение четко формулировать и излагать свои мысли. Чтобы сделать общение на занятиях диалогическим, преподавателям необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние обучаемых, опираться на положительное в них, обеспечивать каждому комфорт, создавать ситуацию успеха, проявлять живой интерес к взаимному обмену информацией.

В диалоге профессионально важным для воспитателя умением выступает умение формулировать вопросы. Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант еще в конце ХVIII века заметил, что “умение ставить разумные вопросы есть важный признак ума и проницательности”. Грамотно сформулированный и содержательный вопрос воспитателя может стать основой интересного диалога на уроках в школе, во внешколльном общении, а также хорошим образцом для подражания школьникам.

Чтобы правильно организовать диалоговое взаимодействие, участникам необходимо опираться на следующие правила: заданный вопрос должен сопровождаться паузой для формулирования ответа на него; высказываемая учеником точка зрения или выражение отношения к обсуждаемой проблеме должна стимулироваться, поощряться учителем; любое несогласие – допустимая норма, но оно должно быть аргументировано; коммуникативное пространство принадлежит всем участникам общения; диалоговое общение строится по формуле “глаза в глаза”; обязанность воспитателя – мотивировать и стимулировать активность участников общения.

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная часть коммуникативной компетентности. Но не менее значима и такая ее часть, как умение слушать. В.А. Сухомлинский писал, что умение слушать – это большое педагогическое искусство и ценнейший дар педагога. Подчеркнем, что умение слушать – активный процесс и необходимое условие взаимодействия, сотрудничества, успешности учебного процесса и межличностного общения. Активная, заинтересованная позиция воспитателей и воспитанников при слушании отражает их личные симпатии и отношение к любому говорящему.

 

Проблема регуляции психических состояний весьма значима в обучении и воспитании, так как понимание учителем психических состояний и управлений ими в процессе общения является одной из сторон педагогической деятельности. А.О. Прохоров выделяет два круга вопросов, связанных с данной проблемой:

диагностика и влияние психических состояний учащихся на их поведение и усвоение знаний, умений и навыков в процессе общения с учителем;

состояние самого учителя, его влияние на характер и продуктивность его деятельности, на поведение и взаимодействие с учениками (в процессе общения).

От решения проблемы управления психическим состоянием во время педагогической деятельности зависит эффективность общения, а, следовательно, и продуктивность учебно-воспитательного процесса, не говоря уже о карьере и здоровье педагога. Многие опытные учителя умение управлять своими состояниями считают одним из важнейших профессиональных качеств. А такие известные ученые-педагоги, как И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и ряд других, считают навыки саморегуляции одним из важнейших и обязательных компонентов педагогического мастерства, который необходимо сформировать у будущих учителей в процессе вузовской подготовки.

Как известно, психические состояния, переживаемые педагогом, отражаются на учащихся, особенно тех из них, которые склонны к подражанию. Изучив это явление, К.К. Платонов и Г.Г. Голубев выделяют дидактогенные психические состояния учащихся, связанные с неадекватным речевым поведением и действиями педагога и пагубность их влияния на результативность общения и всего процесса обучения в целом. Поэтому считаем необходимым подчеркнуть, сколь важным является овладение психорегуляционными навыками для каждого педагога.

По результатам исследования саморегуляции и управления психическими состояниями, А.О. Прохоров выделил следующие методы саморегуляции отрицательных состояний:

для регуляции настроения перед работой учитель использует такие методы, как самоприказ, отключение и переключение внимания, когда сознание удерживается в русле, далеком от травмирующей ситуации, самовнушение;

раздражение, злоба, досада, замешательство регулируются с помощью самоприказов, самовнушения, самоубеждения, психологической защиты, то есть теми способами, которые помогают стабилизировать состояние педагога во время урока, достигнуть психологического равновесия;

волнение, агрессия, нервное напряжение, сомнение снимаются путем переключения на двигательные виды деятельности или отключением;

усталость, утомление, переутомление снимаются с помощью релаксации, переключения на контрастные виды деятельности, пассивный отдых.

В повседневной работе учитель сталкивается с необходимостью определения состояний учащихся и их коррекции, так как они непосредственно влияют на протекание учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие методы являются наиболее приемлемыми для целей педагогической экспресс диагностики. Исходя из ситуации общения в учебно-воспитательном процессе, можно предположить, что самыми удобными методами являются субъективные, не предполагающие проведения каких-либо специальных процедур тестирования, анкетирования обучаемых. По мнению большинства учителей, оптимальным является визуальная диагностика. Для этого педагог лишь должен уметь видеть определенные признаки, характеризующие соответствующее состояние или настроение коммуникативного партнера.

Кроме техник, используемых для регуляции психических состояний и способствующих повышению эффективности процесса общения, педагогу необходимо также умение пользоваться психологическими техниками, применяемыми непосредственно в дидактических целях. Здесь можно выделить техники, разработанные таким современным направлением психологии, как нейролингвистическое программирование. Созданное изначально с психотерапевтическими целями, такое программирование в последние годы все активнее используется в образовательном процессе для повышения эффективности педагогической деятельности, в частности в работе с отстающими и трудноуправляемыми учащимися, в повышении грамотности и обучении русскому и иностранным языкам и т. п.

 

Каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества.

 

Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки эффективности способов и средств воспитания. Большое внимание воспитанию уделяет т.н. конфессиональная психология, разрабатываемая в целях формирования религиозного сознания и поведения

ПСИХОЛОГИЯ – рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

Психологическая сущность воспитания заключается:

1) в формировании мотивов поведения.

2) в формировании привычек поведения, в которых реализовались бы эти мотивы.

2) Проблемы психологии воспитания. Принципы воспитания.

Проблемы психологии воспитания:

- проблема механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях образовательного процесса;

- проблема соотношения и разграничения воспитания, обучения и социализации;

- проблема зависимости формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;

- проблема мотивационной сферы учащегося, её направленности, нравственных установок;

- и др.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт.

ФОРМИРОВАНИЕ - процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

СТАНОВЛЕНИЕ – термин, обозначающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом.

Л.М.Лузина выделяет несколько значений понятия «воспитание»:

1)воспитание - это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.

2)воспитание – это понятие, посредствам которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов (социализация).

3)воспитание - это специально организованный воспитателями-профессионалами педагогический процесс, целью и

4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека.

 

Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей).

Принцип психологии – развитие личности в деятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность ребёнка, в ходе которой ребёнок имел бы возможность проявить свою активность.

Подкрепление воспитательных воздействий. Наиболее действенные оценки:

- дошкольный возраст, младший шк.возраст – оценка взрослого;

- подростковый возраст – оценка сверстников;

- юношеский возраст – самооценка.

Учёт межличностных отношений в малой реальной группе. Надо знать подкреплять или нет позицию ребёнка (позиции: соц.звезда, популярный, малопопулярный, непопулярный, отверженный)

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, характер, преобладающие мотивы, имеющиеся потребности)

Учет возрастных особенностей:

- дошкольный возраст – может быть категорическое требование;

- младший школьный возраст – этап наглядного образа (конкретного, литературного);

- подросток – убеждение, доказательство, общение на равных;

- юноша – аргументация.

Смысловой барьер (Л.И.Божович)- это непонимание, которое возникает в результате вкладывания разных смыслов в одно и тоже воспитательное требование воспитателем и воспитанником. Разновидностью смыслового барьера является коммуникативный барьер, как разное понимание ситуации общения партнёрами.

Виды смысловых барьеров:

1) По содержанию (разное понимание содержания воспитательного требования; пример: драка);

2) По форме предъявления требования (содержание уходит на второй план, и смысл приобретает форма предъявления требования);

Как результат первого и второго:

3) К определённому человеку (проявляется в виде отказа от помощи, в которой ребёнок нуждается от одного человека и принятие этой помощи от другого; или выполнение требования, которое предъявляет один человек и невыполнение, если его предъявляет другой).

Пути формирования барьеров:

1) По форме:

Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);

Чрезмерно частое предъявление требований (тогда требование теряет побудительную силу; требование взрослого должно перерасти в требование к себе);

Несоответствие требования возможностям ребёнка (возрастным, индивидуальным);

2) К определённому человеку:

3 вопрос

Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости

Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий. В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний. В "Большом энциклопедическом словаре" критерий определяется как "признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки" (Большой…, 1998, С.595). Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Но, как отмечает А.К. Маркова, "выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности. В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная "модель", характеризующая сущность профессиональной деятельности практического психолога, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же, как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности".

Н.Е. Щуркова так определяет, что такое показатель: "то, что доступно восприятию, то, что "показывает" наличность чего-либо".

Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:

внешний вид ребенка;

мимический и пластический образ;

речь;

поведение, складывающееся из отдельных поступков;

избирательная деятельность;

реакции на социальные явления;

система его взаимоотношений с окружающими;

качественность его предметной деятельности;

идеалы.

А.К. Маркова выделяет следующие показатели воспитанности

Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития - воспитуемость. Это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности. Уровни воспитанности и воспитуемости

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости (Маркова А.К., 1992; см. аннотацию). Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении. Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе. Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях. Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.
В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.

 

Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:

внешний вид ребенка;

мимический и пластический образ;

речь;

поведение, складывающееся из отдельных поступков;

избирательная деятельность;

реакции на социальные явления;

система его взаимоотношений с окружающими;

качественность его предметной деятельности;

идеалы.


Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития - воспитуемость. Это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности

Вопрос


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 12071; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!